Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философское послесловие





В живом, разнообразном просторе мира, человеку предназначена центральная равнина. На ней возвеличивает он свою поступь, облагораживает характер, преследует гуманные цели. А в сообществе себе подобных, строит государство свободы и развития. Повсеместно может он существовать, – в силу своих страстей, и, в собственных душевных разломах не замечая их, продолжать жить. Но только тяготение к центру объединит его страстной души разнородные качества, которые ровным, мощным потоком сольются и заполнят равнину его сердца духовными богатствами и истинами от Жизни и от Бога. Сочетаемость и тождественность действий и могущества мышления, высоким холмом вознесут его посреди животворящей среды его благих свершений. Такова картина кульминации человеческого величия: движимого от окраин к центру, к главенствующей способности, – к творчеству. Таково его возрождение в эпоху Кампанеллы.

Всем четырем сторонам мира открытый Город и ни от кого не скрывающий себя, – как не скрывают зажженную свечу, светящую всем в доме, – не дрогнет под натиском людских низких страстей, не обуяет им и желание устрашать, но только просвещением покорит их, хотя чернь и невежественна и сильна. Поэтому надежно укреплен он и физически, и духовно. А храм, выступающий олицетворением божественной природы в человеке, одновременно является и оплотом божественных проявлений на земле, на высоте которой, своею метафизически-мистической державностью, он стоит.

В человеке, как в государстве, должны гармонично образовывать единое целое все его крупные и мельчайшие намерения и желания, мысли и чувства; и ни одно не должно преобладать, или претендовать на другое. Воспитывая свои желания, как воспитываются граждане в городе, человеку каждое следует направлять в благоразумное русло, и одни поощрять, другие исправлять. А начинать надо с простейшего и наглядного постепенно переходя к более сложному и умозрительному. И, не останавливаясь только на обучении, применять воспитанность и знания, – как отвлеченные, так и прикладные, – на практике.

Чрезвычайно важна сама достозначимость знания. Не того знания ради информации и «книжных слов», в котором коснеют и ум, и сердце, а того знания «самого предмета», которое обогащает человека духовно, посвящая его в мощь, мудрость и любовь изучения и исследования; знания, приобщающего к долгу.

Человеку, изучающему многообразие искусств и наук, осваивающему универсальные понятия и предметы, проникающему высоким знанием как таковым, прозревая в нем метафизичность с ее соправителями и подчиненными, и, наконец, осмысливающему моральный долг перед другими, своими согражданами, – только такому человеку, осознавшему все эти этапы целокупно, подлежат ведению и душа, и тело, и ум. Иными словами, лишь тот способен управлять в себе своими эмоциями, желаниями и мыслями, кто привел в порядок внутреннюю иерархию всего общего в себе и возвысил всего себя как разделенного целого в мощи, мудрости и любви.

Между частями и данностями, между душой и телом все общее! Эта всеобщность снимает проблему партикуляризма, ликвидирует разночастность. То есть, при сохранении принципиальной разницы между душой и телом, ликвидируется не их собственность, а желание присвоения каждой стороной чего-то высшего, чем есть сами они. Так, нет никаких привилегий у тела быть блаженнее или значительнее души, но у последней тоже нет никакого права лишать его достойного значения или какого-либо блага. Тело ли, душа, или что-либо другое, заботящееся о самосохранении себя не как части, принадлежащей общему, а как части, претендующей на общее, коснеет и лишается природных способностей. Кто знает только один предмет, тот невежествен. Стремление к универсальности – вот что отличает ученого Возрождения от специалиста наших дней. Истинное старание в деле познания не может ограничиваться одним направлением, областью или предметом. Ведь сам человек содержит в себе все стороны жизни: и животную, и цивилизованную, и вселенскую. А раз так, значит, трезво мыслящему и здоровому должно не только некоторые, но все эти стороны бытия познавать. Тогда в познавательном устремлении, через которое приобщаешься к силе, уразумению и любви, он будет, как солнце, сиять перед Богом.

Подлинные знания не утомляют человеческого ума. Они не нуждаются ни в отдыхе, ни в перемене, так как всеобщи. И пока длится их непрерывная жизнь в человеке, они наилучшим образом раскрывают его сердце перед Богом, как лучи солнца, распускающие цветок. Как кровь циркулирует по всему телу, поступает во все его части и является общей для всех органов, такими же знания должны быть для человека, – общими для всех поступков, мыслей и желаний. И, распределяясь по силе, мудрости и любви, ни один человек тогда не поступит опрометчиво, так как знания как совокупность поступков не допустят этого и положат меру частному действию; также никто не помыслит необдуманно, так как знания как совокупность всех мыслей, то есть как единство мудрости и уразумения, выявят степень глубины или поверхностности этого помысла; также никто не станет пользоваться любовью для себя, так как знания как цельность чувств и желаний, направят ее к достоинству другого. Именно знание дает возможность именования вещей по их основным качествам. И именно метафизика мыслей дает жизнь слову, выражающему качества или те или иные действия вещей и людей.

Все в человеке разворачивается во времени, а каждый акт его существования занимает свое место. И на смену одного – развившегося и оформленного, – приходит другое – требующее развития и оформления. Этот круговорот неисчерпаем и беспределен, каждый новый элемент в нем связан с другим – предшествующим. Именно в этом проистекании и разветвлении человек обретает себя: во главу ставя высокое, а в подножие – низкое, для воспитания и последующего его возвышения.

Как физические данные детей, на базе которых впоследствии развиваются добродетели, у Соляриев зависят от правильного сочетания родителей, так и поступки и мысли отдельно взятого человека зависят от его побуждений. Благородные побуждения порождают такие же поступки; и к благим мыслям мы приходим вследствие аналогичных причин. Если человек добр, то он будет добрым и в поступках, и в мыслях, и в словах. Если же прокрадывается в его душу недоброе побуждение или желание, тогда ему следует соединить его с добрым желанием, твердо принятым всеми и не встречающим общественного порицания. В итоге такой союз произведет относительно полезный поступок, никому не вредящий, разве что самому человеку, который его произвел. Но это послужит ему уроком, и научит впредь избегать намерений не согласованных с добродетелью полностью.

Грех, или даже самый мизерный проступок принадлежит всему человеку. Этому проступку сопричастно самое высокое и метафизическое в нем. И как самый маленький камень, брошенный в воду, дает обширные круги на ней, так и содеянный проступок дает тот же эффект. И наоборот: самый малый и рядовой праведный и добровольный поступок может спасти и одухотворить всего человека.

В Городе Солнца все пронизано одним знанием об общности всего и правильным распределением способностей каждого. Так и в человеке должны быть правильно распределены его способности, а сознание его – возвышать и сводить воедино все разнокачественные начинания.

На основании декларации всего общего в Городе Солнца, можно заключить, что и во вселенной все общее и едино, то есть проявляется универсально; и в самом человеке все составляющие его части есть общее для его бытия; и наконец, по выражению Николая Кузанского в «Ученом незнании»: «каждое конкретизирует собой все» и «всякая актуально существующая вещь конкретно определяет собой вселенское все так, что оно становится актуально ею самой».

Солярии полагают два метафизических начала: «сущее, то есть вышнего бога, и небытие, которое есть недостаток бытийности и необходимое условие всякого физического становления». Универсум – это единое, живое существо. И человек является одновременно и частью этого универсума, и его малым цельным повторением, микрокосмом, в котором, как и в макрокосме, есть сущее и небытие, точнее, недостаток бытийности, без которого невозможно никакое становление. Этот недостаток бытийности имеет двойную природу, одновременно являясь и частью недостатка бытийности всего универсума живого мира, и собственно человеческим его проявлением, как малым цельным повторением. И сущее есть подобие Бога, а образом его является недостаток бытийности. Поэтому человек обязан вносить религиозную подоплеку в любые свои дела, даже в такие, которые общи с животными. Только тогда он и будет поистине отличаться от них, – и не в силу денег или знатности рода, а в силу метафизичности, с входящими в нее мощью, мудростью и любовью. Все происходит по воле и предопределению Бога. Все в природе отражает эту волю и предопределенность в виде присущих каждой вещи или их связям, законов. Наибольшим почетом пользуется у Соляриев солнце. Но никакое творение не считают они достойным поклонения, которое воздают одному лишь богу. «И поклоняются они богу в солнце и звездах, почитая их за алтари, а небо – за его храм».







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия