Краткий обзор
Вступление.
Метафизика
Калабрийский философ в первых же своих произведениях выступил против учения о форме как самостоятельном и единственно активном начале, определяющем сущность вещей и их реальное бытие, и о материи как чистой возможности. Новая натурфилософия начинается с реабилитации материи, которая является не схоластической абстрактной возможностью бытия, но существует реально. «Ибо материя не есть ничто, но является сущим, – писал он в «Вопросах» к «Реальной философии». Не форма, а материя является первоосновой бытия; Кампанелла отвергает мнение схоластов, что «материя существует лишь благодаря форме» Формы умирают, а материя пребывает такой же. Следовательно, она едина и бессмертна, а формы многочисленны, изменчивы, тленны, подвержены возникновению и гибели. Следовательно, «материя дает формам материальное существование, сама же воспринимает от них лишь формальное бытие, но не бытие как таковое. Ибо она сама воспринимает, а воспринимать может лишь потому, что по природе предшествует формам». Но эта лежащая в основе вещей реальная и телесная материя сама по себе еще недостаточна для их возникновения. Ибо от старой, перипатетической традиции эта новая материя Кампанеллы унаследовала чрезвычайно существенное свойство – пассивность. Есть два активных начала – два «мастера», создающих многообразный мир вещей из бесформенной телесной массы – материи, – они бестелесны, но не могут существовать без тела. Эти начала – тепло и холод. Враждебные друг другу, вечно стремящиеся к взаимному уничтожению, они находятся между собой в непрерывной борьбе за обладание материей. Они рождаются и гибнут, не обладают самостоятельным и независимым от материи существованием, но именно они являются причинами возникновения вещей. Отвергая теорию четырех элементов (земля, вода, воздух и огонь) как основ материального мира, Кампанелла принимает лишь два первоначальных тела – небо и землю. В материи небесной господствует тепло, поэтому высшим воплощением небесного огня и тепла является Солнце; в материи земной царит холод.
Законы природы
Пространство есть вместилище материи, а «время неотделимо от вещей», – говорится в «Вопросах» к «Реальной философии». Так всякая вещь оказывается частным моментом в непрерывном потоке бытия. Все вещи в мире образуются (и в этом Кампанелла следует традиции неоплатонизма), в результате их одновременной причастности бытию и небытию как условию становления. Всегда вещь временная отличается от самой себя, и все вместе они составляют всеобщность вещей, которая также всегда иная, как вода потока. Не с небес на землю низводит калабрийский мыслитель законы природы, а объективно присущие природе закономерности представляет как зависящие от божественной воли. В связи с этим в трактате «Против языческой философии» он говорит, что существуют две божественные книги, в которых мы черпаем истину, – это природа и Священное писание. Живую книгу природы человек познает с помощью разума и ощущений. Вторая книга – «не лучше» книги природы, а лишь «более подходит» обыденному человеческому сознанию. Природа открывает перед человеческим разумом безграничные возможности познания мира, а Писание является наставление в нравственности и вере. 13 августа 1606 г. он писал папе Павлу V, что «чистый закон природы и есть Христов закон, добавивший лишь таинства». Таким образом, достигалась полная самостоятельность науки и философии от религии и богословия при провозглашении их глубочайшего единства и согласия. Итак, весь мир «есть чувствующее животное, и все его части наслаждаются общей жизнью».
Гносеология
Свою теорию познания Кампанелла строит на принципиальном родстве человеческой души и всеобщей способности к ощущению, разлитой в природе. Органом человеческого познания является «жизненный дух», «телесный и изменчивый», состоящий «из тепла и тончайшей материи». Процесс познания выводится из ощущения. «Ощущение происходит не благодаря восприятию, как полагает Аристотель, а благодаря изменению состояния». Само ощущение понимается двояко: оно есть одновременно и непосредственное познание внешних вещей с помощью органов чувств, и внутреннее созерцание, интуиция. Именно благодаря внутренней интуиции человеческий разум способен постигать прималитеты. Так гносеология самопознания смыкается в «Метафизике» Кампанеллы с его учением о бытии. Универсалии – общие понятия – возникают в человеческом сознании как обобщение сходных признаков предметов, они возникают из частностей, более того, они «не что иное, как эти же частности, понятые по сходству как единое». Из самопознания Кампанелла выводит достоверность человеческого знания. Самая способность человеческого ума к заблуждению и ошибкам служит косвенным, но бесспорным доказательством возможности и достоверности знания. «Ибо я не могу ошибаться, если я не существую. Ведь «ничто» не способно ни к истине, ни к заблуждению. Следовательно, я не ошибаюсь в том, что я узнал о своем существовании. Далее, я не ошибаюсь в том, что знаю об этом моем знании. Ибо так же, как я узнал, что я существую, я узнал, что я знаю о своем существовании».
Гилозоизм, астрология, магия
Учение о всеобщей одушевленности природы – свидетельство о попытке найти в самой природе, в свойствах материального мира объяснение всех форм движения в их органическом и неразрывном единстве, создать такую концепцию живого космоса, из которой можно было бы вывести и движение небесных тел, и возникновение вещей в недрах материи, и появление растительного и животного мира, и человеческое сознание.
Для многих тогдашних ученых, в том числе и для глубоких наблюдателей, математиков и астрономов, астрология представлялась естественной и точной наукой. Астрологические представления Кампанеллы основывались на его понимании всеобщей связи явлений в природе. Астрология естественно вытекала из учения Кампанеллы о всеобщей способности вещей к ощущению.
Осознание практической цели знания приобрело в философии Кампанеллы специфическую, связанную с историческими особенностями возникновения новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. В 14-й книге «Богословия» Кампанелла дал следующее определение магии: «Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе». В этой магии, подчеркивает он, нет ничего суеверного или сверхъестественного: «Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным». Таким образом, «маг» – это философ, который не ограничивается созерцанием, но действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира. Включая в себя весь свод наук, в том числе и астрологию, которая являлась для Кампанеллы наукой о взаимосвязи земных и небесных явлений, магия должна была, по мысли калабрийского реформатора, служить основой практической деятельности в целях всеобщего преобразования.
Величие человека
Кампанелла прославляет человека как царя и властелина природы. Человек «кажется как бы вторым творцом мира», говорит он в трактате «О человеке». Полемизируя со средневековыми представлениями о суетности мира и человеческом ничтожестве, он, продолжая великую гуманистическую традицию, заключает свой гимн человеку гордыми словами: «Следовательно, человек не червь, но распорядитель и наместник Первой причины, зиждительницы всех вещей». А в «Метафизике» пишет: «Кроме того человек подражает всей природе и богу… Его города подобны телу: стены как кожа, башни как голова, кузнечные меха как легкие, органы как голосовая артерия, очаг как сердце, горшки как желудок, нож и пила как зубы… подобно ангелу, он заботится о распространении животных и растений; нет в мире ничего, чему бы он не подражал…. Поэтому представляется, что человеческий разум отличается от звериного не большей или меньшей степенью, но божественностью, владычеством и своей природой». «Кроме того… человек ведь в желаниях своих не останавливается на вещах этого мира, и, наслаждаясь обладанием царств, он желает еще большего – возвыситься над небом и миром и захватить бесчисленные миры. Этого не было бы в душе, если бы она на деле не была бы порождением бесконечной сущности – подобно тому как огонь стремится сжечь и захватить бесконечные вещи и распространиться в бесконечность…. Разумом человек превосходит не только землю и воздух, небо, солнце и мир, но всегда познает еще нечто большее, и так без конца… Человек – лучшее и высшее существо, высшее, нежели мир и элементы, и еще более – чем животное». «Физика, изучающая природу, политика и медицина показывают его как ученика бога, метафизика – как сотоварища ангелов; богословие – как сотоварища бога».
Эстетические взгляды
|