Студопедия — Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА






 

Сыры

Сыры получают из молока путем его свертывания и дальнейшей обработки. При изготовлении сычужных сыров свертывание молока производиться под действием сычужного фермент, а кисломолочные – молочной кислоты. По содержанию сыры бывают 60, 50, 45, 30 и 25% жирности. Сыры делят на сычужные и кисломолочные.

Сычужные сыры. Подразделяются на твердые и мягкие.

Твердые сычужные сыры.

К Швейцарским сырам относятся Швейцарский, Советский, Алтайский, Московский, имеют пряный, слегка сладковатый вкус, тонкий аромат, крупный рисунок. Отличаются сыры по массе и форме.

К голландским сырам относят Голландский круглый и брусковый, Костромской, Ярославский, Эстонский, Сусанинский, острый вкус и аромат, слегка ломкое тесто, пластичная консистенция, по сравнению с швейцарским содержит больше влаги.

К Сырам типа Чеддер относятся Российский, Чеддер, имеют они нежную, пластичную, слегка мажущуюся консистенцию. Вкус чистый, слегка кисловатый.

К латвийским (полутвердым) сырам относятся Латвийский, Пикантный. Имеют специфический,слегка аммиачный, умеренно острый вкус и аромат, образующиеся при участии поверхностной микрофлоры(слизь,дрожжи,плесень)

Мягкие сычужные сыры

Сыры типа Дорогобужского (Дорогобужский, Медынский, Дорожный) с наличием слизи на поверхности. Вкус и запах острый, аммиачный.

Сыры типа Десертного с наличием плесени на поверхности, острый пикантный вкус и аромат. Представителем является Десертный белый, Русский Камамбер.

Сыры типа Закусочного с наличием плесени и слизи на поверхности. Относят сыры Закусочный, Смоленский, Любительский.

Сыры Рокфор с наличием плесени внутри головок сыра. Сыр имеет острый перечный вкус, на разрезе видны прожилки сине-зеленой плесени.

В группу сычужных сыров относят также рассольные сыры, получают из коровьего молока и козьего молока, они созревают в рассоле, где хранят вплоть до созревания. К ним относят сыры Брынзу, Сулугуни, Чанах, Кобийский.

Кисломолочные сыры. Свертывания молока происходит под действием молочнокислых бактерий. Кисломолочные сыры делятся терочные и творожные не созревающие.

К терочным сырам относят Зеленый - созревающий сыр до формования смешивают с травянистым растением донником, придает окраску и особый запах. Вкус и запах специфичный, острый, грибной.

Сыры творожные не созревающие готовят из творога. Вкус кисломолочный, чистый, слегка солоноватый.

Переработанные сыры.

Сыры плавленые вырабатываются из сычужных сыров с добавлением молочных продуктов, вкусовых и ароматических наполнителей. Сыры не имеют рисунка.

Подразделяются на пять групп:

- Ломтевые – (Советский, Российский, Оршинский, Городской)

- Колбасный - (Колбасный, Охотничий, Особый)

- К обеду – (сыр с грибами, для супа, с луком)

- Пастообразные – (дружба, Янтарь, Кисломолочный, Волна)

- Сладкие – (Фруктовый, Золушка, Чебурашка, Апельсиновый)

Все переработанные сыры выпускают фасовочными.

Маркируют твердые сычужные сыры впрессовыванием в сырное тесто пластмассовых или казеиновых цифр, обозначающие число, месяц, номер варки.

Кроме того, наносят производственную марку несмывающейся краской разной формы в зависимости от жирности:


55% - большой круг

50% - квадрат

45% - правильный восьмиугольник

30% - шестигранник

20%-треугольник


Маркировку на остальных сырах наносят на обертку или этикетку, а для рассольных непосредственно на тару, в которую они упакованы. Хранение: твердые сыры тем.2-8 15 дней, мягкие -10 дней, переработанные 2-4 3 мес.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

(См. схему 1 на стр. 572)

1. Понятие социальной власти

Одним из необходимых условий существования человеческого общества является выработка единой воли лиц, действующих совме­стно. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение не обходится без согласования воли их участников. Не может возни­кать правоотношение, если один из его участников не обладает ра­зумной или свободной волей и не способен выразить ее в отношени­ях с другими лицами.

Согласование воли осуществляется различными способами. Это может быть совет, рекомендация, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь положительного результата (рекоменда­ции врачей, советы родственников и знакомых, пояснения препода­вателей в процессе обучения);

предписание действовать определенным образом. Если совет, ре­комендацию можно не исполнять, то предписания являются обяза­тельными. Например, правила игры, правила дорожного движения. Гоголевские герои Ноздрев и Чичиков не смогли успешно завершить игру в шашки потому, что один из них постоянно нарушал ее прави­ла. Подобный результат ожидает всех, кто попытается нарушить ус­тановленные предписания;

приказ, команда действовать определенным образом. В этом слу­чае происходит подчинение воли одного человека другому, один че­ловек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть. Власть может быть безграничной, когда человек должен выполнять ее лю­бые команды, выраженные как устно, так и письменно или с помо­щью жестов, а подчас и даже взгляда.

Другим характерным признаком власти является обязательность исполнения отданного приказа, непременное подчинение данной ко­манде. Без соблюдения этого условия власть перестает быть властью

и превращается в пустое сотрясение воздуха пустым звуком. Подчинение приказу может быть добровольным, либо под угрозой приме­нения принуждения, либо с применением насилия. Применение при­нуждения является обязательным признаком власти, отличающим ее от рекомендаций и технических предписаний.

Право индивидуума или органа отдавать властные указания ос­новывается на каких-либо признаваемых обществом нормах. Руко­водитель преступного сообщества также обладает властью, руково­дит действиями своих сообщников. Однако его управление сообще­ством не является действительной властью, признаваемой обществом. Наоборот, все такие действия признаются общественно опасными, и все члены сообщества подлежат уголовной ответственности. Со­циальная власть должна признаваться таковой в силу моральных норм, обычаев или права и направлена на достижение социально полезного результата. Власть, осуществляемая с целью нарушения прав и свобод человека и гражданина, организаций и иных лиц, со­циально вредна и должна быть незамедлительно прекращена обще­ством. Еще буржуазные идеологи обосновали право общества, кол­лектива сместить лиц, использующих предоставленную им власть в своекорыстных целях и узурпирующих права других.

Таким образом, власть понимается как основанное на действую­щих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельно­го коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, из которых она состоит, и праве суп­ругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Суп­руги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи и рано или поздно расторгают брак в установлен­ном законом порядке.

Социальная власть на уровне отдельных коллективов людей — об­щественных объединений или трудовых коллективов — характери­зуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида соци­альных норм. Она признается действующими нормами права, а кон­кретные формы проявления власти определяются самими коллективами в уставах общественных объединений или норматив­но-правовых актах, принимаемых трудовыми коллективами или органами управления организаций, предприятий, учреждений. Все споры о власти и законности ее решений в организациях,

предприятиях, учреждениях решаются компетентными государ­ственными органами, а в общественных объединениях их членами непосредственно.

Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется государством. Как орган управления делами общества государство принимает обще­обязательные нормативно-правовые акты, а также индивидуальные акты применения норм права, осуществляет государственное при­нуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение. Госу­дарство выполняет особые, только ему присущие функции, имеет специфическое содержание и форму. Обстоятельное изучение на­званных компонентов государства и составляет основное содержа­ние теории государства.

2. Основные теории происхождения государства

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения го­сударства, которые различным образом объясняют причины, усло­вия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсут­ствие единства во взглядах ученых на историю становления государ­ства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на началь­ные стадии истории человечества, на которых еще не было письмен­ности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до на­ших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной кар­тины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выд­вигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении госу­дарства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Сред­невековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин воз­никновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории ста-

новления государства становились более сложными и более аргумен­тированными.

В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государ­ства сказываются их мировоззренческие, философские и идеоло­гические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоз­зренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материаль­ных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не спосо­бен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распростра­ненными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также те­ория насилия.

Согласно теологической теории, получившей наибольшее разви­тие в XII—XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из кото­рых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявле­ния божественной власти на земле. Поэтому каждый государь явля­ется слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством.

Патриархальная теория, сторонниками которой были Аристотель и Н.К. Михайловский, рассматривает государство наилучшей фор­мой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение вла­сти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы за­ботиться о своих подданных, создавать условия для достижения об­щего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Договорная теория происхождения государства получила широ­кое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории государ­ство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государ­ства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и со­здания условий, гарантирующих неприкосновенность частной соб­ственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили

между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества, государство обязуется защищать слабых и бедных, охра­нять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюде­ние прав человека. Если государство свои права выполняет ненадле­жащим образом, — что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства,— то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и пу­тем вооруженного восстания.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.) несколько иначе объясняет процесс становления государства. По глубокому убежде­нию ее сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба пле­мен за свою независимость и приводит к возникновению специаль­ного органа, как у слабых племен, так и сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, спо­собных противостоять посягательствам других, более сильных пле­мен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управ­ления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей.

Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс и Ф. Энгельс) истоки государства видела в развитии эко­номических материальных отношений общества, приведших к рас­слоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Про­тиворечия между этими слоями общества оказались настолько стой­кими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкно­вения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка — государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять поря­док в обществе, со временем превратился в орган политического гос­подства экономически господствующего класса. В условиях рабов­ладения государство охраняло и защищало интересы рабовладель­цев, в феодальном обществе — феодалов, а в буржуазном -буржуазии. Логика развития общества и государства неизбежно при­ведет к новому социальному строю — коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политичес­кую волю и власть рабочего класса и всех трудящихся.

В современной учебной литературе нередко содержатся утверж­дения о том, что все теории происхождения государства имеют оди­наковое научное значение, что «каждая теория является определен-

ной ступенькой к познанию истины». По нашему мнению, подоб­ные выводы не соответствуют действительному положению дел, также как и большая часть оправдываемых ими теорий происхожде­ния государства.

Бездоказательной является теологическая теория происхождения государства. Библия и иные христианские источники ничего не го­ворят о факте передачи церкви пресловутых двух мечей. Если исхо­дить из тезиса о причастности церкви к получению мечей, то этот процесс мог произойти не ранее появления христианства, т.е. начала новой эры. В этот период человечество обладало письменностью и уж наверняка сохранило бы этот акт в письменных источниках. Од­нако никаких свидетельств такому факту нет. И по сей день не ясно, какому конкретно государю был передан этот меч, когда состоялся акт передачи меча и где в настоящее время этот меч хранится.

Несостоятельной является и патриархальная теория происхожде­ния государства. Ее основоположник Аристотель жил до новой эры и не располагал достоверными знаниями о том, как была организо­вана власть в семье в условиях первобытно-общинного строя, в не­драх которого и были созданы необходимые предпосылки для воз­никновения государства. Власть государя не могла быть прямым про­должением власти отца (патриарха) большой семьи по той простой причине, что такой власти у мужчин не было. Власть в семье принад­лежала женщине, по ее линии велся и отсчет родственников семьи. Власть отца в семье возникает в истории человечества значительно позже и влечет за собой революцию в формах собственности — об­щая собственность рода заменяется частной собственностью отдель­ной семьи. А появление последней и явилось непосредственной при­чиной возникновения государства.

Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания одних племен другими. Однако в этой теории остаются нераскрытыми причины, в силу которых одни народы признают воз­можным и целесообразным покорение других народов с целью их грабежа, возложения обязанности отдавать часть произведенных материальных благ победителю. В условиях первобытно-общинного строя, когда человек мог производить ровно столько, сколько и по­треблял, акции покорения одних племен другими были бессмыслен­ны, поскольку никаких материальных благ у побежденных, кроме территории, отнять было нельзя из-за отсутствия таковых. Как аргу­ментированно показывает Ф. Энгельс, «частная собственность об­разуется всюду в результате изменившихся отношений производства

и обмена... следовательно, по экономическим причинам. Насилие не играет при этом никакой роли. Ведь ясно, что институт частной собственности должен уже существовать, прежде чем грабитель мо­жет присвоить себе чужое добро, что, следовательно, насилие, хотя и может сменить владельца имущества, но не может создать частную собственность как таковую». Поэтому объективные истоки возник­новения государства нужно искать не в политических актах вроде за­воеваний одного народа другим, а в выявлении логики развития об­щества и возникновения причин, в силу которых стало возможным политические насилие во всех его многообразных проявлениях.

Процесс объяснения причин возникновения государства из ус­ловий внутреннего саморазвития общества наиболее полно раскры­вает материалистическая теория происхождения и заслуживает бо­лее обстоятельного изложения и изучения.

3. Публичная власть родового строя

Для того, чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить три вопроса: 1) какой была публичная власть, предшествующая государству; 2) в силу каких об­стоятельств произошла смена этой власти государством; 3) что прин­ципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

Наиболее исчерпывающие и убедительные ответы на эти вопро­сы даются в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства». Главные положения этой работы сводят­ся к следующему.

Согласно материалистическому пониманию истории человечес­кого общества формой общественного строя, не знавшего государ­ства, но породившего его, был родовой строй. Род представляет со­бой союз родственников по материнской линии. Он был присущ всем народам земного шара до их вступления в эпоху цивилизации и об­разования государства. Некоторые народы Азии и Америки и по на­стоящее время живут общинно-родовым строем.

Публичная власть родового строя имела демократическую осно­ву и характеризовалась следующими чертами.

1) Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные зна­чения, в том числе объявление войны другим родам, избрание вож­дя, а на период военных действий — и военачальника, разрешались

вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществляв­шего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, ча­стными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причи­нивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позор­ным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринима­ло попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным, и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществив­шим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономи­ческому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономи­ческий базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно боль­ше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расхода­ми по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного проис­хождения и существовало между полами. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготов­лением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов толь­ко самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь

коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жили­ще и собранные продукты. Все члены рода были экономически рав­ны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколь­ко их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убива­ли, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существо­вать и управляться демократическим путем, без государства. Систе­ма экономических и социальных отношений родового строя в науч­ной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».

4. Причины и форма возникновения государства

Смена публичной власти родового строя государством произош­ла не по желанию отдельных лиц, в результате договора или же наси­лия, а в результате серьезных изменений в экономической сфере об­щества. Эти изменения стали возможными благодаря развитию про­изводительных сил общества, позволивших ему производить материальных благ больше, чем их требовалось для простого воспро­изводства и сохранения жизни.

Начало развитию производительных сил было положено племе­нами Азии, занявшимися пастушеством. Охота, во многом завися­щая от случая и удачи, была заменена приручением животных и их разведением в прирученном состоянии. Пастушеские племена вы­делись из массы варваров. И это было первое крупное разделение труда. В этот же период часть племен начала заниматься земледе­лием и выращиванием злаков и овощей. Произошли и существен­ные изменения в занятиях ремеслом. Люди изобрели ткацкий ста­нок и научились плавить медь и олово, изготавливать бронзовые орудия труда и оружие. Для украшений стали использоваться се­ребро и золото.

Совершенствование производительных сил позволило племенам, занимавшимся пастушеством, осуществить многовековую мечту — обеспечить членов рода стабильной пищей и даже создать некото­рый ее избыток. Пастушеские племена имели в своем распоряжении молочных продуктов и мяса гораздо больше, нежели племена, зани-

мавшиеся по-прежнему охотой и сбором диких плодов. Одновремен­но с решением продовольственной проблемы пастушеские племена получили надежный источник сырья для производства одежды: шку­ры, шерсть, козий пух.

Занятие скотоводством и земледелием, освоение ткачества и выплавка металлов повлекли для общества далеко идущие послед­ствия. Этих последствий не предполагали и не могли предполагать ни авторы нововведений, ни племена, воспользовавшиеся этими нововведениями. В обществе создались предпосылки для экономи­ческого неравенства его членов, которые не замедлили проявить себя реально.

Во-первых, появилось рабство. Коль скоро человек смог произ­водить большее количество продуктов, чем нужно было для его со­хранения как рабочей силы, то стал выгоден насильственный при­нудительный труд. Стремление родов к наращиванию объемов про­изводства продуктов животноводства, земледелия, ремесла, увеличению столкнулось с одной существенной проблемой — отсут­ствием дополнительной рабочей силы. Возможности каждого члена рода в производстве материальных благ были не безграничны, а уве­личение численности рода представляло собой достаточно длитель­ный процесс. И в этих условиях был найден выход. Пленников стали обращать в рабов, т.е. людей, вынужденных по принуждению тру­диться на своего господина.

Во-вторых, рабство внесло раскол в общество. Появились два класса — господа и рабы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

В-третьих, появилась частная собственность на стада и рабов. За­нятие пастушеством не требовало коллективных действий всего рода. Этим мог заниматься и один человек или несколько мужчин. Дошед­шие до нашего времени исторические источники не позволяют су­дить, каким образом шел этот процесс, но на пороге «достоверной» истории главы семейств имели стада в обособленной, частной, а не в общинной собственности рода.

В-четвертых, происходила подлинная революция в семье. В усло­виях матриархата воин и охотник довольствовался вторым местом в доме, подчиняясь женщинам. Пастух же стал главой семьи, поскольку ему принадлежали и стада, и ухаживающие за ними рабы. «С утвер­ждением фактического господства мужчины, — отмечает Ф. Эн­гельс, — в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным

переходом от парного брака к моногамии. А это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 162). Моногамия означала создание современной семьи в форме единобрачия.

Необходимость в такой форме брака была вызвана желанием мужа, главы семейства передавать по наследству имущество своим детям. При парном браке он этого делать не мог. Дети умершего муж­чины принадлежали не его роду, а роду матери. Имущество же отца переходило по наследству к его братьям и сестрам, к детям сестер и даже потомкам сестер его матери. Собственные дети могли наследо­вать лишь имущество братьев своей матери, что было не всегда рав­ноценной заменой.

Исправить несправедливость в наследственном праве можно было весьма простым путем — потомство мужчин должно оставаться внут­ри рода, к которому принадлежали мужчины, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Эту проблему удалось успешно решить моногамным браком,при ко­тором один мужчина состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной.

Моногамия была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия — победа частной соб­ственности над первоначально сложившейся общей собственностью. «Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы от него и должны были наследовать его богатство, — такова исключитель­ная цель единобрачия, откровенно провозглашенная греками» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 68).

Противостояние семьи и рода выразилось в двух моментах: 1) расширился перечень имущества, признававшегося частной соб­ственностью семьи. В конце концов в частную собственность была передана и земля. Общинная собственность родового строя пере­стала существовать; 2) моногамная семья создала условия для рас­слоения общества на бедных и богатых. Ибо собственность главы семейства не переходила в другие семьи, а оставалась у его детей, что позволяло одним семьям богатеть, а другим — разоряться и бед­неть.

Увеличению богатства в обществе способствовало второе круп­ное разделение труда — отделение ремесла от земледелия. Специа­лизация производства привела к дальнейшему возрастанию мастер­ства земледельцев и ремесленников, а общество получило множе-

ство новых, ранее не известных продуктов и иных материальных благ. В этих условиях усиливается потребность в рабах, которые становят­ся основной производительной силой общества.

С разделением племен на скотоводческие, земледельческие и появлением ремесленников возникает товарное производство — из­готовление материальных благ не для личного потребления, а для обмена, продажи и приобретения предметов, которые производились другими. Обмен товарами, а затем и торговля становятся постоян­ным занятием особой группы людей — купцов. Это был новый со­циальный слой, который сам непосредственно ничего не произво­дил, а занимался только обменом товаров. С развитием торговли по­являются и металлические деньги.

Между племенами учащаются войны, которые ведутся ради гра­бежа, присвоения имущества других племен. Войны усиливают власть военачальников и воинов, способствуют сосредоточению в их руках значительного богатства. Устанавливается обычай избрания воена­чальников из одних и тех же семей, что со временем перерастает в наследственную власть родовой знати.

Родовой строй оказался бессильным устоять перед лицом новых экономических и социальных явлений, развившихся в его недрах. Он вырос из общества, не знавшего никаких социальных и классо­вых противоречий. Возникшее общество состояло из одних проти­воречий между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми. Общество с такими противоречиями могло существовать только в постоянной борьбе между классами, чреватой уничтожением самих классов и общества в целом. Чтобы избежать такой катастрофы, об­щество вынуждено было найти силу, которая бы подавляла откры­тые столкновения классов и разрешала эту борьбу лишь в экономи­ческой сфере, да и то в рамках, установленных законом. Этой силой и явилось государство.

Процесс возникновения государства у разных племен и народно­стей протекал в самых различных формах. В частности, современная теория государства выделяет государства, возникшие на основе «ази­атского способа производства» в виде восточных деспотий, рабовла­дельческие государства античного мира, феодальные государства, возникшие непосредственно из родового строя (государство древних германцев, Киевская Русь и др.) Процесс становления государства обстоятельно изучается в курсе всеобщей истории государства и пра­ва. Поэтому рассматривать подробно его в рамках настоящего учеб­ника представляется нецелесообразным.

Таким образом, государство является необходимым итогом раз­вития родового строя, его производительных сил, приведших к на­коплению богатства, переходу от общественной собственности к ча­стной и расслоению общества на бедных и богатых.

5. Понятие и признаки государства

Как следует из предшествующего изложения, процесс замены родового строя государством растянулся на длительный период в истории человечества, который для отдельных племен Америки и Азии не завершился и по настоящее время. Поэтому принципиаль­но важно знать, какие конкретно признаки отличают публичную власть в форме государства от публичной власти родового строя, что позволяет отличать переходные формы государства от самого госу­дарства.

Современная теория государства, отвечая на эти вопросы, назы­вает прежде всего признаки, сформулированные Ф. Энгельсом: 1) де­ление подданных государства по территориальному признаку; 2) на­личие публичной власти, не совпадающей непосредственно со всем населением; 3) налоги.

При родовом строе принадлежность человека к роду определя­лась его кровным родством либо актом усыновления, принятым об­щим собранием рода. Члены рода жили вместе, осуществляли совме­стную хозяйственную деятельность, защищали друг друга от нападе­ний со стороны других родов. Развитие хозяйственной деятельности, основанной на общественном разделении труда и обмене, привело к тому, что люди стали расселяться в местах, достаточно удаленных от места обитания рода, и не могли участвовать в его делах. Пришлые люди не могли в то же время принимать участия в делах другого рода по своему новому месту жительства.

В государственно-организованном обществе применяется деле­ние его членов не по родственному, а территориальному признаку. Че­ловеку предоставлялась возможность осуществлять свои права и обя­занности по месту жительства как члену определенного населенного пункта либо административно-территориальных единиц вроде кан­тона, уезда, округа и т.д. Новый порядок деления подданных утверж­дался в острой борьбе при активном сопротивлении населения и тем не менее со временем он безжалостно вытеснил все родовые связи. Государство представляло собой публичную власть, которая не со­впадала непосредственно со всем населением,организующим самое

себя как вооруженная сила. Государственный аппарат формировал­ся из той или иной части населения и включал в себя армию, поли­цию, а также вещественные придатки принуждения в виде тюрем и разного рода исправительных учреждений. Все это было чуждо ро­довому строю. Мужчины рода представляли самодействующую во­оруженную армию, которая защищала территорию от внешних на­падений или нападения с целью грабежа, завоевания дополнитель­ных территорий и рабов. Ни полицейских, ни тюрем родовой строй не знал. Все конфликты между членами рода решало общее собра­ние рода.

Государство как орган защиты интересов одного класса, части общества не могло представлять собой публичную власть, представ­ляющую интересы всего населения. Уже в рабовладельческом госу­дарстве публичная власть перестала представлять интересы всего населения. Армия стала формироваться только из свободных граж­дан, и одной из ее основных задач было сохранение эксплуатации и подавления сопротивления рабов. При этом в отдельных рабовла­дельческих государствах свободного населения было в несколько раз меньше, чем рабов. Государственное принуждение применялось и против свободных граждан, которые совершали действия, противо­речащие общеобязательным установлениям государства. С увеличе­нием населения страны увеличивался и государственный аппарат принуждения, совершенствовались методы его работы.

Публичная власть государства, равно как и аппарат управления, ч







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 452. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия