Студопедия — Понятие интеллектуальной собственности. Результат интеллектуальной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие интеллектуальной собственности. Результат интеллектуальной деятельности






Особенностью результатов интеллектуальной деятельности как объектов гражданских прав является то, что, родившись и оформившись в качестве продуктов мыслительной деятельности человека, они не могут получить правовую охрану, пока не будут объективированы, т.е. выражены вовне своим создателем.

В отличие от предметов материального мира (вещей), доступ к которым и пользование которыми могут быть ограничены их владельцами, фактически обладающими вещами, к объективированным результатам интеллектуальной деятельности доступ других лиц может быть осуществлен именно в силу отсутствия (невозможности) фактического владения ими.

Более того, ценность результата интеллектуальной деятельности может быть вообще не связана с материальным носителем, в котором (или на котором) он выражен. Например, картину известного художника можно запереть в шкафу и таким образом ограничить доступ другим лицам к данному результату творчества. При этом можно время от времени показывать ее у себя в доме, понимая, что она от этого не потеряет ценности. Если же речь идет о секрете производства, то, раскрыв его посторонним лицам, уже нельзя исключить возможность его дальнейшего использования. Таким образом, став один раз известным публике, результат интеллектуальной деятельности может быть использован потенциально где угодно и кем угодно.

Поэтому правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности строится на основе признания юридической монополии за создателем (автором) такого результата.

Названные результаты отличаются от иных объектов гражданского права и по другим признакам. В частности, как указывал В.А. Дозорцев, данные объекты в отличие от вещей не изнашиваются при использовании, т.е. не имеют физической амортизации, а их "моральная" амортизация непредсказуема, "более того, их ценность может быть утрачена в любой момент".

В силу их индивидуальности невозможна и стандартная (сравнимая) стоимостная оценка таких результатов, сопоставимая с аналогичными объектами (как это может иметь место при оценке стоимости вещей или работ в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК).

Необходимо подчеркнуть, что результаты интеллектуальной деятельности представляют собой нематериальные объекты (идеи, решения, образы, символы и т.п.), существующие в сознании их создателей. В этом смысле они неотрывны от своих творцов. Придание им объективной (материальной, вещной) формы в виде рукописей, чертежей, картин и т.д. не меняет их нематериальную природу: и при отчуждении материальных носителей результаты творческой деятельности остаются в сознании создавших их авторов и могут быть вновь воспроизведены ими. Поэтому обладание материальным носителем результата творческой деятельности не гарантирует его владельцу монопольное использование, ибо автор сможет воспроизвести свой результат на другом материальном носителе. Этим творческий результат (идея) принципиально отличается от вещи - при сообщении другому лицу (лицам) он становится известным и доступным для использования, одновременно оставаясь у своего создателя.

В неразвитом имущественном обороте рукописи, картины, скульптуры являлись предметом различных сделок исключительно в качестве вещей, поскольку "не только вероятность, но и возможность нарушения нематериальных интересов обладателя произведения искусства изолированно от нарушения его права на "произведение-вещь" была ничтожно мала". Развитие научно-технического прогресса сделало возможным отделение, обособление интеллектуального продукта от его материального носителя с последующим самостоятельным массовым использованием в качестве особого товара (книгопечатание - для литературных произведений, фотография и другие технические средства репродуцирования - для произведений изобразительного искусства и т.д.). В результате промышленной революции стал возможен массовый оборот различных технических новшеств.

В этих условиях последовало законодательное признание за авторами литературных и художественных произведений, а также за изобретателями субъективного гражданского права на использование таких объектов. Первоначально это право, по выражению А.Л. Маковского, "выдавалось за право собственности", т.е. объявлялось "литературной", "художественной", "промышленной собственностью". Совокупность этих прав и была объявлена интеллектуальной собственностью создателей соответствующих нематериальных объектов. Однако эта проприетарная (от лат. proprietas - собственность) конструкция, или концепция, даже в период своего господства (XIX в.) не рассматривала права создателей (авторов) результатов творческой деятельности в качестве разновидности вещного права собственности, ибо правомочия их субъектов определялись совершенно иначе, чем правомочия обычных собственников, - путем перечисления способов использования и распоряжения конкретным интеллектуальным продуктом.

Более того, в ней, как давно отметили авторитетные отечественные исследователи, вновь проявился свойственный неразвитому юридическому мышлению "закон конструкционной экономии", сводящий новые правовые явления к давно известным; придание новому юридическому институту "престижа собственности" для его признания сложившимся правопорядком. После достижения этой цели нужда в проприетарной конструкции отпала и ясно выявилась ее несостоятельность и условность категории "интеллектуальная собственность", поскольку в действительности изначально было ясно, что речь не идет о традиционном вещном праве на материальный объект. Уже в XX в. она фактически была заменена категорией исключительного права, признававшегося прежде всего за создателями объектов интеллектуальной деятельности.

При этом возникли две основные системы признания таких прав, учитывающие различный характер охраняемых ими объектов. На результаты художественного творчества, которые объективно невозможно повторить (путем создания аналогичного произведения), исключительные права признаются в силу самого факта их создания (фактологическая система охраны). Результаты научно-технического творчества, напротив, принципиально повторимы (вся история развития техники подтверждает возможность того, что та или иная идея или решение технического характера могут одновременно прийти в голову нескольким лицам). Исключительное право на них может быть признано только за одним из создателей, приоритет (первенство) которого должен быть зарегистрирован и удостоверен государством путем выдачи специального документа - патента (регистрационная система охраны).

Результаты интеллектуальной деятельности весьма разнообразны, однако правовая охрана предоставляется не всем, а только таким, которые прямо указаны в законе в качестве охраноспособных. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК к ним относятся:

- произведения науки, литературы и искусства;

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

- базы данных;

- исполнения;

- фонограммы;

- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау).







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 624. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия