А.Г.СОКОЛОВ 47 страница
Во второй половине 50-х гг. Никон запретил возводить шатровые храмы, утвердив в качестве образца традиционное пятиглавие. В этом стиле построе- ны Патриаршие палаты в Кремле, Вознесенский, Новоиерусалимский и Иверско-Валлайский монастыри, царская усадьба в Измайлово. Строительство патриаршего Новоиерусалимского монастыря продолжалось почти 40 лет под руководством зодчего Аверкия Мокеева, а затем Якова Бухвостова. Великие храмы строили во второй половине XVII в. не только в Москве и Подмосковье, но и в других городах России (Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Угличе, Вологде, Устюге и др.). Богатым архитектурным декором отличаются храмы Ярославля, одного из крупнейших ремесленных центров России XVII в. Среди них посадский храм Николы Надеина, выдающийся шедевр — храм Ильи Пророка; церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи. К концу XVII в. в столице сооружается множество общественных зданий — Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сретенские ворота Земляного города (Сухарева башня). Вершиной праздничного светского начала считается Надворный теремок Крутицкого митрополичьего подворья в Москве. Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов. В конце века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название «нарышкинского», или «московского барокко». Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветное украшение зданий (декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Ярчайшие образцы «московского барокко» — церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л. К. Нарышкина, храмы в подмосковных селах Спаса в Уборах и Троицы в Троице-Лыкове. Живопись. Вторую половину XIV—начало XV в. называют «золотым веком» стенной живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек (1340—1405), для творчества которого было характерно абстрактно-психологическое, внешне экспрессивное представление о духовности человека. В 1378 г. он «подписывает» церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, а также вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца участвует как один из авторов иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Наиболее ярким представителем русской национальной школы живописи был гениальный художник Андрей Рублев (ок. 1360—1430). В творчестве А. Рублева, величайшего иконописца мира, канонизированного церковью в ранг «преподобного», представление о духовности человека более гармонизировано, умиротворенно, основано на евангельских образах и сюжетах. Его кисти принадлежат росписи и иконы старого Благовещенского собора Кремля; фрески «Страшного суда» Успенского собора во Владимире, погибшие в XVII в.; фрески Спасского собора Андроникова монастыря; иконостас со знаменитой «Троицей» для Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре. Традиции Андрея Рублева продолжил Дионисий (1440—1503). Им создаются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере, иконы «Спас в силах», «Святой митрополит Петр с житием» и «Святой митрополит Алексий с житием», «Воскресение Христа». В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Одно из новшеств XVI в. — широкое распространение зеленых фонов. Значительные произведения этого периода — икона «Никола Зарайский с житием», написанная по заказу в Новгороде, и икона «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», вклад Ивана Грозного в Стефано-Махрищенский монастырь. Новые тенденции в живописи и прежде всего в иконописи зарождаются в XVII вв. «Живость» изобразительного искусства была достигнута в творчестве царского изографа Симона Ушакова (1626—1686), создавшего целую живописную школу. У него икона утрачивает религиозно-мистический характер, а небожители начинают походить на живых людей. Центральное место в творчестве занимало изображение человеческого лица (как правило, Христа). Наиболее известные его работы — иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская, или Насаждение древа государства Российского». В XVII в. в искусстве живописи был распространен декоративный стиль, для которого характерны праздничность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе — масляными красками на холсте. Известны изображения царя Федора Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и др. Прикладное искусство. Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата. В ее коллекции насчитывались сотни произведений прикладного искусства, особенно серебряные и золотые изделия. Среди экспонатов выделяется золотое блюдо царицы Марии Темрю- ковны, сделанное ко дню свадьбы кабардинской княжны и Ивана IV. Среди военных экспонатов — кольчуга Ермака Тимофеевича весом 12 кг из 16 тыс. крупных клепаных колец. Шедевром прикладного искусства является знаменитый кубок царя Михаила Федоровича, сделанный из золота, украшенный эмалью и крупными драгоценными камнями. Особый стиль оформления серебряных изделий эмалями был создан в конце XVII в. мастерами северного русского города Сольвычегодска. Театр. Новым явлением для русской культуры стало открытие при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. Его непосредственный организатор Артамон Сергеевич Матвеев (1625—1682) — один из наиболее просвещенных людей эпохи. Комедийная хоромина была построена в селе Преображенском по указу царя от 4 июня 1672 г. (просуществовал театр до 1672 г.). На сцене было сыграно девять пьес в основном на библейские сюжеты, один балетный спектакль с пением «Орфей». В театре работало около 200 человек. Зимой спектакли шли в Потешной палате Кремля. В конце XVII в. наряду с придворным был организован школьный театр, в котором спектакли разыгрывали ученики монастырских школ. Музыка. В музыкальном искусстве шел процесс создания единого русского стиля. Русская песня развивалась на основе двух жанровых разновидностей песен — лирической и исторической. Возникают новые церковные распевы. В церковную музыку входят традиции многоголосья. Праздники и увеселения в повседневном быту, как и прежде, не обходились без скоморохов. В XVI в. понятие «скоморох» стало сближаться с понятием домашний «шут». В XVII в. светская традиция в музыке проявилась в развитии жанра канта, который тесно соприкасался с народной песней. Религиозная тематика продолжала оставаться в псалмах. Канты пелись в простой задушевной манере и были предвестниками камерной музыки. Историческая песня существовала как песня казачья и крестьянская. Особенной содержательностью отличаются песни «Разинского цикла». 20.3. Культурная эволюция Российской империи (XVIII—XX вв.) Период Российской империи получает развитие с Петровских реформ (рубеж XVII—XVIII вв.) и продолжается до отречения Николая II от престола (февраль-март 1917 г.). Культурная эволюция Российской империи в экономике связана с развитием капиталистических отношений, в политике — с укреплением абсолютизма и превращением страны в великую военную державу. В период XVIII—XX вв. она проходит ряд этапов: 14) русская культура XVIII в.: петровская модернизация; «Просвещение»; 15) русская культура XIX в.: «золотой век»; 16) русская культура на рубеже XIX—XX вв.: «серебряный век». Культура русского государства в имперский период была подвержена европейскому влиянию и сама приобрела мировое значение. Главное достижение этого периода — высвобождение творческих спя личности, расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Происходило складывание новой системы ценностей. Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова рацио — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Ведущим стало светское направление, пришел конец диктату церкви в определения направления, форм и характера русской культуры, более того, православие было поставлено на службу государственным интересам. Но хотя церковь и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась значительной. Тем не менее на смену религиозной, преимущественно традиционалистской ментальности, основу которой составляли «служение государю», пришли новые светские принципы, и главный среди них — «служение Отечеству». Разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку. Накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Важный результат имперского периода — формирование зрелой национальной культуры. Однако при всех видимых переменах оставались в неизменности глубинные механизмы функционирования культуры. Наблюдалось несоответствие шага времени и шага пространства, существовал значительный разрыв между верхами общества и его низами. 1. Русская культура в XVIII в. В истории русской культуры XVIII столетия исследователи выделяют два периода:. 1) конец XVII — первая четверть XVIII вв., характеризующиеся становлением новой русской культуры в результате петровской модернизации; 2) середина — вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. XVIII век — важный период в истории русской культуры. В это время сложилось понимание значения науки, усовершенствовалась система образования, сделаны важные шаги в развитии гуманистических принципов в литературе и искусстве. Получает распространение идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Процесс формирования русской нации способствовал складыванию основ русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра, классической музыки, утверждению их самобытных черт. Система образования. Отличием школы петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства, был светский характер обучения и соединение обучения с практикой. Мероприятия в области просвещения были связаны с открытием в губерниях 42-х светских циферных школ, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в 46 епархиальных школах, а дети солдат — в гарнизонах. В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигационных наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Были учреждены Навигационная, Артиллерийская, Инженерная школы, медицинское училище, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Основной формой «низших» слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. После открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разночинцев. Впоследствии гимназия была открыта в Казани. Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек-дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превращало образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт. Появились и первые профессионально-художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г. Академия художеств. Значительным событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 г. Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, который стремился сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском не было богословского факультета. Обучение велось не на латинском, а на родном русском языке. Первоначально было открыто три факультета — юридический, философский и медицинский. Университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости». Наука. XVIII в. стал временем становления российской фундаментальной науки. Осенью 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти царя-реформатора в 1725 г. В составе Академии наук были обсерватория, физическая, и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад. Так как собственных кадров ученых в России было недостаточно, в Академию наук приглашались иностранные специалисты: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бер- нулли, естествоиспытатель К. Вольф, историки А. Шлецер и Г. Миллер. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых. Оценивая деятельность Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник». Значительные открытия были сделаны в области естественных наук. В области геологии были накоплены материалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов. В конце века появились первые геологические карты. Географическая наука получила материалы многих экспедиций, результатом которых стало издание в 1745 г. первого «Атласа Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до этого подобный атлас имела только Франция, но ее размеры не шли ни в какое сравнение с российскими просторами. Астрономия представлена именами крупнейших ученых — Л. Эйлера и М. В. Ломоносова. Они продолжили наблюдение за звездным небом, начатые еще в начале века Брюсом. В стране была создана сеть обсерваторий, к концу века их насчитывалось уже около 70. Шло накопление новых материалов по биологии, ботанике и зоологии. М. И. Шеин в 1744 г. издал первый русский анатомический атлас. В конце века в Москве и Петербурге были открыты первые медико-хирургические академии. Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными в области физики и химии. М. В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники. Созданы первые химические лаборатории на предприятиях. XVIII в. стал временем крупных научно-технических изобретений. А. И. Нартов построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). И. Ф. и М. И. Моторины в 1735 г. отлили самый большой в мире колокол — «Царь-колокол». М. В. Ломоносов создал в 1745 г. первую в мире действующую модель вертолета. Выдающийся теплотехник И. И. Ползунов в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину. Русский гидротехник К. Д. Фролов создал в 70-е гг. на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахт. И. П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м, «зеркальный фонарь» — прототип прожектора, семафорный телеграф. Для двора Кулибиным были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен дворцовый лифт для Екатерины II. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней». Продолжалось развитие гуманитарных наук. М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев положили начало русской исторической науке. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником по истории. «История российская» Татищева была первым опытом научного освещения истории нашей страны. Во второй половине века исторические труды создали М. М. Щербатов и И. Н. Болтин. Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых, еще не известных науке территорий: • освоение Каспия и Средней Азии: в начале века в поисках торговых путей в Индию Петром I была направлена экспедиция, изучавшая побережье Каспия, земли Хивы и Бухары; • сибирское направление: материалы исследований были положены в основу издания «Атласа» И. К. Кириллова; • освоение Камчатки: в 1719—1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов; экспедиции В. Беринга (20—30-е гг. XVIII в.) достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем; С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»; • изучение Поволжья, Урала и других регионов страны: в 1768—1774 гг. были снаряжены экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гемелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы, населения, хозяйства и культуры России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый естественно-исторический музей. Было положено начало Библиотеке Академии наук. В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу. Литература. В отечественной литературе сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Отличитель- ными чертами этого времени стали новый литературный язык и система стихосложения. Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был В. К. Тредиаковский. У истоков новой русской драматургии стоял директор Российского театра в Петербурге А. П. Сумароков (классицизм). Им были созданы 9 трагедий, 12 комедий и около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом стиле. Басни, написанные живым, близким к разговорному языком, критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков. Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Д. И. Фонвизин {реализм) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Г. И. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. Начало сентиментализма в русской литературе было связано прежде всего с Н. М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза «показаны человек и его чувства. А. Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившиеся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Только опасение потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь. Н. И. Новиков, издававший журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», средствами сатиры также высмеивал и осуждал пороки крепостничества. Театр. До середины XVIII в. при царском дворе и в дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете). Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в «Русский для представления трагедий и комедий театр» (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина), в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, ас 1761 г. — директором. Особенностью театральной жизни XVIII в. стало появление театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были театры графов Шереметьевых в Кусково и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском. Наиболее известен театр Шереметьевых, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Петербурге открылась первая балетная школа. Музыка. В Петровскую эпоху получило развитие домашнее музицирование на клавесинах и гуслях. Первая придворная опера была создана при Анне Иоанновне. В ней пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах. Первыми русскими композиторами, поставившими русские оперы, были Д. С. Бортнянский — «Празднество сеньора», В. А. Пашкевич — «Скупой», Е. И. Фомин — «Ямщики на подставе» и др. Популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта. Живопись. XVIII в. стал периодом расцвета отечественной живописи. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни. Наиболее известными мастерами исторической живописи были А. П. Лосенке («Владимир перед Рогнедой») и Г. И. Угрюмое («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми. Одним из известных мастеров был А. П. Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулебяки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой). Мастером портретного жанра был признан И. П. Аргунов, создавший галерею парадных портретов графов Шереметьевых. Им написаны портреты простых современников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Н. И. Аргунов прославился портретами крепостных актрис графов Шереметьевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой). Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала портреты, написанные Ф.С. Рокотовым. Им были написаны парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова, а также камерные портреты (особенно А. П. Струйской). Портреты Д. Г. Левицкого, ученика А. П. Антропова, отличала яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института. Новые черты в портретном искусстве проявились в творчестве В. Л. Боровиковского. Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, пейзажный фон. В конце века впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Это картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор», акварели И. А. Ерменева и др. Сохранились и народные картинки — лубок. Скульптура. Потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов, триумфальных арок и др. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй половине — классицизм. Крупнейшим мастером барокко был Б. К. Растрелли. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоановны с арапчонком. Основоположником и крупнейшим представителем русской скульптуры был Ф. И. Шубин. Ему не было равных в проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицина, статуя «Екатерина II— законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, А. А. Безбород- ко, П. А. Румянцева-Задунайского и др. М. И. Козловский прославил себя памятником А. В. Суворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса, и главной статуей Петергофского каскада фонтанов «Самсон», символизирующей победу России в Северной войне. Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I. Архитектура. Лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием, были воплощены в творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII в. Значительной фигурой в архитектуре XVIII в. был В. В. Растрелли, итальянец по происхождению. Вместе с отцом 16-летним юношей он приехал в Россию, ставшую ему Родиной. Растрелли — автор крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах в XVIII в.: Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгановых, Смольный монастырь, Андреевская церковь в Киеве. Они были выполнены в едином стиле барокко, для которого характерны обилие колонн, пышность внутреннего убранства, четкие линии. Основоположник русского классицизма — В. И. Баженов. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Гатчинский и Павловский дворцы, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью творчества Баженова было то, что он первым предложил сочетать архитектурные сооружения и городскую среду. По проектам ученика Баженова — М. Ф. Казакова были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицинской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец. Он создал дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал). Во второй половине XVIII в. наблюдается массовая застройка не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. Строительство гу- бернаторского дворца, здания судебных органов, собора, театра, больницы, гимназии, библиотеки вело к тому, что город становился центром культуры. 2. Русская культура в XIX в. XIX в. — время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и образно об этом сказал А. М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнообразие». Именно в XIX в. российская культура стала классической, имеющей огромное значение для всех последующих поколений людей. Более того, вопросы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуальными и в настоящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком». Особенности культурного развития России в XIX в.: • развитие русской культуры опиралось на преобразования предшествующего времени; • распространение капиталистических отношений усилило потребность в грамотных и образованных людях. Основными культурными центрами стали города; • культура развивалась на основе возрастающего национального самосознания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер; • существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали победа в Отечественной войне 1812 г., движение декабристов, реформы 60—70-х гг., «хождение в народ», европейские буржуазные революции. Однако консервативные тенденции в политике императоров Николая I и Александра III сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли и препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество являлось тормозом для культурного развития страны. Система образования. Одним из показателей культурного развития страны является уровень образованности общества. Если в XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства, то в первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства.. В 30— 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть низших сословий. Вырос интерес к книге, печатному слову, искусству, театру, прессе.
|