Смутное время
1598-1613 гг. известны в русской истории как годы Смутного времени, или эпохи самозванцев. По мнению многих исследователей, термин «смута» имеет русское происхождение. Есть мнение, что смута XVII в. является первой гражданской войной в России. В пользу этой гипотезы говорит политическая борьба за власть, развернувшаяся в конце XVI – начале XVII вв.; вовлечение в нее различных классов и социальных групп; интервенция; разорение страны, грабежи и мародерство, рост преступности, которые являются неотъемлемыми спутниками любой гражданской войны. Причины Смуты имеют как социальный, так и политический характер. Их социальный характер проявился в том, что фактически все социальные слои России в начале XVII в. были недовольны государственной властью: бояре — последствиями опричнины, в результате которой значительная часть их была уничтожена; дворяне — неустойчивостью их поместного землевладения; посадское население — тяжелым налоговым бременем; крестьяне — своим закрепощением; казаки — притеснениями, запретами на торговлю с ними и т.д. Политический характер Смуты выразился в борьбе различных политических группировок и претендентов за власть. Она началась после смерти сыновей Ивана Грозного, малолетнего Дмитрия (1591 г.) и бездетного Федора (1598 г.), и воцарения Бориса Годунова (1598 — 1604 гг.), который не принадлежал к княжескому роду Рюриковичей, а происходил из старинного костромского боярского рода, потерявшего к XVI в. земельные богатства и поднявшегося только в период опричнины. Смуту нельзя рассматривать как единый общественно-политический процесс, ибо на разных стадиях ее развития в борьбу вступали новые политические силы. В связи с этим можно выделить три основных периода Смутного времени (данная периодизация была предложена известным историком С.Ф. Платоновым). Первый период охватывает время с 1598 по май 1606 г. Определяющей политической линией данного периода являлась борьба за власть среди аристократической верхушки, начало которой положило прекращение царской династии Рюриковичей. После смерти Федора Ивановича на власть могли претендовать как потомки старинных княжеских родов (семьи князей Шуйских — династическая ветвь Рюриковичей, Мстиславские и Голицыны — потомки литовского княжеского рода Гидеминовичей), так и представители новой знати, выдвинувшейся при Иване Грозном (Годуновы, Романовы). Но победу одержал Борис Годунов, который фактически управлял Россией при слабовольном Федоре Ивановиче, используя свои родственные связи (его сестра Ирина была женой Федора Ивановича). Именно он при поддержке патриарха Иова был избран царем на Земском соборе в 1598 г. (есть точка зрения, что единодушное мнение собора было инсценировано). Новый царь, принимая благословение от патриарха, сказал ему: «Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека!» И далее, тряся ворот своей рубашки, он воскликнул: «И эту последнюю рубашку разделю со всеми!» Таким образом, Борис Годунов пытался заручиться поддержкой социальных низов российского общества. Следует отметить, что первые два года своего царствования Борис, по общему отзыву, был неплохим правителем, и страна оправлялась от своего упадка. Но далее дело пошло иначе. Раздача государственных земель сторонникам Бориса Годунова, усиление крепостничества, неурожаи в 1601 — 1603 гг. и их последствия не могли не сказаться на настроениях социальных низов. Поощряя доносительство, Борис Годунов расправлялся со своими возможными соперниками — Романовыми и Бельскими, отправляя их в ссылки или монастыри. Так, Федор Никитович Романов (отец будущего государя Михаила Романова) был пострижен в монахи под именем Филарета. Недовольство в определенных слоях российского общества вызывала и прозападническая политика Бориса Годунова. Он выписывал из-за границы врачей, рудознатцев и других специалистов. Отправлял в Западную Европу дворянских детей на учебу. Формировал из иноземцев вооруженные отряды (в частности, личная охрана Бориса Годунова состояла из наемников-ливонцев). Предоставлял иноземцам всяческие льготы. В силу этого слухи о том, что царевич Дмитрий жив, легли на благодатную почву. Уже при жизни Бориса Годунова они нашли свое реальное воплощение в появлении на политическом небосклоне России самозванца, который вошел в историю под именем Лжедмитрия I. О его происхождении имеется целый ряд предположений. Наиболее расхожей является версия, повествующая о том, что Лжедмитрий — выходец из семьи Отрепьевых, принадлежавшей к провинциальному дворянству. Отец Юрия (в иночестве Григория) Отрепьева (т.е. самозванца) был стрелецким сотником и рано погиб. После его смерти малолетний сирота служил у Романовых и князей Черкасских. Затем странствовал по разным монастырям и наконец получил приют в Чудовом монастыре, откуда был взят к патриарху Иову для книжного письма. Потом он бежал в Великое княжество Литовское и некоторое время был слугой князя Вишневецкого, которому, будучи больным, открыл свое якобы царское происхождение. Разумеется, в Великом княжестве Литовском мало кто поверил в чудодейственное спасение царевича Дмитрия. Но в Речи Посполитой, в которую объединились Польское королевство и Великое княжество Литовское, не оставляли надежд на присоединение всех русских земель. Поэтому там признали самозванца и оказали ему помощь. При поддержке польского воеводы Юрия Мнишека Лжедмитрий набрал добровольцев и двинулся на Москву. По пути отряд Лжедмитрия быстро возрастал, так как к нему присоединялись все недовольные политикой Бориса Годунова, который в это время умирает в Москве. Взбунтовавшиеся москвичи расправляются с сыном Бориса Годунова, молодым царем Федором и его женой, а родственников отправляют в ссылку и заточение. Так кончилось время Годуновых. В июне 1605 г. Лжедмитрий при общем восторге народа въехал в Москву. Столь блистательный триумф самозванца объясняется наличием у него самых разнородных союзников. Он заручился поддержкой римского папы Павла V, который с его помощью (известно, что Григорий Отрепьев принял католичество) думал распространить католичество в Московской Руси. Бояре видели в нем средство избавления от ненавистных Годуновых. Казаки оказали Отрепьеву поддержку из-за притеснений со стороны правительства и открывшейся возможности поживиться за счет ограбления противников самозванца. Русские крестьяне видели в «царевиче» избавителя от произвола власти и помещиков. Поэтому, воцарившись на русском престоле, Лжедмитрий пытался снискать в народе славу строгого и справедливого царя. Взяточников стали приговаривать к публичному избиению палками. Его дьяки составили Сводный судебник. Он пытался заручиться поддержкой как дворянства, так и крестьянства. Однако удовлетворить запросы тех и других оказалось невозможным. 1 февраля 1606 г. Лжедмитрий I издал указ, предписывавший возвращать владельцам крестьян, бежавших от них за год до голода (1601 — 1603 гг.) и после голодных лет. Стремясь укрепить свою самодержавную власть, Лжедмитрий принял императорский титул. Однако он не смог освободиться от опеки Боярской думы, в которой вызревало недовольство его правлением. Женитьба на Марине Мнишек, неумение вести себя в соответствии с русскими православными обычаями, покровительство католикам, разнузданное поведение поляков в Москве — все это способствовало падению авторитета самозванца. В итоге образовался заговор во главе с Василием Шуйским. Заговорщики, поддержанные населением, расправились с Лжедмитрием и 3000 поляков. Однако Смута с гибелью первого самозванца не закончилась. Через некоторое время после смерти Григория Отрепьева заявляет о себе Лжедмитрий II. Ходило множество слухов о его происхождении. Но польские иезуиты дознались, что под маской Лжедмитрия II скрывался некий Богданко, крещеный еврей. Его считали ставленником польских магнатов. Необходимо отметить, что самозванство в истории России XVII в. на этом этапе не прекратилось. Известный историк С.М. Соловьев называл еще целый ряд самозванцев:Лжедмитрия III (якобы сына царя Федора Ивановича (который, как известно, был бездетным)), царевича Августа, (объявившегося в Астрахани), князя Ивана (якобы сына Грозного от Колтовской), Лаврентия (сказавшегося внуком Ивана XIV от убитого им царевича Ивана) и еще семь претендентов на царский трон (провозгласившими себя сыновьями бездетного Федора Ивановича). Интересно, что всех этих «царевичей» выдвигали казаки. Но, в отличие от двух первых самозванцев, они не сыграли существенной роли в истории России XVII века. Распространение самозванчества объясняется тем, что оно служило внутренним оправданием для выступления против правящего государя. При сакральном восприятии царской власти поддержка монархии или самозванца, претендующего на трон, становилась угодной Богу. Эти особенности национального самосознания и придавали самозванству на русской почве особый размах. Второй период Смуты охватывает время с 19 мая 1606 г. по 17 июля 1610 г. После расправы с Лжедмитрием I на Земском соборе царем провозглашается Василий Шуйский. Он дал «крестоцеловальную запись», обещал боярам соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не конфисковывать имущество у родственников осужденных, править вместе с Боярской думой. Это способствовало усилению позиций бояр, но вызвало недовольство у дворянства. Тем более, что Василий Шуйский был лицемерен, недоверчив и коварен. Его слову нельзя было верить. Например, при Борисе Годунове, возглавляя следственную комиссию в Угличе, он клялся, что царевич Дмитрий закололся сам, но потом в Лжедмитрии I Шуйский увидел уже якобы выжившего царевича. При свержении Лжедмитрия I Шуйский признал в нем самозванца, так как царевича, по его утверждению, закололи люди Годунова. Поэтому не случайно, что в Путивле началось восстание против Василия Шуйского во главе с князем Григорием Шаховским, а в Чернигове — с Андреем Телятевским. Почти одновременно под предводительством Ивана Болотникова восстали крестьяне. Болотников и Шаховской объединились. Произошло слияние дворянского и крестьянского возмущения против Василия Шуйского. Однако если дворяне выступали за уравнивание их прав с боярами, то крестьяне — против крепостнического гнета. Противоположность интересов привела к расколу дворянско-крестьянского союза. Это позволило Василию Шуйскому разбить повстанцев Ивана Болотникова. Тем временем распространились слухи, что Лжедмитрий жив. Появился Лжедмитрий II, которого Марина Мнишек признала своим мужем. Лжедмитрий II основал свой лагерь в Тушино, поэтому его прозвали «тушинским вором». Возникли две системы власти: две столицы — Москва и Тушино, два государя — Шуйский и Лжедмитрий II, два патриарха — Гермоген и ростовский митрополит Филарет, которого привезли в Тушино и назвали «патриархом». Между тем, воспользовавшись смутой в России, польский король Сигизмунд III осаждает Смоленск. А Василий Шуйский приглашает в качестве союзников шведов. Так началось вмешательство иноземцев в московские дела. В конце 1609 г. Лжедмитрий II бежал из Тушино, и впоследствии был убит. Летом 1610 г. к Москве подошли, с одной стороны, польские войска во главе с Жолкевским, и с другой — отряды Лжедмитрия II. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым свергли Василия Шуйского, который был пострижен в монахи. До выборов нового царя власть перешла к правительству из семи бояр, так называемой семибоярщине. Но она не имела реальной силы. Поэтому на московский трон был призван Владислав — сын Сигизмунда III. Третий период Смуты начинается в августе 1610 г. Избрание Владислава не принесло мира в Россию. Сигизмунда III не удовлетворило признание его сына Владислава царем в Москве. Он сам претендовал на российский трон. Тем временем в Москве и в целом по России возрастало недовольство поляками, которые вели себя как захватчики. Патриарх Гермоген, ссылаясь на нарушение польской стороной договоренности о том, что Владислав должен принять православие, провозгласил освобождение подданных от присяги сыну польского короля и призвал к сопротивлению. Так церковь дала национально-освободительному движению идею защиты православия и восстановления православного царства. Началась национально-освободительная война. В Рязани против поляков сформировалось первое земское ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Земцы объединились с казаками. Распря между Ляпуновым и атаманом Заруцким закончилась убийством первого. Произошел раскол первого ополчения. Тем временем возмущение против поляков нарастало. В Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским и старостой Кузьмой Мининым сформировалось второе ополчение. В марте 1612 г. ополченцы двинулись на Ярославль. 26 октября 1612 г. перед ними капитулировал польский гарнизон в Москве. Попытка Сигизмунда III отбить Москву не увенчалась успехом.
|