Ритуалы Вооружённых Сил России, как воплощение благородных идеалов и целей
В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы – это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл, содержание традиций, связанных важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и т. д., ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Обычно ритуалы принято подразделить на гражданские, бытовые, религиозные и воинские. Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения Российского воинства своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений: - боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и т. д.); - учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевой смотр, общая батальонная и полковая вечерняя поверка, развод и смена караулов и т; д.); - повседневной деятельности (торжественное собрание и митинг, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, части (корабля) и т. д. Такое разделение достаточно условное, ибо элементы одного и того же ритуала могут присутствовать во многих сферах воинской деятельности. Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях. Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является отдание воинской чести или, как говорили в старину, ритуал «чинопочитания» — воинское приветствие. В древние времена и в раннем средневековье четко выраженного обряда - воинского приветствия не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерение вступить в бой, возник обычай при встрече «в, чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия и уважения. Этот обычай позже был закреплён в уставах, как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих. В конце XVII — начале XVIII в. в целях воспитания у воинов чувств уважения к командирам и начальникам Пётр I ввел в жизнь войск воинское приветствие — «Отдание комплимента». Комплимент отдавался сниманием шляпы, ружьем, шпагой и знаменем, иногда поклоном. Воинское приветствие предусматривалось в следующих случаях: на смотре на экзерцициях (учебных тренировках), при встрече с генералитетом и в некоторых других случаях. Ритуал воинского приветствия живет века. Приветствовать — значит подтвердить свою верность воинскому братству. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеется специальный раздел «Воинское приветствие». В нём отмечается, что приветствие обязательно во всех формах деятельности и является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения. Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к военной присяге. С давних пор он проходил в торжественной обстановке в церкви или на соборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем cо знаменами и штандартами под музыку оркестров. В последние десятилетия установилась традиция: молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятника боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость Отечества. Каждому призывнику предстоит принести клятву на верность Родине. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подробно регламентирует этот ритуал. За его своевременное и точное выполнение, учет воинов, приведенных к военной присяге, несёт ответственности командир воинской части. Он своим приказом объявляет время приведения к военной присяге. В назначенный срок воинская часть выстраивается при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации. Воины, приводящиеся к присяге, находятся в первых шеренгах. Командир произносит разъяснительную речь, после чего каждый воин, выходя из строя, читает слова священной клятвы и скрепляет её собственноручной подписью. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем. День принятия военной присяги является нерабочим днем для части и проводится как праздничный день. Современные уставы предусматривают воинские ритуалы, совершаемые при вручении частям и кораблям Боевого Знамени, упоминании на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений, во время годового праздника воинской части или корабля, общих батальонных и полковых поверок, при встрече официальных государственных лиц и прямых начальников, открытии памятников, возложении венков к памятникам и могилам воинов, отдании воинских почестей при погребении. Заметим, что воинские ритуалы постоянно развиваются и совершенствуются. Меняется их форма и содержание. В нынешних уставах Вооруженных Сил России закреплены ритуалы, которые сложились в частях и подразделениях в последнее время. В их числе — распределение прибывшего пополнения по подразделениям.Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения деловых качеств каждого солдата (матроса) и с учетом состояния его здоровья, профессии, характеристики и др. О распределении пополнения издается приказ по воинской части. В назначенное время воинская часть с оркестром выстраивается в пешем строю. Выступает командир части, затем — заканчивающие службу и вновь прибывшие воины. Ритуал заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем. Вручение личному составу вооружения и военной техники проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых возможностей. Командир воинской части своим приказом закрепляет вооружение и военную технику за членами экипажей (расчетов), водителями (механиками-водителями), другими лицами, устанавливает время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу. Необходимая информация заносится в формуляры (паспорта), а наименование стрелкового оружия, его серия и дата выдачи записываются в военный билет солдата (матроса). Воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом Знамени и с оркестром. После краткой речи командира воинской части зачитывается приказ. Вручение стрелкового оружия производят командиры подразделений, вызывая военнослужащих из строя поочередно. Венчает ритуал прохождение части торжественный маршем. На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленными их предшественниками. История возникновения триумфального прохождения войск уходит далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы — торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве. Благополучное возвращение войск из похода превращалось на Руси в общенародный праздник. Ритуал требовал, чтобы победители «становились на костях» побежденных и «ударяли в трубы». Яркими деталями, носившими символически характер, являлись следующие действия: въезд князя с дружиной и пленными, прославление победителей, «отпевание» врагов, которые сопровождались музыкой и песнями. При Петре I за основу ритуалов был взят опыт Римской империи. Широкое распространение получили триумфальные шествия в честь достигнутых побед. К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов. Они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад, объезд частей; прохождение церемониальным маршем. Навсегда останется в народной памяти парад 1941 г. с уходящими с Красной площади на фронт подразделениями и Парад Победы 1945 года. Эти славные традиции продолжают военные парады Российской Армии. Они еще раз показывают, что Отечество под надежной защитой. С парадами неразрывно связаны салюты. Салютуют оружием — саблей, шашкой. При отдании чести — рукой или ружьем «на караул». Более торжественный салют отдается знаменем. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории. Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 г., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Салютами Россия приветствовала героев-моряков Гангута, русских воинов, взявших Берлин в 1760 г., суворовских «чудо-богатырей»... Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 г. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салютов в честь советских войск, одержавших крупные победы. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!». Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем. Огромное значение в воинских ритуалах всегда имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяется порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Музыка — один из самых действенных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. В период боевых действий она помогала бойцам выстоять, вселяла силу и бодрость духа, не давала ожесточиться, омертветь душой. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию... С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!» В мирное время её роль не менее важна. Она вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого Знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный. Он настраивает на эмоциональное восприятие ритуала, создает торжественную обстановку. Строевые смотры, прохождения в строю, и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю, каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. Музыка звучит при принятии военной присяги, выносе Боевого Знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, во время других торжественных церемоний. Наряду с использованием символов, искусстным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогают сделать ритуал настоящим явлением искусства. У нынешних воинских ритуалов — славная история. Они заряжали энергией, силой, духом не одно поколение российских воинов. И сегодня воинские ритуалы способствуют духовной мобилизации вооруженных защитников Отечества, их нравственному и эстетическому воспитанию.
|