Понятие визуальных коммуникаций в сфере услуг
Глава 1. Теоретические основы визуальных коммуникаций в сфере музейной и этнографической деятельности
Мы живем в визуально-коммуникативном, конкурентном мире, главной ценностью которого становится информация. Теперь не только фирмы-производители и те, что предоставляют услуги, конкурируют между собой - их информационно-имиджевый ресурс борется за сферы влияния на потенциального потребителя. Следует заметить, что и социальные проблемы (информация о них) также существуют в конкурентной борьбе за внимание социума к себе. Визуальные коммуникации — коммуникации (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия) с другой. «Визуальные коммуникации», «коммуникативный дизайн» — достаточно новые понятия в дизайне. Знаки визуальной коммуникации создаются в соответствии с особенностями предметно-пространственной среды, для которой они предназначены. Знаки образуют целостную систему с общими смысловыми и графическими характеристиками, что создает необходимость ввести ограничения по типу пространства. В бытовом, вульгарном значении визуальная коммуникация может быть определена как — то — что я вижу. Однако сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно развита и усложнена и на уровне языка и на уровне восприятия за счет активного развития визуального искусства и электронных и цифровых технологий. Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и (особенно в рекламе) приобретают ярковыраженный манипулятивный характер. Визуальные коммуникации осуществили мощную экспансию во все сферы культуры и закрепили в операционном поле такие понятия как — визуальный текст, визуальный язык, визуальная культура. Визуальные коммуникации — одна из базовых составляющих современных масс-медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, а также трансформируя и переводя, в свою очередь, любую информацию в визуальный язык (имиджи и пресс-портреты, фото с места событий и телевизионная картинка в режиме реального времени). В визуальных коммуникациях результатами процессов будут: - Скульптура, Дизайн, Архитектура (визуально-предметный процессуальный тип); - Графика, Живопись, Фотография (визуально-графический процессуальный тип); - Механика, Оптика, Электроника (Визуально-динамический процессуальный тип). Так же нужно отметить, что такие средства визуальных коммуникаций, как театр, кино, интернет объединяют в себе свойства вербальных и визуальных коммуникаций, поэтому их можно отнести к процессуально-динамическому виду коммуникаций. Исходя из вышесказанного, Общую систему визуальной коммуникации можно описать в следующей схеме: Субъект (Автор) - Вид коммуникации (Идея) - Тип коммуникации (Процесс) - Результат коммуникации (Объект). Коммуникативный вид визуально-графической системы выстраивается в следующую цепочку: Автор (Дизайнер-график) - Коммуникативный вид (Визуальный) - Процессуальный тип (Визуально-графический) - Объективный результат (Графика). Так же не составляет труда выстроить другие визуально-коммуникативные системы. Однако надо дать определение, что такое визуальная коммуникация. Визуальная коммуникация – это система композиционных элементов объединённых коммуникативными связями. Из данного определения выходит, что процесс проектирования визуальных коммуникаций состоит из двух основных частей, составляющих суть проектирования. Рис. 1.1. Общая схема коммуникации
Сегодня большое внимание уделяется проектированию пространства среды. Одним из актуальных элементов структурирования пространства являются носители информации, знаки визуальной коммуникации, представляющие человеку различные данные. Визуальные информационные системы охватывают широкий спектр проблем: способствуют ориентации, оценке эстетических и эмоциональных особенностей окружающего пространства. Большая часть исследований визуальных коммуникаций посвящена городской среде, но проблема создания информационных блоков в туристической среде, где это также необходимо, раскрыта недостаточно полно, требуется обозначить особенности внедрения информационных знаков в природную среду. Фотография, кинематограф, телевидение, полиграфический дизайн, компьютерные сети и их программное обеспечение – вот лишь неполный перечень форм социальной активности, генерирующих то, что в настоящее время принято называть а) «визуальностью», зрелищностью какого-либо предмета действительности, б) «визуализацией информации», или созданием аналога чего- или кого-либо в наглядно-зрительной форме, в) «визуальной культурой», образцами человеческой способности изображения и зрительного сообщения и др. В этом ряду есть место термину «визуальная коммуникация», который можно предельно обобщённо обозначить как передачу/приём каких-либо знаний и сведений в режиме прямого показа или преобразования в наглядный образ. О том, что визуальная коммуникация сегодня становится мощным ментальным ресурсом социальных изменений, красноречиво говорят многие явления российской действительности. Так, наша страна за последние двадцать лет из самой читающей в мире превратилась в «общество телезрителей». Главным каналом информирования для большинства наших граждан стало телевидение. При этом оно функционирует как система коммерческих предприятий, целью которых выступает высокая рентабельность. С этой целью преобразуется и совершенствуется не только материально-техническая база телетрансляции, но также состав, структура и содержание информационных ресурсов. Однако, в обиходе у многих россиян сегодня не только телевизор, но и другие экранные устройства: персональный компьютер, видеоаппаратура, домашний кинотеатр, переносной плейер, мобильный телефон – технические устройства, благодаря которым визуальная коммуникация превращается в сугубо индивидуализированный способ удовлетворения социальных потребностей. Общедоступные средства связи, мультимедийные технологии создания наглядных образов и изображений, будучи зрительно узнаваемыми фрагментами действительности, реальными или вымышленными, активизируют, прежде всего, различные стороны эмоционального опыта людей, способствуют разработке стереотипов идентификации с определенной социальной группой. Восприятие и познание такой информации подчас обходится без редукции к первичным языковым знакам, словесному «оснащению ума», что способствует формированию у человека представлений об окружающем мире и формах реализации своей социальной активности. Наглядно-зрелищное информационно-коммуникативное содержание современного социального пространства – весомый повод для формулирования проблемы визуальной коммуникации как одного из специфических ресурсов социальной идентификации. Чтобы быть воспринятой и конкурентно-способной, информация подается в виде эмоциональных визуальных сообщений, которые, в свою очередь, формируют визуальный текст. Визуальные сообщения (тексты), носителями которых становятся: знак, плакат, рекламная открытка, этикетка, упаковка, ролик, визуальная презентация и т.п. - «обвиваются» сетью идей, представлений, ассоциаций, накопленных за всю историю человеческого существования. Значительное место начинают занимать концепции и идеи, которые не опираются на реалистические, логические выкладки-установки. Нормативность, логоцентризм, характерные для восприятия классического произведения, не подходят для понимания современного визуального продукта, из него, как правило, многоаспектным содержанием и ориентацией на многослойное восприятие. Итак, в той мере, в которой продукт графического дизайна является знаком или знаковой системой, а качество сообщения, прежде всего, зависит от качества знака, его создание/восприятие требует владения языком и ощущение контекста. От так, визуальный язык графического дизайна как знаковая система, которая обеспечивает процесс коммуникации, нуждается в осмыслении на современном этапе развития. Анализ последних исследований и полученные результаты. В 60-те года XX столетие одной из популярнейший социально-философских доктрин на Западе становится теория коммуникационного взрыва канадского профессора М. Маюпоена. В истории развития общества он выделяет две главнейшие коммуникативные революции, первая из которых началась с книгопечатаньем Гутенберга; вторая ознаменованная «электронными и электрическими средствами массовой коммуникации» XX столетие. Реальность или среда за терминологией М. Маюпоена, является не тем, что оно есть, а тем, как юно спроектировано и репрезентовано человеку средствами коммуникации [5, 152]. В 1990-х годах П. Родькин, опираясь на М. Маюпоена, проектирует собственную теорию, рассматривая графический дизайн как основу для новой коммуникативной революции. Уже в 1970-х годах О. Черневич подчеркивала, что на первый план в графике, которая обслуживает педагогику (оптимальная визуализация учебного материала), науку (визуальные языки математики, физики, логики), транспорт и т.п., выходит коммуникативная функция. Исследовательница прогнозирует, что с развитием науки и техники, в связи с информационным кризисом и рядом других факторов современного мира, жизнь в будущем индустриальном обществе будет невозможным без оптимальной визуализации информации [5, 28]. В своей монографии «Язык графического дизайна», анализируя западные концепции, в частности, Л. Лейзеганта, который определяет графический дизайн как «стратегию визуализации абстрактной информации», О. Черневич обращает внимание, которое Л. Лейзегант понимает графический дизайн как «оптимальную стратегию обработки информации, которая самая по себе есть нейтральной, в направлении ее определенной интерпретации», и «задачам дизайнера становится преобразование информации в визуальные сигналы, которые интерпретируются однозначно» [5, 9]. Именно Л. Лейзегант вводит и объясняет дефиницию графического дизайна как «функциональную», или «аналитическую стратегию коммуникации» [5,10]. Останавливаясь на проблеме визуализации в графическом дизайне, О. Черневич делает ударение на необходимости существования «визуальной установки», значение которой заключается в том, что «она делает объект установки - визуальную страну света - важной, значимой, той, что имеет смысл». «Визуальная установка подает человеку мир в виде текста - в этом ее значение» [5, 18]. Текст О. Черневич рассматривает как семиотическое понятие: любой объект, который воспринимается и понимается как система знаков, объясняя, что «материальная субстанция объекта-знака может быть при этом самой разной, и в качестве текста в семиотике молит рассматриваться письменный и устный язык, последовательность графических или скульптурных изображений, архитектурные комплексы, музыкальные фразы, предметы быта, жесты и т.п.» [5,20]. По О. Черневич, «визуальным текстом, собственно, есть любой объект, который воспринимается зримо и как знаковая система». По ее мнению «и спичечная этикетка, и фирменный стиль, и телевизионная заставка, и расписание поездов - все это разной сложности визуальные тексты, которые несут определенное сообщение и ориентируются на его зримое восприятие» [5, 20]. Проектирование предметной среды как визуального текста оказывало содействие углублению ценностного отношения к нему». Она розмірковує, что «поскольку дизайн разрешает изменять визуальный учет мира, то дизайнер должен уметь различать формы визуально значимые и не значимые, а для этого необходимо иметь, кроме визуальной установки, и визуальные ценности. [5, 21]. О. Черневич отмечает, что именно в этом смысле дизайн принят понимать как визуализацию, т.е. как процесс визуального упорядочения мира и борьбы с визуальным хаосом [там же]. «Весь предметный мир должен владеть визуальной ценностью!» - таким есть лозунг профессионального дизайна, декларирует О. Черневич [там же]. За О. Черневич, «сознательная установка на проектирование текста-сообщения, системы и среды как визуального текста и является визуальным дизайном» [5, 23]. «Выделение визуального текста как самостоятельного объекта проектирования в первую очередь связано с прикладной графикой и графическим дизайном», делает замечание исследовательница, - «где четкая адресність информации является необходимым условием нормальной работы» [5, 23]. Она также обращает внимание на то, что визуальным текстом может быть не только надпись, символ, изображение и т.п., а и автомобиль, интерьер, улица, если они явным образом ориентированы на визуальную установку потребителя [5,.24]. Указывая на то, что по отношению к множеству отдельных текстов язык есть их системой (кодом, инвариантом), исследовательница различает две категории практического проектирования: проектирование визуальных коммуникаций и проектирование визуального языка как такой, делая ударение на широком и тактичном владении визуальным языком, насколько дизайнер придерживается и развивает правила языкового поведения [5, 29]. Понятно, что визуальный язык графического дизайна имеет свою структуру, образованную разнообразной бесконечной конфигурацией выразительных языковых единиц. Хотя в пластических искусствах довольно сложно выделить минимальные дискретные единицы, исходя из которых можно было бы выстроить соответствующую знаковую систему. В изобразительном порядке нет четко выделенных единиц, которые можно было бы раз и навсегда свести в определенный каталог. Например, в графическом дизайне (последний находится в околицах образотворчості и дизайна) точка может означать и себя самую и много другого. Ее значение каждый раз зависит от конкретной постановки задачи, оно всегда контекстуальное. Принципиальная разность визуального языка графического дизайна от языка как такой, заключается усталость, который графический дизайн не имеет своего собственного алфавита (конечного числа букв-фонем), а также конечного числа слов, наделенных общепринятыми значениями. их отсутствие значительно затрудняет осмысление его визуального языка как системы, системы кодов, где точка, линия, пятно, фактура, цвет в бесконечных конфигурациях формируют пластические сообщения. Не считаясь со сложность изобретения такой системы художники и философы (В. Кандинский, Л. Прието, Б. Кокюла, К. Пейруте и др.) старались разработать пластический язык, с помощью которой можно было бы «читать» произведения искусства. Поэтому, рассматривая визуальный язык графического дизайна как коммуникативную систему, обратимся к ключевым понятиям: коммуникация, общение, язык, знак, сообщение, текст, чтобы выяснить их специфические характеристики в контексте задач графического дизайна. Итак, коммуникация есть одним из видов общей направленной связи. Она осуществляется с помощью сигналов, знаков, направленных от одного объекта к другому, и находит свое выражение в коммуникативных актах естественного и общественного характера. Разнообразная по форме коммуникация единая в своей основе - сущность коммуникации состоит в передаче сообщения, тогда как информация этой непосредственностью не владеет [2]. Коммуникативный процесс может быть как узко направленным, когда информация предназначена единичным приемникам информации, так и широко направленным, когда передача сообщения предназначена множеству систем одновременно. К процессу привлекается подмножество принимающих систем. Следует подчеркнуть, что именно полинаправленный процесс передачи сообщений присущий графическому дизайну. Впрочем информационный обмен становится возможным лишь при условиях значительной нетождественности информационных потенциалов разных систем. Причем такая разность должна превышать сопротивление канала информации. Чем выше преимущество, тем интенсивнее информационный поток [2]. Именно поэтому графический дизайн вынужденный постоянно разрабатывать новые визуальные стереотипы. Поскольку, устаревший, ангажированный стереотип становится причиной приостановления информационного потока. Коммуникация является инструментом социального управления. Этот инструмент оказывается универсальным и, проявляя себя по-разному, есть целостным социальным образованием, универсальным механизмом социального взаимодействия. Таким образом, визуальный язык графического дизайна является инструментом социального управления и чем она качественнее построенная, тем высшая степень полезного действия. Социальную коммуникацию иногда отождествляют с понятием общения. В статье «Искусство в системе социальной коммуникации» В. Митина, ссылаясь на М. Кагана, подчеркивает, что коммуникация является однонаправленной связью, а общение - это межсубъекктивные взаимоотношения, т.е. такая деятельность субъекта, которая обращена к другому субъекту, а не объекта. За М. Каганом отношение к другому субъекту составляется на равные практики как материальное, практическое общение людей в их общей трудовой деятельности, а на информационном уровне - как духовное общение. Так, в процессе общения происходит не передача другому того, что знаешь сам, а общее изготовление общих представлений, идеалов, вглядов и т.п., т.е. достижение общими усилиями духовной общности [4, 84-85]. Система коммуникативных связей не только охватывает личные каналы взаимодействия людей, а и включает преемственность и передачу ценностей от одного поколения к другому. По О. Казинову, «без упорядоченной, формализованной и потому ограниченной дисциплины коммуникации не возможная общность людей как участников реального исторического процесса» [3]. Инструментом и универсальным средством коммуникации является язык. Именно она разрешает сохранять и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому. Язык является средством сохранения и передачи информации, одним из способов управления человеческим поведением. Соответственно, визуальный язык - это такая языковая система, которая для передачи и сохранение информации использует визуальные сообщения, которые составляются со специфических дискретных единиц (знаков), объединенных в своеобразные конструкции, которые имеют специфические формальные характеристики [1]. Визуальный язык графического дизайна - это средство презентации информации, где знаком/системой знаков определяется качество информации. Знак - единица языковой системы, элементарная составляющая, которая сохраняет особенности языковой системы в целом. Согласно общепринятому пониманию, знак - это единство, стойкая связь определенного языкового содержания и языковой выразительности, с помощью которой содержание может быть в знаке выраженным и удержанным. Однако, на мысль О. Черневич, согласно принципиальному единству планов содержания и выразительности в графическом дизайне любое определение знака с помощью данных категорий есть тавтологическим и не несет в себе ничего кроме утверждения о существовании, отличиях и связях этих планов [5, 32]. Визуальное сообщение в какой-то мере выступает как первичная форма визуального языка. В графическом дизайне оно также является знаком, который владеет безусловным приматом над значением, и становится отделенным от реального процесса коммуникации и независимым от его участников (того, кто передает и того, кто принимает). Благодаря сообщению, высказанное становится независимым как от автора и реципиента, так и от того, о чем идет речь. Воплощаясь в тексты, сообщения создают открытый контекст, безпредельное текстуальное поле, где каждый текст включается в своеобразную «игру зеркал», отсылая к другим текстам, без возможности понять, который из них есть первичным. Например, плакат есть классическим визуальным сообщением графического дизайна, а выставка экологического плакату - это визуальный текст из данной проблематики. Суммарность выставочных мероприятий экологической тематики, их рефлексии в печати, телевидении, Интернет составляют визуальный гипертекст. Сегодня текст - это вся социокультурная реальность, текст символов, знаков, артефактов, где ведущее место занимают тексты, построенные на визуальных носителях, воплощенных в полиграфической, мультимедийной продукции, на экране. Если для вербального описания характерная продолжительность восприятия, то в визуальных текстах содержание находится близко на поверхности, он зримый, визуализированный. Если в XX столетии содержание знака в графическом дизайне почти однозначный, а под текстом понимают обычный вербальный текст то в XXI столетии визуальность вытесняет текстуальный письменный культурный код. Теперь следует рассмотреть этапы процесса коммуникации и обратить внимание на их специфические особенности в графическом дизайне. Первый этап: формулирование информационной концепции. В графическом дизайне он начинается из постановки задачи и создание концепции, т.е.: что конкретно и какую именно информацию необходимо донести. При этом дизайнер должен четко понимать цель сообщения и его мотивацию, а именно: зачем оно Осуществляется и чего должны достичь; понимать контекст (сознавать соответствие концепции конкретной ситуации). Второй этап: кодирование. Он начинает процессом эскизирования, который можно назвать первичным процессом кодирования информации. В результате происходит преобразование концепции коммуникации в визуальное сообщение, где визуальное сообщение становится продуктом процесса кодирования информации. Результативность кодирования зависит от способностей (дарования) дизайнера превратить информацию, которая предназначена для распространения в выразительные визуальные знаки. Здесь кроме дарования дизайнера важным есть степень его осведомленности об информации и социокультурной среде (контекст). На этом этапе лучше всего устанавливается оптимальный канал для передачи сообщения. Канал коммуникации - это средство, с помощью которого передается информация. На выбор канала коммуникации влияют такие факторы: характер сообщения, которое передается; тип символов, которые используются для кодирования информации; весомость и привлекательность канала для адресата; конкретные преимущества или недостатки того или другого типа канала. Для повышения результативности коммуникации рекомендуется использовать два или больше каналов для передачи того самого сообщения. Например: печатная рекламная продукция и комплекс баннеров на сайте. Следует указать, что в графическом дизайне визуальное сообщение является объектом дизайна и каналом коммуникации: логотип, плакат, этикетка, упаковка и т.п.. Третий этап: передача сообщения. Оно передастся по каналу и представляет собой доставку сообщения от отправителя до адресата. На этом этапе существенным есть влияние препятствий. Препятствия - это все то, что искажает сущность или содержание сообщения. Шумы практически всегда сопровождают коммуникации. Шумы в графическом дизайне требуют отдельного рассмотрения, впрочем следует указать, - это, прежде всего, контекст, в котором воспринимается сообщение. Четвертый этап: декодирование. Означает перекладывание полученного сообщения в форму, понятную для реципиента. Когда символы, избранные отправителем, имеют одно и то самое значение для получателя сообщение, когда тот понимает, что имел в виду отправитель. Иногда адресат толкует сущность и содержание сообщения иначе чем его понимал отправитель. В графическом дизайне - это правильное, неискривленное, восприятие информационной концепции, которая на практике выражается в выборе адресатом привлекательной упаковки, реакции на экологический плакат, желанием посетить тот чи другой концерт, приобрести журнал; это запланированная реакция на рекламный плакат, афишу, мотивация к покупке, услугам и т.п.. Заключительный этап коммуникации: обратной связь. Процесс, в котором отправитель и получатель меняются ролями. В процессе обратной связи получатель сообщает отправителю о том, как он понял содержание сообщения. Безусловно, наличие обратной связи увеличивает продолжительность коммуникации, усложняет процесс, но повышает его эффективность, обеспечивает уверенность в правильности интерпретации концепции коммуникации. Относительно графического дизайна, то анализом эффективности действия сообщения занимаются рекламные агентства, маркетологи. Они ведут статистику, который канал работает наиэффективнее, сравнивают информационный продукт с оригинальной информационной концепцией и определяют степень взаимопонимания. В целом, успех сообщения состоит в эффективности информационной концепции, четком определении языковой стратегии и контекста, удачном выборе канала передачи. "Мультимедийность, - считают российские ученые М. Лукина и И. Фомичова, - это возможность передачи сообщений в разных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимации". Т.е. информация приобретает новые формы отображения, хранение, она трансформируется в разные цифровые форматы. "Основу современных мультимедийных систем представляет компьютерная техника комбинирования информационных текстовых данных, звуковых сигналов и образов в цифровых форматах, которые помогает их воспроизведению в дисплейном, печатном или другом отображении, хранению, копированию и трансмиссии без потери качества через разнообразные каналы и сети информационных скоростных связей" [4, с. 56]. Проанализировав все эти определения, мы можем приходить к выводу, который мультимедийной единицы как такой не существует. Мультимедия - это объединение, комбинирование информационных единиц, которыми есть визуальный, аудиальный и аудиовизуальный контент. Визуальный контент формируется с помощью наполнения визуальным содержанием, это является продуцированием и потреблением информации в визуальной форме; процесс обмена, связи, общение между адресатом, каналом и реципиентом на уровне зрительных рецепторов. Если построить полное определение, то оно будет иметь такой вид: "Визуальным контентом есть информационное наполнение средства массовой коммуникации (в нашем случае это веб-ресурс), выраженное с помощью визуального языка: изображение, знаки, инфографика, видео и т.п.". Этот контент формирует новый канал коммуникации, который в XX столетии получил название "визуальные коммуникации". Не следует забывать и о зрительном восприятии, которое сыграет незаурядную роль в этом процессе. Классификации визуального контенту. Существует много классификаций разных видов информации, тем не менее для определения понятия "визуальный контент" актуальными остаются две: 1. За способом восприятия человеком. В зависимости от того, которым путем поступает информация, различают пять ее видов: визуальную (или зрительную), аудиальную (или слуховую), обонятельную, вкусовую, тактильную. 2. За способами обработки информация делится на числовую, текстовую, графическую и звуковую. За характером информации визуальный кошенные может быть коммерческого (баннеры, анимации), развлекательного (фотография, иллюстрация и и информационного и инфографика, видеорепортаж) содержания, выраженное в разных форматах одновременно. За пример можно взять информационно-аналитический портал ua.korrespondent.net. На главной странице в центре - логотип с меню сайта: по правую сторону - рекламный баннер: немного ниже - раздел мультимедия, вынесенный в отдельное табло; по левую сторону - фото важного события дня и т.п.. Это типичная низменность содержания, характерная дня всех информационных порталов. В контексте видов мультимедия в интернет-журналистике исследователь В. Рябичев разработал такую классификацию [9. с. 67-70]: Аудио (WAV, MP3. RAM): Видео (MPEG. AVI. MOV): Графика: анимация (GIF), изображение (JPEG). Flash-презентации (сложный объект, разработанный в 1986 году компанией FutureWave с использованием векторной графики). Как видим, разработчик в своей классификации отталкивался от формата мультимедийного контента. Тем не менее здесь не упомянуто о тексте как часть мультимедия, что ее называет Б. Потятишик в своей мультимедийной иерархии форматов, она имеет такой по дед текст (дополненный графикой и фото), видео, аудио [10. с. 47]. Графику и фото научный работник считает дополнением к текстовой части, а не самостоятельными составляющими медия. Из этого значит, что визуальный контент в его интерпретации - это текст, который дополняет иллюстрация. Дадим свою классификацию форматов визуального контента: визуальный: текст, інфографіка, фото, анимация; аудіальний: аудіо: аудиовизуальный: видео, анимация, которая отнесена и к визуальному, и к аудиовизуальному, поскольку она иногда сопровождается звуком. Анимация создается в GIF-формате. "GIF. - на мысль В. Рябичева и Є. Каранова. - один из многих форматов цифрового изображения, который имеет небольшой размер, высокую четкость изображения, тем не менее оперирует ограниченным количеством цветов, а именно: 256. Благодаря анимационным эффектам GIF попал к категории популярнейший графических форматов. Принцип создания этих эффектов построен на использовании поочередно нескольких статических изображений-кадров. Для каждого кадра указывается время его освещения на экране. Последовательность кадров может быть зациклена. Часто эту технологию видим среди рекламных сообщений в сети" [9, с. 68]. "Компьютерная анимация, - отмечает И. Мащенко, раскрывая суть этого метода отображения информации, - способ создания мультипликационных (рисованных) кино- и видеофайлов с помощью компьютеров. Используя программное обеспечение, а также банки данных (архивы, изобразительную информацию) и рисунки, выполненные на электронном планшете, можно получить на экране дисплея пейзажи, сцены, в которые можно постоянно вносить изменения (относительно масштаба изображения, ракурса, перспективы, характера освещения и т.п.)" [7. с. 190]. Выводы. В большинстве случаев ныне люди воспринимают информацию визуально. Это связано с природным построением их организма, а также с развитием технологических средств, ориентированных на визуальные образы. Логотипное, клиповое сканирование окружающего присущее нашему современнику благодаря глобальному распространению визуальных образов, созданных предпринимательскими структурами, главный мотив которых - продвижение товара или услуги, получение прибыли. Интернет насыщен баннерами, улицы - биг-бордами, радио и телевидение - аудиовизуальными роликами. Кроме этого, с помощью современных технических вспомогательных средств можно создать визуальные продукты и растиражировать их. Визуальный контент является составной мультимедия, что вместе из текстовым контентом представляет часть общего информационного наполнения веб-простора. Эта компьютерная технология отображения информации и определяет особенность интернет-СМИ. Огромный массив текста в объединении с его інтерактивністю и оперативностью и выдвигает это средство коммуникации на передовые позиции. В глобальной сети именно контент представляет основной процент информации, которая отображается разными форматами (видео. изображение, фото, анимация и т.п.). Они предоставляют СМИ новые возможности и преимущества для передачи сообщений к целевой аудитории. Если говорить о практическом применении, то визуальный контент довольно широко используется в интернет-коммуникации. Практика опережает теоретические разработки. Есть ряд проблем с терминологической основой этого компьютерно-ориентированного метода отображения информации. что отрицательно обозначается на процессе его изучения в высших учебных заведениях, на подготовке нужной для этого научной литературы. На сегодня можно назвать лишь из десяток профессиональных изданий, в которых разрабатывается терминологическая база этой области. Отечественной науке нужна национальная терминология, ведь это признак становления информационного общества в России. Таким образом, графический дизайн есть функциональной, аналитической системой визуализации информации. Его задачам являются преобразования информации в визуальные знаки, которые должны интерпретироваться максимально выразительно. Соответственно, визуальный язык графического дизайна - это средство презентации информации. Знак/система знаков определяют качество информации, чем качественней знак, тем высшая степень полезного действия. Визуальный язык графического дизайна является знаковой системой: для передачи информации она использует визуальные сообщения, которые есть знаками. В свою очередь, сообщения формируют визуальный текст, который, вместе с множеством других текстов составляет визуальный гипертекст информационной среды. Язык графического дизайна является инструментом социального управления. Она обеспечивает преемственность и передачу ценностей от одного поколения к другому. Без упорядоченной, формализованной и потому ограниченной дисциплины коммуникации не возможная общность людей как участников исторического процесса. Язык является инструментом и универсальным средством коммуникации. Эффективность коммуникации состоит в слаженности на всех ее этапах: создании информационной концепции согласно контексту, определении языковой стратегии, выборе и создании канала передачи, который обеспечивает результативное восприятие информации, аналитике. Дальнейшие научные исследования проводятся в направлении изучения визуального языка графического дизайна из позиций пластического синтаксиса.
|