Студопедия — Современный подход к построению речи. --
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современный подход к построению речи. --






14. Стили речи. +

Любой текст можно отнести к тому или иному стилю. Под стилем (от греч. stulos - «палочка для письма») обычно понимают разновидность литературного языка, выполняющую определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Функции могут быть различными, поэтому дифференциация стилей идет по разным основаниям.

Так, при ориентации на соответствующие сферы человеческой деятельности (наука, законодательство и делопроизводство, политика) выделяются «обслуживающие» их стили или виды стилей речи:

1) научный стиль речи. Отличительные коммуникативные качества научного стиля – логичность, доказательность, обобщенность, неэмоциональность. Язык характеризуется наличием книжных слов с обобщенным и отвлеченным значением типа: обозначение, функция, опыт, процесс, научных терминов: адвербиализация, импликация, дискурс. Используются глаголы в форме 3 лица настоящего времени с семантикой «постоянного действия»: кислота разъедает, наступают сокращения и т. п. Вместо местоимения единственного числа «я» употребляется множественное - «мы». Предложения научной речи осложненные, распространенные, полные. Стиль предназначен для сообщения сведений теоретического характера, объяснения причин явлений. Так, к научному относится статья, реферат, монография, к разговорно-бытовому - разговор, беседа, спор и т. д.;

2) официально-деловой стиль речи. В высказываниях официально-делового стиля передаются точные сведения, имеющие практическое значение в сфере управления обществом на всех его уровнях. Этому стилю присущи четкость, бесстрастность, стандартность. Типичны языковые средства с книжкой, официальной окраской: хищение, именуемый, поставить в известность и другие, имена существительные с «отвлеченными» суффиксами - ани, - ени, - ств, - ость (сведение, указание, ответственность), глаголы в начальной форме (предложить, отменить и т. д.). Слова используются в прямых значениях;

3) публицистический стиль речи. Публицистический стиль решает задачу не просто сообщения информации, а определенного воздействия на мысли и чувства людей. Для него характерны особая выразительность и эмоциональность, поэтому распространены изобразительные средства - эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и т. п. Устная публицистическая (ораторская) речь, литературно - разговорный стиль сочетают элементы книжного и разговорного стилей, занимают промежуточное, пограничное положение между ними. При этом ораторская речь - более строгий вариант литературного языка. Доминирующие черты разговорного стиля - неполнота выражения и эмоциональность - обусловлены «устностью» контакта, цель которого - обмен впечатлениями, сведениями. Язык данного стиля отличается употреблением разговорных слов и выражений, эмоционально - оценочных лексем (вечерка, сгущенка, светленький, домик, я тебе уеду). Предложения разговорной речи простые, неполные, нераспространенные.

Все они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и используются в официальной обстановке, очень часто - в письменной форме (другое основание). Стремясь подчеркнуть это обстоятельство, три названных выше стиля объединяют, именуя книжными. Им противопоставлен разговорный стиль, который используется в повседневном общении, преимущественно в устной форме. Разновидностями этого стиля являются литературно -разговорный - речь образованных людей в учебных заведениях, в производственных условиях, в учреждениях культуры; ораторский (устная публичная речь) – это выступления на темы интеллектуализированного, делового характера; разговорно-бытовой - речь в непринужденной, домашней обстановке, на отдыхе, на улице. «Лицо» каждого стиля определяют доминирующие стилевые черты, характерные языковые средства. Функциональные стили реализуются в соответствующих речевых жанрах.

 

15. Фигуры речи. + (дополнение – вопрос № 16).

Риторические фигуры речи служат разработке доводов и их соединению, а также созданию эмоционального впечатления. Для разработки доводов служат пояснительные фигуры речи. Пояснительные фигуры речи есть текстовая синонимизация, констатирующая ноэму – предмет мысли, разрабатываемой в речи.

Есть три способа синонимизации:

1) Пояснение – группа слов, заключённая в скобки или вводимая такими словами, как «то есть», «например» и другими подобными по смыслу, которые раскрывают и детализируют смысл основного слова.

2) Собрание синонимов – сведение синонимов, различающихся стилистически или по системе качества: «лето началось дождями и дождями закончилось».

3) Синонимизация контекстом – несинонимические слова приобретают синонимическое значение в контексте.

Расположение синонимов по силе впечатления может быть возрастающим или убывающим: преувеличение (спорить – драться) или преуменьшение (бандиты – патриоты).

 

16. Тропы. +

Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.

Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.

Важнейшие особенности тропов и их значение в речи:

1) Риторические тропы отражают ход познавательной деятельности человека. Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:

1.1. сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора)

1.2. группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия)

1.3. замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир)

2) Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.

3) Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.

4) Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.

Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.

Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте:

1) Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы).

2) Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

3) Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного.

4) Эпитет – образное определение предмета или действия.

5) Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.

6) Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

7) Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего-либо.

8) Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.

9) Дисфемизм – троп состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.

10) Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего-либо.

11) Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора.

12) Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов.

13) Оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).

14) Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении:

- анафора лексическая;

- анафора синтаксическая.

17. Типы поведения в коммуникации. +

П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» приводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения.

1) «Вздорный человек («нигилист»). В ходе разговора он нетерпелив, несдержан и возбужден, часто выходит за профессиональные рамки беседы. По отношению к нему следует всегда оставаться хладнокровным и компетентным; по возможности формулировать решения его словами; выяснить причины его негативной позиции, попытаться привлечь на свою сторону. В экстремальных случаях можно приостановить разговор, подождать, когда «вздорный человек» остынет

2) «Позитивный человек» может сам оказать поддержку и помощь в трудных, спорных вопросах и ситуациях.

3) «Всезнайка» обо всем имеет свое мнение, всегда требует слова, считает свои знания единственно верными. Надо во время разговора напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться, задавать ему сложные специальные «учительские» вопросы. «Всезнайка» успешно может формулировать промежуточные заключения.

4) «Болтун» часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. Следует тактично остановить «болтуна», если он начинает отклоняться от темы.

5) «Трусишка» не уверен в себе, он охотно промолчит, боясь сказать что - нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. «Трусишке» надо помогать формулировать мысли, задавать несложные информативные вопросы, обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание.

6) «Хладнокровный» (неприступный) собеседник замкнут, часто чувствует себя вне темы и ситуации общения, незаинтересованный. Любым способом необходимо выяснить причины такого его поведения, увлечь информацией.

7) «Незаинтересованный» человек вообще не склонен рассматривать данную проблему. Надо задавать ему вопросы информативного характера, придать диалогу привлекательную форму, учесть его интересы.

8) «Важная птица» не выносит критики, обладает большим самомнением. Этому собеседнику нельзя позволять разыгрывать роль гостя, в диалоге с ним лучше использовать метод «да - но».

9) «Почемучка» задает много вопросов, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Отвечать на его вопросы надо сразу или признать его правоту, или переадресовывать вопросы ему самому.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия