Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Внешний вид оратора. --




 

УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) — приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.

УГЛУБЛЕНИЕ РАБОТЫ (JOB ENRICHMENT) — реорганизация труда с углублением содержания выполняемых работ.

 

Ф

 

ФИЛЬТРАЦИЯ (FILTERING) — тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах организации.

ФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА (FORMAL GROUP) — группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно является выполнение какого-либо конкретного задания.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (FUNCTIONAL DEPARTMENTATION) — тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ (FUNCTIONAL AREAS) — области деятельности, в которых функционируют подразделения в интересах организации в целом. Сюда относятся маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (FUNCTIONAL AUTHORITY) — форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (FUNCTIONAL CONFLICT) — конфликт, который ведет к повышению эффективности деятельности организации.

 

Х

 

ХАРИЗМА (CHARISMA) — влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

 

Ц

 

ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (MANAGEMENT BY OBJECTIVES — МВО) — процесс, состоящий из четырех независимых этапов: 1) выработка ясной сжатой формулировки целей; 2) разработка реалистичных планов их достижения; 3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

ЦЕЛЕВОЙ КОМИТЕТ (AD НОС COMMITTEE) — временная группа, созданная для достижения определенной цели.

ЦЕЛИ (OBJECTIVES) — в организации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. формальные организации определяют цели через процесс планирования.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (CENTRALIZATION) — условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.

ЦЕПОЧКА "ПРОИЗВОДСТВО — ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ" (OPERATIONS-TO-CUSTOM NEEDS CHAIN) — основное предназначение организации, характеризующее задачу производства — выпуск тех товаров или услуг, которые служат для удовлетворения основных потребностей потребителя.

ЦЕПЬ КОМАНД (CHAIN OF COMMAND) — иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как "скалярная подчиненность" или "скалярная цепь".

ЦИКЛ ЖИЗНИ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (PRODUCT-PROCESS LIFE CYCLE) — ситуация, когда цикл жизни производственного процесса идет нога в ногу с циклом жизни продукта, т.е. разработка и производство данного вида продукта соответствует спросу потребителей на данный конкретный тип продукта.

 

Ч

 

ЧЕТЫРЕ СИСТЕМЫ ЛАЙКЕРТА (LIKERTS FOUR SYSTEMS) — постулат Рэнсиса Лайкерта, согласно которому существует четыре системы управленческого стиля: диктаторски-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический и вовлеченно-демократический.

 

Ш

 

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (SCIENTIFIC MANAGEMENT SCHOOL) — первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным.

ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИХ НАУК (BEHAVIORAL SCIENCE SCHOOL) — концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENTSCIENCE SCHOOL) — подход к управлению, для которого характерны применения научного метода, моделей и системной ориентации. Иногда называется количественным подходом.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (HUMAN RELATIONS SCHOOL) — исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.

ШУМ (NOISE) — все, что искажает значение при обмене информацией.

 

Э

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ECONOMIC ANALYSIS) — многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности.

ЭТАЛОННАЯ ВЛАСТЬ (REFERENT POWER) — влияние, основанное на личных свойствах оказывающего влияние. Такое воздействие приводит к тому, что исполнитель тянется к руководителю или даже отождествляет себя с ним.

ЭТИКА (ETHICS) — принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (CODE OF ETHICS) — система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (OPERATIONS PERFORMANCE) - рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные за траты ресурсов организации.

ЭФФЕКТ ХОТОРНА (HAWTHORNE EFFECT) — условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышение внимания к исследуемому вопросу приводит к искажению, слишком благоприятному результату во время эксперимента.

 

Внешний вид оратора. --

5. Роды и жанры красноречия. +

Классификация красноречия достигла знаменитого развития в римской риторике, особенно в теоретических сочинениях Цицерона, а затем, под его влиянием, в учебных пособиях Квинтилиана.

Различают следующие исторически сложившиеся, наиболее значимые в социальном

плане роды и виды ораторского искусства:

1) политическое красноречие: Политические речи весьма широко представлены в практике ораторского искусства, и, как правило, полемичны, остры, имеют выраженную авторскую позицию своего адресата. К политическому красноречию относятся: отчетный доклад, политический обзор, речь на социально актуальную тему, парламентское выступление, агитационное обращение и т.п.

2) академическое красноречие: Академическое красноречие – одно из частных

направлений риторики, связанное с мастерством научного доклада, педагогической лекции, учебного диалога и беседы, с культурой речи обучающего. К видам академической речи относятся: научный доклад, вузовская и школьная лекции, реферат, популяризация научных знаний.

3) бытовое красноречие: Социально-бытовое красноречие – это самый

распространённый род риторики, который используется в процессе вербального общения людей в форме беседы, обсуждения, диалога, спора, юбилейной или траурной речи. К видам бытового красноречия относятся: юбилейная, застольная, похвальная речи, надгробное слово, устный бытовой рассказ, анекдот, притча.

4) судебное красноречие: Судебное ораторское искусство – одно их самых древних.

К видам судебного красноречия относятся: обвинительная (прокурорская) речь, защитительная (адвокатская) речь, речь общественного обвинителя, самозащитная речь, речь судьи.

5) дипломатическое красноречие: Дипломатическая речь требует высокой точности, соблюдение этикета, определённого уровня культуры, международных правовых норм. К видам дипломатического красноречия относятся: речь на международной конференции, протокольная речь и др.

6) военное красноречие: К видам военного красноречия относятся: речь-приказ,

инструктивная речь, воодушевляющая речь и т.п.

7) церковно-богословное красноречие: Церковно-богословское красноречие

представляет совокупность правил составления церковных проповедей. Яркой фигурой в гомилетике был церковный деятель Иоанн Златоуст, который разработал методику построения и произнесения церковных проповедей. К видам церковного красноречия относятся: проповеди, речь на соборе (собрании священнослужителей) и др.

6. Судебное красноречие. +

Различают следующие исторически сложившиеся, наиболее значимые в социальном плане роды и виды ораторского искусства:

1) политическое красноречие: отчетный доклад, политический обзор, речь на социально актуальную тему, парламентское выступление, агитационное обращение и т.п.;

2) академическое красноречие: научный доклад, вузовская и школьная лекции, реферат, популяризация научных знаний;

3) бытовое красноречие: юбилейная, застольная, похвальная речи, надгробное слово, устный бытовой рассказ, анекдот, притча;

4) судебное красноречие: обвинительная (прокурорская) речь, защитительная (адвокатская) речь, речь общественного обвинителя, самозащитительная речь, речь судьи;

5) дипломатическое красноречие: речь на международной конференции, протокольная речь и др.;

6) военное красноречие: речь-приказ, инструктивная речь, воодушевляющая речь и т.п.;

7) церковно-богословное красноречие: проповеди, речь на соборе (собрании священнослужителей) и др.

Судебное ораторское искусство – одно их самых древних. Античная культура немыслима без таких фигур, как Сократ, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. И именно они заложили основы теории красноречия, в том числе и судебного. К примеру, Сократ был зачинателем искусства диалога. Аристотель в полемическом диалоге выделил диалектику как искусство спора в целях выяснения истины; эристику как умение любой ценой оставаться правым в любом споре; софистику как тактику сознательного использования ложных доводов. Квинтилиан создал не утративший своего значения и сегодня труд «Об образовании оратора» – самый подробный курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы. Труды же Цицерона – одного из величайших ораторов мира и теоретика красноречия – переиздаются и в наши дни, так как входят в число книг, которые не может обойти своим вниманием ни один человек, профессионально овладевающий искусством живого слова как оружия в общественной борьбе.

Для юриста большой интерес представляют не только исследования античных и других авторов по общей риторике, но и работы, в которых раскрывается практический опыт судебных ораторов. Этот опыт настолько значителен, что можно говорить о школах юридического красноречия. Одна из них, например, сложилась во Франции. Французские мастера судебной речи вписали не одну яркую страницу в историю мирового судебного красноречия. Французских юристов отличают ясность изложения материала, точность мысли, последовательность в доказательствах, хорошая литературная форма, выразительный стиль, простота и лаконичность речевых формулировок.

Разумеется, особый интерес для современного судебного оратора представляет русская школа юридического красноречия. Ее возникновение обычно связывают с судебной реформой 1864 г., которая ввела суд присяжных и адвокатуру, что создало предпосылки для совершенствования профессионального ораторского искусства. Эта школа представлена именами, принадлежащими не только юриспруденции, но и русской культуре в целом. Речи А. Ф. Кони, В. Д. Спасовича, К. К. Арсеньева, С. А. Андреевского, Ф. А. Александрова, А. И. Урусова, Ф. Н. Плевако, В. И. Жуковского, А. Я. Пассовера, Н. П. Карабчевского всегда вызывали общественный интерес и являли собой образец и живого слова в суде, и литературного творчества в целом.

Кратко скажем о том, что может дать оратору знание основ той или иной науки, умение использовать ее рекомендации в методических целях.

Философия играет прежде всего мировоззренческую роль. Она определяет исходные принципы деятельности личности, на которых зиждется оценка событий и фактов действительности, осмысление закономерностей и тенденций ее развития, форм взаимодействия личности, общества и государства. Философия не часто выступает в профессиональной публичной речи «в чистом виде», но она говорит устами личности, всегда так или иначе философски ориентированной. Она может принимать форму «житейской философии», духовных заповедей, корпоративных «законов» и т.д. В судебном красноречии это особенно очевидно при столкновении жизненных позиций и принципов участников процесса.

Социология дает возможность оратору вписать предмет речи в общественный контекст, точнее воспроизвести «социальный портрет» обвиняемого, проанализировать обусловленность его поведения факторами среды, в которой он формировался и действовал. Эта наука раскрывает социальную дифференциацию общества, в которой находят свое отражение профессиональные, имущественные, возрастные и другие особенности общественных групп с их интересами, потребностями и страстями. Весьма важную роль в изучении искусства общения играют социологические критерии оценки эффективности коммуникации: кто, что, кому, по каким каналам, с каким результатом сообщает. Социология дает и ряд весьма конкретных рекомендаций относительно межличностных речевых контактов. Она рассматривает речь как акт коммуникации, акт речевого воздействия и поэтому дает основание говорить о коммуникативной стороне речевой культуры, об умении оратора все подчинить единой цели.

Важнейшим качеством хорошей речи является ее логичность – определенность мыслей, последовательность рассуждений, доказательность аргументирования, обоснованность выводов. Профессиональному оратору не следует опираться лишь на здравый смысл, сиюминутные соображения и даже на стихийную правильность будничного мышления и обыденного сознания. Нужно изучать логические законы построения публичной речи, законы мышления. Эти законы лежат в основе определения важных понятий, в основе рассуждений и доказательств, они управляют полемикой. Чем более вески логические доводы, тем устойчивее, глубже, результативнее речевое воздействие. В этом заключается значение логики как науки для оратора.

Целенаправленное речевое воздействие оратора на слушателя есть не что иное, как воздействие на его психику. Этим объясняется та роль, какую играет в ораторском искусстве психология. Психологическая подготовленность оратора – это знание того, как человек перерабатывает информацию и как управлять этим процессом, как устанавливается контакт между говорящим и слушающим, как протекают процессы понимания, запоминания, усвоения информации, каковы психологические особенности личности, аудитории, коллектива. Именно психология помогает оратору выработать навыки управления вниманием слушателей, овладеть механизмами убеждения и внушения, выбрать вид общения, придать ему нужный характер. Психологическая культура оратора заключается в выполнений им ряда требований, предъявляемых и к содержанию, и к форме речи, в умении учитывать и использовать психологические особенности личности (характер, воля, темперамент, интересы, мотивы деятельности и т.д.) и социальной группы (групповые процессы, межличностные отношения и под.). Определенную роль в формировании научно-методических основ ораторского искусства играет и семиотика – наука о знаковых системах (к числу которых принадлежит и язык человека). Семиотический, знаковый, анализ языка обвиняемого (к примеру), анализ знаковой ситуации, выяснение прагматической ценности слова, оценка ключевых слов под углом зрения того, кем и как они используются, как люди понимают те или иные лозунги, доктрины, концепции, догмы, анализ клише, шаблонов, стереотипов, штампов в речи собеседника – все это важно для анализа ситуации общения, для понимания человека в его символической, речемыслительной ипостаси, в его словах и поступках.

Этика как наука о человеческой нравственности, о нормах и правилах поведения человека в обществе позволяет сформулировать рекомендации оратору в такой важной для него сфере, как поведение в процессе публичного выступления, внешний вид оратора, его поза, жесты, мимика и под. Этика же раскрывает такие значимые для оратора категории, как добро и зло, смысл жизни, общественные и личностные идеалы, критерии нравственной ориентации, нравственные аспекты профессиональной деятельности. В целом этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – с момента подготовки к публичному выступлению и до его завершения.

К речи можно подойти и с позиций эстетики, и тогда становится понятным, почему правомерно говорить о художественности публичного слова.

Особое место в сумме знаний, составляющих научно-методические основы красноречия, занимает лингвистика, или языковедение. Эта наука помогает сформировать основные умения и навыки оратора. Она дает рекомендации в таких сферах, компонентах, аспектах речи, как литературный язык и его нормы, точность словоупотребления в публичной речи, правила орфоэпии (произношения), интонация, грамматическая правильность устной речи, изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры, речения) в публичной речи, основные стили литературного языка, различия между устной и письменной речью, стили произношения, культура речи в условиях двуязычия, техника речи, стилистические особенности данного вида речи и т.д.

Например, в области техники речи оратору предстоит работа по теоретическому и практическому освоению таких понятий, как строение речевого аппарата, особенности голоса человека, речевое дыхание, артикуляция звуков, дикция и орфоэпия, логическая пауза, логическое ударение, логическая перспектива, темп речи, интонация, гигиена голоса, выступление перед микрофоном и под. Все эти «мелочи» и «частности» во многом определяют уровень ораторского мастерства.

Многообразие и сложность отношений публичной речи к другим явлениям не должны смущать оратора. Осмысления этих отношений требует суть его профессиональной ораторской деятельности. Каждое выступление – это результат концентрации его духовных, интеллектуальных, физических, нравственных сил, это реализация многообразных возможностей воздействия на людей, заложенных в человеческой речи. И к постижению секретов ораторского мастерства нет иного пути, как работа над словом во всей его многогранности.

7. Монологические речи. +

Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым (минимальным) и сложным. Языковая форма минимального высказывания — предложение. Поэтому минимальное высказывание совпадает с предложением. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним.

Устройство сложного высказывания включает:

языковые (фонетические или графико-пунктуационные, лексические, грамматические) отношения и связи строевых единиц языка, составляющих языковую

основу высказывания; выражение того конкретного содержания, которое конкретный говорящий (или пишущий) стремится выразить — сообщить конкретному слушающему (или читающему); организацию объективного содержания мысли в жанрово-композиционном строении высказывания.

Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.

По форме речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. В условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог. Т.е. оратор в монологической речи может использовать вопросно-ответный метод изложения, когда на свои же вопросы отвечает сам, фактически имитируя разговор со слушателями. Кроме того, в отдельных местах вставлять чужую речь в собственное выступление, используя форму диалога и делая цитируемое лицо для аудитории конкретным соучастником.

Композиционно-речевые формы монологической речи, которые развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопрос-ответ, когда он становится единым развернутым произведением, лежат в основании строения родов и видов словесности, потому что высказывание, получившее определенную форму выражения и построения мысли, различенную с другими, становится произведением слова.

К монологическим относятся:

1. приветственная речь;

2. торговая речь (реклама);

3. информационная речь;

4. доклад (на заседании, собрании).

8. Диалогические речи. +

Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым (минимальным) и сложным. Языковая форма минимального высказывания — предложение. Поэтому минимальное высказывание совпадает с предложением. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним.

Устройство сложного высказывания включает: языковые (фонетические или графико-пунктуационные, лексические, грамматические) отношения и связи строевых единиц языка, составляющих языковую основу высказывания; выражение того конкретного содержания, которое конкретный говорящий (или пишущий) стремится выразить — сообщить конкретному слушающему (или читающему); организацию объективного содержания мысли в жанрово-композиционном строении высказывания.

Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.

По форме речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких

людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.

Если диалогическая речь создается путем обмена репликами, исходящими из различных источников, то монолог представляет собой завершенное высказывание, исходящее из одного источника. Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики.

Посредством речи организуется совместная деятельность людей, составляющих общество, и виды этой деятельности соответствуют основным формам диалогической речи, которая тем самым подразделяется с точки зрения цели на:

1) общий диалог, назначение которого состоит в сопровождении речью совместной жизнедеятельности;

2) информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;

3) диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;

4) обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;

5) соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности;

6) совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения;

7) игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям и в согласовании действий с высказываниями, — общая и конкретная тренировка;

8) командный (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.

Перечисленные виды диалога образуют круговорот речи, поскольку они обеспечивают этапы речемыслительной деятельности — последовательное решение типовых задач и переход от решенных задач к последующим. Тем самым в ходе диалога происходит воспроизведение коллективных действий, накопление опыта и знаний в обществе и выработка приемов мышления и выражения мысли в ее различных аспектах.

В диалогической речи различаются повествовательные, вопросительные и побудительные реплики. Строение первых двух категорий реплик определяет монологические формы речи.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1258. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия