Классические подходы к классификации религии.
Вопрос классификации религий вообще является достаточно сложным в силу необычайной разнородности конфессий и их географической и исторической как разобщённости, так и пересечения. Попытки универсальной систематизации религий предпринимались И. Кантом, Г.Ф.В. Гегелем, К. Марксом, М. Вебером и другими философами. Эти классификации исходили из философского, феноменологического, ноуменологического и психологического характера религии. Однако данные подходы к классификации религии существовали в то время, когда ещё не было новых религиозных объединений. Современные способы классификации новых религий опираются, как правило, на разнообразные географические и исторические аспекты. Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы, которые помогли бы справиться с объемом информации, которая лежит перед нами и избежать путаницы. Принципы классификации религий: нормативные, географические, этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации. Нормативные принципы являются наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими методами. Недостатки: Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не существует критериев, на основе которых они строятся. Географические принципы основываются на географическом распределении религиозных общин. Состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие категории: · религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.); · религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм); · религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии) · религии Африки или племенные культы Черной Африки; · религии Америки (верования индейцев); · океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии); · классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты. Недостатки: Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть место существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.
Этнографические и лингвистические принципы. Примером может служить классификация немецкого филолога Варда. Вард разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации Варда: · океанические расы; · африканские расы; · американские расы; · монголоидные расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником происхождения семитической, индо-арийской и европейской рас. Философские классификации. Гегелевская классификация изложена в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю, процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии Гегель разделяет на три группы: 1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии и Египта. 2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия. 3. Абсолютная религия или религия абсолютной духовности (находится на высшем уровне) - христианство. Недостатки классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть с последующим историческим развитием. Морфологические классификации подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики. Морфологические классификации также называют эволюционными. Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура"). Классификация Тайлора имеет следующий вид: · Культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших. · Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами. · Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества. · Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями. · Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей. · Монотеизм - вера в высшее и единое божество. К феноменологическим классификациям относится классификация религии Г. ванн дер Леу. Классификация религий Г. ван дер Леу: · религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века); · религии борьбы (зороастризм); · религия покоя не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма; · религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях; · динамика религий в отношении к другим религиям (синкретизм и миссионерство); · динамика религий в отношении внутреннего развития (пережитки и реформации); · религия силы и формы (Древняя Греция); · религии бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением буддизма); · религия ничто и сострадания (буддизм); · религия воли и послушания (иудаизм); · религия величия и унижения (ислам); · религия любви (христианство). Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит перед собой религиоведение.
|