Оккупационный статут для Западной Германии
(21 сентября 1949 г.)
В сентябре 1949 г. был завершен раскол Германии, когда в западной части страны было образовано независимое государство. Одновременно с образованием ФРГ 21 сентября 1949 г. вошел в силу разработанный правительствами США, Великобритании и Франции оккупационный статут, который сохранял за этими державами верховную власть в ФРГ.
Оккупационный статут определяет полномочия, которые сохраняются за оккупационными властями в осуществлении ими верховной власти, носителями которой являются правительства Франции, США и Соединенного Королевства... Для того чтобы обеспечить достижение основных целей, которые преследует оккупация, специально оговариваются (за оккупирующими державами) полномочия в следующих областях, включая сюда право затребования и проверки сведений и статистических данных, необходимых оккупационным властям: а) разоружение и демилитаризация, в том числе связанные с этим области научных исследований, запрещения и ограничения, налагаемые на правительство и гражданскую авиацию; б) контроль над Руром, реституциями, репарациями, декартелизацией, деконцентрацией, вопросами недискриминации, торговлей, иностранными интересами в Германии и претензиями к Германии; в) внешние сношения, в том числе международные соглашения, заключенные самой Германией или от ее имени; г) перемещенные лица и допуск беженцев; д) защита престижа и безопасности союзных оккупационных войск, лиц, состоящих при них, вольнонаемных служащих и их представителей, их иммунитета, а также покрытие оккупационных расходов и удовлетворение их прочих требований; е) соблюдение основного закона и конституций земель; ж) контроль над внешней торговлей и валютными операциями; з) контроль над внутренними делами – только в той минимальной степени, в какой это необходимо для обеспечения правильного расходования денежных средств, продовольствия и других видов снабжения в целях максимального сокращения потребности Германии в оказании ей помощи извне; и) контроль над обращением с лицами, находящимися в немецких тюрьмах, ранее обвиненными или приговоренными или трибуналами оккупационных, или оккупационными властями, над выполнением приговоров, вынесенных им, и над вопросами амнистии, помилования или освобождения этих лиц. 3. Правительства Франции, США и Соединенного Королевства надеются и ожидают, что оккупационным властям не придется вмешиваться в какие либо вопросы, помимо специально перечисленных выше. Однако оккупационные власти сохраняют за собой право, действуя по инструкциям своих правительств, взять на себя полностью или частично всю полноту власти, если они сочтут это необходимым для обеспечения безопасности или для сохранения демократического образа правления в Германии или в порядке выполнения международных обязательств...
Образование ГДР
7 октября 1949 г. в Восточном Берлине собрался Немецкий Народный совет, который заявил о преобразовании этого органа во Временную Народную палату Германской Демократической Республики. В тот же день Народная палата приняла все законы, необходимые для вступления конституции в силу, а также для образования правительства и Палаты земель. ГДР, явившаяся восточно-германским соответствием Федеративной Республики Германии, стала политической реальностью. Если относительно недостатка демократической легитимности Немецкого народного совета, избранного Немецким народным конгрессом, уже до 1990 года никаких сомнений не возникало, то относительно характера договоренностей между СССР и Восточной Германией, которые привели к образованию ГДР, в то время существовали только предположения. После открытия архивов СЕПГ в 1990 г. ситуация изменилась: оказавшиеся после 1991 г. в широком доступе документы свидетельствуют о том, что этот акт был во всех деталях согласован с Москвой во время визита руководства СЕПГ в советскую столицу в период с 16 по 28 сентября 1949 г.
Письмо СЕПГ Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину
|