Философия экзистенциализма и ее разновидности (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ [позднелат. – сущеествование], или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. учение об экзистенции Центральное место в Э. занимает проблема человека и его существования (экзистенции). Но понять человеческое бытие невозможно рациональными методами и тем более методами естественных наук, оно постигаемо только интуитивно. Человеческое бытие предстаёт перед взором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечён и сам исследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живёт в нём. Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающих определённые состояния человека «модусы» (виды): “страх”, ”надежда”, ”отчаяние”, решимость” и т.д. Утверждается присутствие трансцендентной сущности, стоящей за этими переживаниями, на которую эти переживания и направлены. Отсюда глубинная тайна человеческого существования состоит, с одной стороны, в постоянной направленности (интенциональности) на что-то вне его самого, а с другой – в открытости, незамкнутости – в силу направленности к этой транцендентной сущности. в религиозном Э. (Ясперс, позд. Хайдеггер) – это Бог, но Его невозможно рационально проанализировать, описать: Он есть тайна, недоступная нам; в атеистическом Э. (Сартр, Камю) – Ничто, и свою задачу они видят в раскрытии иллюзорности этой сущности. Ещё одна важная особенность человека – его смертность, а значит, конечность экзистенции (в религиозном Э., где признаётся бессмертие души имеется в виду конечность земного существования). Уже этой конечности экзистенции, заключённой между рождением и смертью, достаточно, чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию. Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому оценить её, в частности посмотреть на неё не с «начала», а с «конца», что позволяет нам глубже понять её сущность. “Время временится из будущего”, - Хайдеггер. Человеческая жизнь всегда протекает во времени, но это не объективное, безразличное, космическое время, а личностно-историческое, связанное с человеческими переживаниями, поисками, надеждами. Каждый индивид существует только в рамках определённой культуры и конкретной ситуации; он ведёт своё существование, будучи «заброшен» в этот мир. И каковы бы ни были его собственные желания, он вынужден считаться с этим миром, в котором находится. Наличие тех или иных биологических и психологических задатков, принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение в определённой историко-культурной ситуации и т.п. – всё это объективные характеристики и условия, которые навязаны человеку вне и помимо его желаний. И всё это связано с «ситуационностью», «временностью» и «конечностью» экзистенции, что усугубляет трагичность человеческого «бытия-в-мире». учение о свободе Одно из центральных мест в Э. занимает проблема свободы. Её сущность объясняется на базе понятия «экзистенция» и такое её важнейшей характеристики как «направленность» («интенциональность») на трансценденцию. Религиозный Э. говорит, что свободу можно обрести только в Боге. Атеистический (Сартр), в котором транценденция есть Ничто понимает свободу как возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, которая не зависит ни от чего в этом мире. Свобода оказывается при этом тяжёлым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от выбора, перестать быть самим собой и стать «как все». При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности, где никто ничего не решает и не несёт ни за что никакой ответственности, человек превращается в «винтик» в общественном механизме.
|