Студопедия — При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 страница






психотерапии, "центрированной на клиенте" [Направление в психотерапии,

основанное известным американским психиатром К.Роджерсом, посетившим в 1986

г.Москву и прочитавшим ряд лекций для советских психологов и психиатров.]).

Клиент с радостью подчинялся этим требованиям и получал от этого не меньше

удовольствия, чем работники агентства. Таким образом, они прекрасно ладили,

и ни один из них не испытывал желания прекратить столь приятные

взаимоотношения. Что же касается мисс Блэк, то, вместо того чтобы

"протягивать руку помощи", она на самом деле оказала помощь и предложила

терапию, центрированную не на клиенте, а на его взаимоотношениях с

окружающим обществом: этим она вызвала недовольство всех заинтересованных

лиц, даже несмотря на то, что она действовала в соответствии с официально

объявленной целью агентства.

Следует отметить здесь два момента. Во-первых, в игру "Неимущий" (если

это действительно игра, а не истинное положение дел, вызванное физической,

психической или финансовой недееспособностью) играет лишь ограниченное

число клиентов таких агентств. Во-вторых, игра получает поддержку только

тех сотрудников, которых научили играть в ЯППВ. Другие сотрудники не станут

терпеть ее столь же охотно.

К родственным играм относятся "Ветеран" и "Больница". Игра "Ветеран"

обнаруживает те же взаимоотношения, что и ЯППВ. Только игра ведется между

организациями, занимающимися делами ветеранов, достигших пенсионного

возраста, а также тех ветеранов, которые обладают законными привилегиями,

например инвалидов войны. В "Больницу" играют некоторые пациенты

амбулаторного отделения крупных больниц. В отличие от "Неимущих" и

"Ветеранов" пациенты, играющие в "Больницу", не получают денежной

компенсации, но у них есть другие "вознаграждения". Поскольку они охотно

исполняют роль как бы пособий, экспонатов при обучении медицинского

персонала и дают возможность наблюдать течение болезни, то они выполняют

полезную социальную функцию. Поэтому их Взрослый вполне законно чувствует

удовлетворение, недоступное "Неимущим" и "Ветеранам".

*Антитезис*. Если он не противопоказан, то должен состоять в отказе от

предоставления игрокам материальных благ. Риск здесь исходит не от самих

игроков, как в других играх, а связан с тем фактом, что игра "Неимущий"

попадает в резонанс с традицией и поощряется игроками в дополнительную к

ней игру - ЯППВ. Реальная опасность грозит со стороны коллег, возмущенной

публики, правительственных агентств и разного рода организаций, защищающих

права бедняков. Жалобы, вызванные антитезисом к "Неимущему", могут привести

к громким выкрикам: "Да, да, что вы можете сказать по этому поводу?" Эти

возгласы можно рассматривать и как здоровую операцию или

времяпрепровождение, даже если они при этом иногда отбивают охоту к

искренности. Фактически вся американская система демократических свобод

основана на возможности задавать этот вопрос. Без такой возможности на пути

социального прогресса возникли бы серьезные препятствия.

 

4. "Крестьянка"

*Тезис*. Прототипом для анализа этой игры послужил случай с

крестьянкой, страдающей артритом. Ее осматривает профессор и находит случай

столь интересным, что показывает больную студентам-медикам. Он не только

дает характеристику ее болезни, симптомов и диагноза, но и рассказывает,

как ее нужно лечить. Вся эта процедура наполняет женщину благоговейным

трепетом. Затем профессор вручает ей рецепт, еще раз подробно объясняет,

как нужно лечиться, и женщина отправляется домой. Она в совершеннейшем

восхищении от его учености и говорит ему: "Ах, профессор, вы просто

великолепны!" Однако же она так никогда и не воспользуется рецептом. Во-

первых, в ее деревне нет аптеки; во-вторых, даже если бы она и была,

крестьянка никогда не выпустила бы из рук рецепт - такую "святыню". Что

касается остального лечения, то у нее нет никаких возможностей проводить

его: ни придерживаться определенной диеты, ни принимать водные процедуры и

т.д. Она просто живет, как и жила, так же искалеченная артритом, но

счастливая оттого, что может всем рассказывать, какое замечательное лечение

назначил ей великий профессор. Она каждый вечер с благодарностью упоминает

его в своих молитвах.

Много лет спустя профессору случилось проезжать через эту деревню по

пути к богатому и капризному пациенту. Он узнал крестьянку, которая

кинулась целовать ему руку, напоминая о замечательном лечении, назначенном

ей много лет назад. Он благосклонно принял ее поклонение и был особенно рад

услышать, как помогло ей его лечение. Он был так польщен, что даже не

заметил нисколько не уменьшившуюся хромоту женщины.

В социальной ситуации игра "Крестьянка" может приобрести как

искреннюю, так и лицемерную форму. Обе они имеют своим девизом: "Ах, вы

просто великолепны, мистер Мергитройд!" (АВВММ). В искреннем варианте

мистер Мергитройд, возможно, действительно великолепен. Он может быть

знаменитым поэтом, художником или ученым. И наивные молодые женщины могут

предпринимать длительные путешествия в надежде познакомиться с ним, чтобы

потом иметь возможность сидеть у его ног, взирать на него с обожанием и

идеализировать его недостатки. Более искушенная женщина, которая вполне

сознательно собирается завести роман с подобным человеком или женить его на

себе (при этом она восхищается им совершенно искренне), может прекрасно

отдавать себе отчет в его слабостях. Она может даже использовать их, чтобы

добиться своей цели. В зависимости от того, какой из этих двух типов женщин

принимает участие в игре, она будет состоять либо в идеализации

недостатков, либо в их использовании; при этом мы называем данную форму

игры искренней, потому что женщины обоих типов действительно восхищаются

деяниями своего избранника, которые они вполне способны правильно оценить.

В лицемерном варианте игры Мергитройд может быть великолепен, а может

и не быть таковым, но ему приходится иметь дело с женщиной, в любом случае

неспособной по-настоящему оценить его, например с женщиной легкого

поведения. Она играет в игру "Я бедняжечка" и использует АВВММ как

откровенную лесть, чтобы добиться своего. В глубине души она либо озадачена

его поведением, либо потешается над ним. Но сам он ей безразличен, по-

настоящему ее интересуют только блага и престиж, связанные с его именем.

В клинической ситуации "Крестьянка" тоже имеет два варианта, похожих

на только что описанные, но с девизом "Ах, профессор, вы просто

великолепны!" (АПВВ). В искреннем варианте пациентка чувствует себя хорошо

до тех пор, пока верит в АПВВ; это обязывает психотерапевта вести себя

безупречно во всех отношениях.

В лицемерном варианте пациентка надеется, что психотерапевт подыграет

ей в АПВВ И подумает о ней: "Вы необычайно проницательны" (ВНП). Как только

ей удастся навязать ему эту позицию, она может выставить его в смешном виде

и уйти к другому психотерапевту Если же его не так легко провести, то,

возможно, он окажется в состоянии помочь ей. Самый лучший способ для

пациентки выиграть АПВВ - это не выздоравливать. Если она по натуре человек

недоброжелательный, она может предпринять более решительные шаги, чтобы

поставить психотерапевта в глупое положение.

...Одна женщина играла в АПВВ со своим психотерапевтом, причем все

симптомы ее болезни не исчезали. С извинениями она распрощалась с ним и

обратилась за "помощью" к весьма почитаемому ею священнику. Она затеяла ту

же игру с ним. Через несколько недель она завлекла его в игру "Динамо"

второй степени. Потом по секрету она сообщила своей соседке о своем

разочаровании в таком замечательном человеке, каким был всегда для нее

преподобный отец Блэк. Оказывается, в моменты слабости он давал ей авансы,

ей - такой целомудренной и непривлекательной женщине. Конечно, зная жену

священника, его можно простить, но тем не менее и т.д., и т.п. Разумеется,

она проговорилась совершенно неумышленно и только потом "с ужасом"

вспомнила, что ее соседка - староста церковной общины. Игру с

психотерапевтом ей удалось выиграть, не выздоровев.

Игру со священником она выиграла, соблазнив его, хотя и не хотела

признаваться себе в этом. А второй психотерапевт все же сумел ввести ее в

психотерапевтическую группу, где она не могла проводить прежнюю тактику.

Поскольку время, отведенное на ее выздоровление, теперь не было заполнено

играми АПВВ и ВНП, то женщина стала более пристально анализировать свое

поведение и с помощью членов группы сумела отказаться от обеих своих игр -

АПВВ и "Динамо".

*Антитезис*. Прежде всего психотерапевт должен определить, с каким

вариантом игры он имеет дело. В случае искреннего варианта лучше позволить

пациентке продолжать игру до тех пор, пока ее Взрослый не окрепнет

настолько, чтобы можно было пойти на риск и применить контрмеры. Если же

психотерапевт имеет дело с лицемерным вариантом, то контрмеры можно

применять при первом же удобном случае, но после того, как пациентка будет

достаточно подготовлена, чтобы понять, что происходит. В этом случае

психотерапевт упорно отказывается давать пациентке советы, а когда она

начинает протестовать, дает понять, что она имеет дело с тщательно

продуманной стратегией. Через некоторое время его отказ давать советы либо

приведет пациентку в бешенство, либо ускорит появление симптомов, типичных

для острого состояния тревожности. Следующий шаг зависит от состояния

пациентки. Если она лишилась душевного покоя, следует применить

соответствующие психоаналитические приемы, чтобы исправить ситуацию. В

лицемерном варианте игры прежде всего нужно отделить Взрослого от

лицемерного Ребенка, что дает возможность проанализировать игру.

Вообще говоря, рекомендуется не ввязываться в близкие отношения с

поклонницами, искренне играющими в АВВММ. Любой разумный импресарио не

преминет объяснить это своему клиенту.

С другой стороны женщина, играющая в лицемерный вариант АВВММ, порой

оказывается интересным и умным человеком. Если ей помочь отказаться от этой

игры, то она может стать замечательным другом.

 

5. "Психиатрия"

*Тезис*. Следует отличать "Психиатрию"-процедуру от "Психиатрии"-игры.

Как явствует из научных публикаций, при лечении психических заболеваний

используются различные эффективные методы, такие, например, как гипноз,

лекарства, психоанализ, групповая психотерапия и др. Любой из методов может

быть использован и в игре "Психиатрия", основанной на жизненной позиции "Я

- целитель" и подкрепленной медицинским дипломом: "Здесь написано, что я -

целитель". Нужно помнить, что в любом случае такая позиция конструктивна и

благожелательна. Люди, играющие в "Психиатрию". могут принести большую

пользу при условии, что они получили профессиональную подготовку.

У нас все же есть основание считать, что от уменьшения врачевательного

рвения результаты лечения только улучшаются. Антитезис был лучше всего

сформулирован несколько столетий назад Амбруазом Паре [Паре, Амбруаз

(1510-1590) - французский хирург, сыграл большую роль в превращении

хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.], сказавшим

следующее: "Я лечу их, но исцеляет их Бог". Каждый студент-медик учит это

изречение наравне с prim urn non nocere [Прежде всего не навреди (лат.).] и

vis medicatrix naturae [Целительная сила природы (лат.).]. Психотерапевты,

не имеющие медицинского образования, чаще всего не знакомы с этими

старинными предостережениями. Однако жизненная позиция "Я - целитель,

потому что в дипломе это написано", может порой принести вред. Думается,

что эту позицию лучше бы заменить чем-нибудь вроде: "Я буду применять

известные мне терапевтические процедуры в надежде, что они принесут

некоторую пользу". Благодаря этому мы сможем избежать игр, основанных на

следующих установках: "Поскольку я - целитель, то, если вы не выздоровеете,

это ваша вина" (например, игра "Я всего лишь пытаюсь помочь вам") или

"Поскольку вы - целитель, я выздоровлю благодаря вам" (например, игра

"Крестьянка"). Конечно, каждый добросовестный врач обо всем этом в принципе

знает, так как подобная точка зрения доводится до сознания любого врача,

когда-либо практиковавшего в клинике с хорошей репутацией. Соответственно

клинику можно назвать хорошей, если она заставляет своих врачей осознавать

такие понятия.

С другой стороны, в "Психиатрию" чаще всего начинают играть пациенты,

которых до этого лечили не слишком компетентные люди. Некоторые пациенты,

например, старательно выбирают слабых психоаналитиков и переходят от одного

к другому, демонстрируя невозможность своего выздоровления. А сами тем

временем учатся играть во все более изощренную форму "Психиатрии". В конце

концов даже первоклассный клиницист не сможет в таком случае отделить зерна

от плевел. Пациент обращает к врачу следующую двойную трансакцию: Взрослый

(этого пациента): "Я пришел к вам, чтобы вылечиться"; Ребенок (этого же

пациента): "Вам никогда не удастся вылечить меня, но вы научите меня быть

более умелым невротиком (то есть более умело играть в "Психиатрию")". Точно

так же некоторые люди играют в игру "Душевное здоровье". Утверждение

Взрослого в этой игре звучит: "Дело пойдет лучше, если я буду жить в

соответствии с принципами душевного здоровья, о которых я читал или

слышал".

...Некая пациентка у одного врача научилась игре "Психиатрия", у

другого - игре "Душевное здоровье", а затем в результате обращения еще к

одному врачу начала довольно прилично играть в "Трансакционный анализ".

Когда с ней вполне откровенно обсудили ситуацию, она согласилась отказаться

от игры "Душевное здоровье", но попросила оставить ей игру "Психиатрия",

потому что с ней она чувствовала себя спокойнее. Психотерапевт согласился

на это. В течение нескольких последующих месяцев она продолжала еженедельно

рассказывать ему свои сны и интерпретировать их. Наконец - может быть,

отчасти из чувства благодарности к нему - она решила, что небезынтересно

попробовать понять, что же с ней происходит на самом деле. Она всерьез

заинтересовалась трансакционным анализом, и это принесло хорошие

результаты.

Вариантом "Психиатрии" является игра "Раскопки". В этой игре пациентка

постоянно "пережевывает" детские воспоминания. Иногда она пытается

заманивать психотерапевта в игру "Критика", в которой она описывает свои

ощущения в разных ситуациях, и он говорит и о том, что в них неправильно.

Игра "Самовыражение", распространенная в некоторых психотерапевтических

группах, основана на догме "Все чувства хороши". В таких группах, например,

могут рукоплескать или хотя бы выражать молчаливое одобрение человеку,

употребляющему грубую брань. Однако искушенная группа быстро поймет, что на

самом деле это игра.

Некоторые участники психотерапевтических групп вскоре становятся

крупными специалистами по выявлению игр типа "Психиатрия" и быстро дают

понять новому пациенту группы, что, по их мнению, он играет в "Психиатрию"

или в "Трансакционный анализ", вместо того чтобы с помощью всей группы

достичь верного понимания ситуации.

...Одна женщина, ранее посещавшая группу "Самовыражения", переехав в

другой город, стала посещать новую достаточно подготовленную группу. Она

поведала там историю о случае инцеста [Инцест (лат. incestum) -

кровосмешение, интимная связь между близкими родственниками.], который у

нее был в юности. Этот часто повторяемый ею рассказ всегда вызывал у

слушателей благоговейный ужас, но в новой группе вместо ожидаемой реакции

она натолкнулась на равнодушие, которое привело ее в ярость. Она с

изумлением обнаружила, что членов этой группы гораздо больше заинтересовал

ее Трансакционный гнев, а не исторический инцест. Она в бешенстве выпалила

слова, которые, по-видимому, считала худшим оскорблением: обвинила их в

том, что они не фрейдисты. А Фрейд, между прочим, относился к психоанализу

очень серьезно и избегал превращать его в игру, заявляя что он - не

фрейдист.

Недавно был открыт новый вариант "Психиатрии", названный "Скажите-ка

мне вот что". Он несколько напоминает популярное развлечение "Двадцать

вопросов". Уайт рассказывает свой сон или какое-то происшествие,

случившееся с ним, а другие члены группы, часто и психотерапевт, пытаются

интерпретировать его, задавая соответствующие вопросы. Пока Уайт в

состоянии ответить на вопросы, присутствующие придумывают все новые и

новые, пока наконец кому-нибудь не удастся задать такой вопрос, на который

Уайт не сможет ответить. После чего Блэк откидывается на спинку кресла с

много значительным видом, как бы говоря: "Ага! Если бы вы смогли ответить

на этот вопрос, то это, безусловно, пошло бы вам на пользу. Я свое дело

сделал". (Этот вариант находится в дальнем родстве с игрой "Почему бы вам

не... - Да, но"). Некоторые психотерапевтические группы в течение многих

лет играют только в эту игру с минимальными изменениями и практически не

продвигаются вперед. Эта игра представляет большую свободу Уайту

(пациенту), так как он может подыгрывать остальным, чувствуя, что его

ответы неудовлетворительны, или же он может играть против всех, отвечая без

колебаний на каждый предложенный вопрос. В последнем случае скоро станут

очевидными возмущение и смятение других игроков, потому что он словно

говорит им. "Ну вот, я ответил на все ваши вопросы, однако вы мне ничем не

помогли, кто же вы после этого?"

В игру "Скажите-ка мне вот что" играют обычно в школе, когда ученики

знают, что должны ответить на вопрос учителя не на основе разумных

рассуждений и знания фактов, а должны постараться угадать, какой именно из

возможных ответов хочет услышать учитель. Педантичный вариант этой игры

встречается, например, при изучении древнегреческого языка: учитель всегда

может одержать верх над учеником и вполне обоснованно выставить его в

глупом виде, указав на какое-то темное место в тексте.

 

6. "Дурачок"

*Тезис*. В мягком варианте этой игры ее тезис можно сформулировать

так: "Я смеюсь вместе с вами над моей глупостью и неуклюжестью". Однако

люди с серьезными проблемами могут играть в угрюмый вариант этой игры с

тезисом: "Да, я глуп, но такой уж я есть, так что сделайте со мной что-

нибудь". И в том, и в другом случаях игра ведется с депрессивной позиции.

Следует различать игры "Дурачок" и "Растяпа". В последней игрок занимает

более агрессивную позицию, а в его неловкости есть цель - получить

прощение. Кроме того, нужно уметь отличать игру "Дурачок" от

времяпрепровождения "Клоун". Последнее укрепляет жизненную позицию: "Я

просто прелесть и никому не делаю зла". Критическая трансакция в игре

"Дурачок" состоим в том, чтобы Уайт вынудил Блэка назвать его дураком или

прореагировать таким образом, будто он считает его таковым. Поэтому Уайт

ведет себя как Растяпа, но не стремится получить прощение. Более того, если

он получит прощение, то почувствует себя "не в своей тарелке", так как оно

угрожает его жизненной позиции.

Уайт может вести себя как клоун, но при этом не пытается показать, что

он только дурачится. Он хочет, чтобы его поведение воспринимали всерьез как

доказательство его глупости. Таким образом он получает значительное внешнее

"вознаграждение", поскольку чем меньше он знает, тем эффективнее может

вести игру. Поэтому в школе ему не нужно заниматься, а на работе он не

должен стараться приобрести какие-то знания, которые бы способствовали его

продвижению по службе. Он с детства привык к тому, что люди будут вполне

удовлетворены им, пока он ведет себя как дурачок, даже если на словах они

утверждают обратное. Окружающие будут удивлены, если в критической

ситуации, при условии, что он решил справиться с ней, вдруг выяснится, что

он совсем неглупый человек, не более чем "глупый" младший брат в сказке.

*Антитезис*. Для мягкой формы игры весьма прост. Если Блэк откажется

играть в "Дурачка" и не будет смеяться над неловкостью Уайта или бранить

его за глупость, то он приобретет в его лице друга. Одна из особенностей

этой игры состоит в том, что в нее часто играют люди с маниакально-

депрессивным типом личности. В состоянии эйфории они ведут себя так, словно

и в самом деле приглашают окружающих принять участие в их насмешке над

собой. Часто от этого трудно удержаться, особенно потому, что создается

впечатление, будто в противном случае они обидятся. В каком-то смысле это

так и есть, поскольку человек, отказавшийся посмеяться над ними, угрожает

их жизненной позиции и портит им игру. Но в состоянии депрессии у них

возникает обида на тех, кто смеялся над ними, поэтому воздержавшийся от

насмешек человек поймет, что, наверное, поступал правильно. Возможно, лишь

с ним одним такие люди будут позже разговаривать, а все прежние "друзья",

которые охотно участвовали в игре, теперь превратятся в его врагов.

Говорить Уайту, что в действительности он вовсе не глуп, совершенно

бесполезно. Он и в самом деле может соображать довольно туго и даже

осознавать это. Может быть, поэтому он и пристрастился к этой игре. Но тем

не менее могут существовать такие сферы деятельности, в которых он

превосходит других людей. Тогда будет вполне уместно продемонстрировать ему

уважение, которого заслуживают его способности. Это сильно отличается от

неуклюжих попыток "внушить ему уверенность в себе". Последние попытки могут

доставить ему горькое удовлетворение от сознания, что другие люди еще

глупее, чем он, но это для него небольшое утешение. Такое "вселение

уверенности", на наш взгляд, представляет собой не самый умный метод

лечения. Как правило, это обычный ход в игре "Я всего лишь пытаюсь помочь

вам". Антитезисом "Дурачка" должна быть не другая игра, а полный отказ

играть в данную игру.

Антитезис к угрюмой форме игры представляет собой более сложную

проблему, потому что угрюмый игрок стремится вызвать не смех или издевку, а

вывести партнера из себя или вызвать у него чувство полной беспомощности -

так, чтобы у того, как говорится, просто "руки опустились". А с этим его

состоянием игрок легко умеет справляться благодаря своему девизу: "Сделайте

со мной что-нибудь". Таким образом, он выигрывает в любом случае. Блэк

(партнер) ничего не может делать, так как у него "опустились руки".

Если же он что-то предпримет, то только потому, что выведен из себя.

Такие люди также имеют склонность к игре "Почему бы вам не... - Да, но", от

чего получают такое же удовлетворение, но в более слабой степени. К этой

форме игры антитезис придумать нелегко. Мы полагаем, что он может быть

найден только при условии ясного представления психодинамики игры.

 

7. "Калека"

*Тезис*. Наиболее драматичной формой игры "Калека" является

"Оправдание по причине душевной болезни". В трансакционных терминах тезис

игры можно изложить следующим образом: "Что вы хотите от такого

эмоционально неуравновешенного человека, как я? Чтобы я никого не убивал?"

На что Присяжные должны, с точки зрения пациента, понять его и ответить:

"Что вы! Нам и в голову не придет требовать этого от вас". "Оправдание по

причине душевной болезни" в качестве юридической игры весьма распространено

в американском обществе. Подобные случаи не следует смешивать с ситуацией,

когда человек действительно страдает глубоким психозом и не способен нести

ответственность за свои поступки.

Тезис игры - "Что вы хотите от калеки?" Действительно, что можно ждать

от инвалида, который только и умеет управлять своим инвалидным креслом?

Однако известны факты, когда во время второй мировой войны некоторые

инвалиды с деревянной ногой могли исполнять в ампутационных центрах

армейских госпиталей джиттербаг [Быстрый танец с резкими движениями под

джазовую музыку.], причем делали это очень умело. Встречаются слепые люди,

успешно работающие в политической области (например, в моем родном городе

такой человек был избран на должность мэра). Я знаю глухих людей,

плодотворно работающих психиатрами и психотерапевтами, и людей, лишившихся

рук, но умеющих пользоваться пишущей машинкой.

Наблюдения свидетельствуют: пока человек, обладающий настоящим,

возможно, преувеличенным или даже воображаемым увечьем, не жалуется на свою

судьбу, в его жизнь вообще не следует вмешиваться. Но когда он обращается

за помощью к психотерапевту, возникает вопрос: наилучшим ли способом он

распорядился своей жизнью и сможет ли он подняться над своим недугом? В США

психотерапевту приходится сталкиваться с оппозицией широких слоев

образованной публики. Даже ближайшие родственники пациента, которые громче

всех обычно жалуются на неудобства, связанные с его увечьем, могут в конце

концов рассориться с психотерапевтом, если дела у пациента будут

улучшаться. И хотя психотерапевт, занимающийся анализом игр, прекрасно

понимает их мотивы, его задача от этого не становится легче. Всем, кто

играет в "Я всего лишь пытаюсь помочь вам", угрожает постоянная опасность,

что их игра будет сорвана, если пациент вдруг решит в дальнейшем полагаться

на собственные силы. Иногда такие игроки (например, родственники)

предпринимают просто невероятные усилия, чтобы прервать лечение.

Оба этих аспекта можно проиллюстрировать случаем с заикающимся

клиентом мисс Блэк. Этот человек играл в классический вариант игры

"Калека". Он не мог найти работу и вполне справедливо приписывал эту

неудачу тому, что он - заика. Между тем, по его словам, его интересовала

только работа коммивояжера. Будучи свободным гражданином, он, конечно, имел

право искать работу в любой интересующей его области, но, поскольку он был

заикой, его выбор заставлял усомниться в искренности его мотивов. И когда

мисс Блэк вознамерилась испортить его игру, реакция агентства социального

обеспечения была для нее весьма неблагоприятной.

Игра "Калека" особенно пагубна в клинической практике, потому что

пациент может найти врача, который играет в ту же игру и с тем же девизом.

Тогда никакого результата ждать невозможно. Иногда оправдание базируется на

идеологических доводах, например: "Что вы хотите от человека, если он живет

в таком обществе, как наше?" Один пациент соединил этот вариант со ссылкой

на "психосоматические причины": "Что вы хотите от человека с

психосоматическими симптомами?" Он переходил от одного психотерапевта к

другому, и каждый из них принимал только одно оправдание, но отвергал

другое. В результате ни один из них не дал ему почувствовать себя уверенно

в своей жизненной позиции. Однако также не удалось и сдвинуть его с этой

позиции, отвергнув оба довода. А пациент как будто бы доказал, что







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 518. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия