Тренировочные задания
| Для замечаний
|
1. Какие можно выделить этапы в истории взаимодействия природы и общества?
2. Назовите основные элементы социальной структуры общества.
3. Дайте характеристику основных элементов духовной жизни общества.
|
|
5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
| Для замечаний
|
Тесты
1. Какое из приведенных ниже положений наиболее правильно отражает взаимодействие природы и общества?
а) природа определяет развитие общества; б) человек – господин (хозяин) природы; в) общество часть природы; г) природа – важнейшее условие существования общества.
2. Что такое общество?
а) совокупность людей, проживающих на определенной территории; б) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая конкретную форму жизнедеятельности людей; в) этап человеческой истории; г) совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов», контроля над своими действиями и т.п.; д) совокупность действий индивидов; е) сумма связей и отношений, в которых люди находятся друг с другом; ж) сам человек в его общественных отношениях; з) продукт взаимодействия людей (производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организация семьи и кланов, политический строй и общественное сознание).
3. Что такое способ производства?
ä) исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений; определенный вид процесса производства необходимых для жизни людей материальных благ, который протекает в конкретных общественных формах; способ воспроизводства общественной жизни в целом; взаимодействие людей с целью воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования; производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.
4. Какое из философских течений (направлений) обосновывает определяющую роль способа производства материальных благ в жизни общества?
ã) метафизический материализм; субъективный идеализм; диалектический материализм; объективный идеализм.
5. Что такое аксиология?
а) учение о бытии; б) учение о политических процессах; в) философское учение о ценностях; г) учение об обществе.
6. Выберите наиболее полное определение понятия культура.
а) образование; б) моральные нормы; в) совокупность духовных ценностей; г) надбиологические программы деятельности, закрепляющие социальный опыт.
7. Выберите правильное суждение:
а) философия истории – исследование бытия исторического процесса; б) философия истории – установление истинности исторических фактов; в) философия истории – постижение смысла истории и методологии исторического познания.
8. Что означает волюнтаризм?
а) народ творит историю в соответствии с объективными законами развития общества; б) движение общества не зависит от деятельности выдающихся людей; в) история – результат саморазвития мирового разума; г) люди творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.
9. Укажите элементы духовной жизни общества.
а) политическая надстройка; б) духовные потребности; в) общественно-экономическая формация; г) деятельность по созданию духовных ценностей.
10. Какая их глобальных проблем современности получила наибольший резонанс в общественном сознании в настоящее время?
а) экологическая; б) демографическая; в) социально-политическая; г) исчерпание природных сырьевых ресурсов.
|
|
ВЫВОДЫ
Философия как специфический способ духовного освоения реальности за свою более чем двадцатипятивековую историю прошла эволюцию, какой не знала ни одна из форм общественного сознания. При этом она не только сохранила свой изначальный приоритет в интегративно-духовном способе диалога человека с миром, но продолжает наполнять его новыми аспектами и смыслами, воспроизводящими эволюцию природной, социальной и духовной реальности. Философы далеко не всегда правильно ориентировались в событиях, происходящих в науке, искусстве, религии и других сферах духовной деятельности. Однако это не обесценило самой философии и философского способа постижения реальности, ориентированного на отыскание в ней человеческих смыслов.
В рамках философского осмысления мира накоплено много оригинальных представлений о предметах, явлениях и процессах реальности, методах и формах их духовного воспроизведения. Очень часто они далеко опережали свое время и в разных вариантах воспроизводились в науке, правовом и политическом сознании. Сохранит ли и в будущем философия свое значение как источник духовных новаций? Вопрос не риторический. На него наводят тревожные события, связанные с новой волной оккультизма, астрологических верований и мистицизма в массовом сознании, уверенная поступь массовой культуры и религиозного фундаментализма. Будет ли востребован обществом ее интеллектуальный потенциал? На эти вопросы можно ответить положительно при условии, что философия останется способной своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы. Но чтобы она осталась такой, об этом должны заботиться не только представители философии, но и общество, в котором они существуют.