Студопедия — Белорусский государственный экономический университет 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Белорусский государственный экономический университет 3 страница






 


 

2. ОНТОЛОГИЯ Для заметок
Тест   1. Что такое субстанция? а) фундаментальное свойство, б) интегративная функция, в) внутренняя основа, г) доминирующий фактор, д) решающее условие.   2. Какие процессы составляют основу бытия отдельного человека в обществе и истории? а) бессознательные влечения, б) интуитивные ориентации, в) предчувствия, г) процессы социализации.   3. Какое из свойств материи является главным в ее философско-гносеологическом определении? а) несотворимость, б) неуничтожимость, в) способность существовать независимо от сознания, г) бесконечность во времени, д) безграничность в пространстве.   4. Что такое атрибут? а) направление развития, б) важное условие процесса, в) особая форма противоречия, г) неотъемлемое свойство.   5. По каким критериям выделяют основные формы движения материи? а) по специфике материального носителя, б) по специфическим взаимодействиям материального носителя, в) по законам управляющим специфическими взаимодействиями, г) по характеру их связи и иерархичности, д) по комплексу критериев.   6. Что такое диалектика как духовное образование? а) бессознательная психологическая установка, б) осмысленное верование, в) художественный стиль, г) способ миропонимания и мышления.   7. Что выражают законы диалектики? а) внешние связи предметов со средой, б) функциональные связи предметов, в) наиболее общие механизмы развития, г) особенности пространственно-временной структуры реальности.   8. Какая пара категорий выражает генетические связи предметов, процессов и явлений? а) необходимость и случайность, б) причина и следствие, в) часть и целое.   9. Что такое философское понятие «индетерминизм»? а) наличие жесткой связи между элементами конкретных предметов, б) наличие всеобщей связи между предметами, явлениями и процессами реальности, в) отсутствие всеобщей связи между предметами явлениями и процессами реальности, г) подчиненность части целому.   10. Как соотносятся категории «сущность» и понятие «закон»? а) они противоречат друг другу, б) сущность выражается через систему законов, в) они несопоставимы, г) это одно и то же.  

 

 


 

3. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Для заметок
3.1. СОЗНАНИЕ   3.1.1. ОППОЗИЦИЯ «МАТЕРИЯ – СОЗНАНИЕ» И ЕЕ РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ   Особенности подхода к проблеме сознания принципиальным образом определяется решением основного вопроса философии и ориентацией в оппозиции «материя—сознание». Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежала идеалистам. Исходя из первичности сознания, они давно обратили внимание на его качественные отличия от различных природных явлений, его роль в деятельности человека, на различные феномены познания и психики. Вместе с тем при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оторваны от реального субстрата и потому мистифицированы. В противовес идеализму материализм исходит из первичности материи: сознание производно от материи и к тому же связано только с высшими формами ее организации. Такая ориентация ближе к запросам представителей науки и практики, однако провести ее последовательно и аргументированно доказать ее справедливость весьма нелегко. Нельзя забывать, что в рамках этого направления существовали весьма упрощенные и даже реакционные течения (механистический материализм, вульгарный материализм). Интересны попытки избежать основного вопроса философии (дуализм), а также связать сознание со всей материей (гилозоизм).   3. 1. 2. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ Естественно предположение о присущности всей материи определенного свойства, которое способно при соответствующих условиях перерасти в сознание. В этом суть ленинской гипотезы об отражении (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 18. - С. 40, 91 и др.). В настоящее время возникла необходимость соотнести понятия отражения и информации. Отражение имеет свои качественные особенности на различных уровнях организации материи. Отражение в неживой природе, в виде механических физических, химических взаимодействий, будучи пассивным, оно никак не сказывается на бытии объекта. Раздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определенные внешние раздражители. Чувствительность,присущая низшим животным, предполагает активность организма, избирательную реакцию на различные факторы (реакция амебы на свет и пр.). Психика, свойственная высшим животным (с нервной системой), включает ощущения, восприятия, представления и т. п., а также развитую ориентировочную деятельность. Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно: появление сознания, обусловлен процессом становления homo sapiens. Сознание тесно связано с языком, которому присущи репрезентативная, экспрессивная, когнитивная и коммуникативная функции.   3. 1. 3. СТРУКТУРА И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ При более детальном изучении сознания необходимо учитывать его структуру. Большой интерес представляет открытие функциональной асимметрии полушарий мозга: левое полушарие управляет вербально-понятийным, а правое - образным мышлением. В свете достижений современной науки можно выделить четыре уровня психической деятельности человека. Высший этаж сознания занимает надсознательное, или “Сверх-Я” (Super-egо). Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди. Второй уровень сознания - сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Третий уровень - подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный момент не может быть представлен в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния). Четвертый уровень - бессознательное, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания – ни по воле субъекта, ни спонтанно. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание об определенных процессах и явлениях. Не менее важными компонентами сознания выступают также эмоции (горе, радость, страх и пр.), а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий. Важнейшими свойствами сознания являются его идеальность, т. е. несводимость к состоянию нервно-физиологической структуре мозга и интенциональность, предметная соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром. Неотъемлемым признаком (компонентом) нормального сознания выступает самосознание, т. е. оценка человеком самого себя как личности.   3. 1. 4. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И КИБЕРНЕТИКА   Успехи кибернетики определили возможность моделирования и воспроизведения с помощью электронных машин отдельных психических функций. Они обусловили крайне острые споры о возможностях “искусственного интеллекта” (ИИ) и постановку вопроса “Может ли машина мыслить?”, который многими характеризовался как основной философский вопрос кибернетики. В данном контексте достаточно подчеркнуть важность разграничения принципиальной возможности, технической осуществимости и практической целесообразности моделирования психических функций.   3. 1. 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ Сознание является общественным феноменом не только по своему происхождению. Общество выступает также в качестве носителя сознания и определяющей части его содержания. В связи с этим необходимо различать индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий, взглядов, социальных чувств, и пр., возникающих в определенный исторический период у больших социальных групп (классов, наций и т.п.). Идеи не пассивно отражают бытие, А могут значительно опережать наличное состояние общества, отрываясь от него и тем самым способствовать общественному развитию или тормозить его. Общественное сознание обладает определенной относительной самостоятельностью в развитии. Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно “вертикальном” ракурсе его принято делить на уровни, а в “горизонтальном” – на формы. Анализ уровней общественного сознания заключает в себе гносеологический и социологический аспекты. Первый предполагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.Обыденное сознание охватывает и обобщает основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Более глубокое отражение, на уровне сущности даеттеоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. При социологическом подходе основным критерием различения уровней общественного сознания является характер выражения интересов отдельных классов или социальных групп. По этому критерию выделяются также два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой исходную ступень общественного сознания, непосредственно вырастающую из общественного бытия. К числу особенностей общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), а также возможность прямого перерастания взглядов, чувств и настроений в действие. Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает как самосознание соответствующего класса (социальной группы). В «горизонтальном» плане общественное сознание разграничивается на формы. Экономическое сознаниеотражает деятельность людей иих отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Политическое сознание есть особая форма общественного сознания, посредством которой отражаются и в известной мере регулируются политические отношения (т.е. отношения по поводу власти) между классами, нациями, государствами. Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность взглядов, теорий, представлений, людей по отношению к существующему праву как к системе устанавливаемых государством юридических норм. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализуя познание права индивидами, участвующими в правовых отношениях), оценочную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия); регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нем происходит как бы удвоение мира, поскольку наряду с реальным миром провозглашается существование потустороннего, где якобы найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Оно подвержено своеобразному воздействию природных и социальных явлений. В этой связи говорят о социальных, гносеологических и психологических корнях религии. Социальные корни состоят в несвободе людей, их бессилии перед объективными условиями жизни. Гносеологические корни заключаются в способности сознания отрываться от действительности, порождать “превратные” отражения, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью и одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональных воздействий и т.п. Религия выполняет иллюзорно-компенсаторную функции, т.е. дает человеку надежду на успокоение и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Нравственное (моральное) сознание возникает еще в первобытном обществе. Человек для своего выживания нуждается не только в средствах труда, но и в определенных правилах совместной жизни, воплощенных в морали. В отличие от права моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения. Эстетическое сознание есть форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества. Наиболее полно эстетическое отношение к действительности воплощается в искусстве.  
  3.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ 3.2.1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ   В комплексном изучении человека участвуют различные науки, и все ощутимее становится необходимость их интеграции в единую, гуманистически ориентированную систему. Важнейшей предпосылкой интеграции знаний о человеке и ее составной частью явится специальный раздел философии – философия человека, или философская антропология.   3.2.2. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ   Для постижения сущности человека большое значение имеет выяснение его родословной. Человек и общество возникали одновременно. Биологическая организация сменялась социальной. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) составляют две стороны единого процесса – антропосоциогенеза. Историю происхождения человека в весьма существенной степени можно свести к истории порождения человека процессом трудовой деятельности.   3.2.3. ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ   Адекватное раскрытие сущности человека достижимо посредством категорий “природное – социальное”. Природное (биологическое) в человеке – это то, что есть общего у него и других живых существ, прежде всего высших (морфо-функциональное сходство, некоторые сходные потребности и др.). Социальное– это прежде всего принадлежность человека к определенной общности людей и способность выполнять предписываемые ею нормы поведения и деятельности.   3.2.4. ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ Социальная природа человека раскрывается в понятиях “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Понятие индивид характеризует отдельного человека как единичного представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности, учитывает единичные, неповторимые черты человека. В решающей степени своеобразие конкретных людей связано с их социальными качествами (способностями, интересами, убеждениями и т.п.). Наиболее сложным, синтетическим по своей природе является понятие личность . В настоящее время наиболее актуальны две основные трактовки личности: 1) ансамбль социальных ролей и 2) сущностная характеристика человека.   3.2.5. ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ   Среди проблем, глубоко интересующих человека, ни одна по своей серьезности и значимости не может все же сравниться с проблемой жизни и смерти. Эта проблема приобрела необыкновенную остроту в конце второго тысячелетия нашей эры. Принадлежа к живым существам, человек также смертен. Но его отличие от них состоит прежде всего в том, что он осознает свою смертность. Подавляющее большинство взрослых людей мирятся с этим неизбежным смертным исходом и даже усматривают в этом высшую мудрость жизни. Человечество в общем считается бессмертным. Однако существуют и противоположные взгляды в пользу личного бессмертия. 3.2.6. СМЫСЛ ЖИЗНИ Возрастание роли сознания (и особенно самосознания) в жизни человека заставляет ставить вопрос: “В чем смысл жизни?” Далеко не все действия человека сознательны, не все может им планироваться или достигаться по его желанию (бесконтрольность сна, неожиданные болезни, происшествия и т.д.). Да и вообще человек обретает сознательность лишь в определенном возрасте. Признавая осознаваемость и социальность жизни, но не сводя ее к ясно видимой цели, следует также учитывать разностороннюю детерминированность человеческой жизни разнообразными обстоятельствами, ее ‘‘встроенность’’ в более крупные образования, мотивированность поступков и т.д. В настоящее время наблюдается стремление целиком свести вопрос о смысле жизни к проблеме выживания. Для этого есть определенные основания, и они видятся в участившихся природных и социальных катастрофах и в обострении глобальных проблем цивилизации. Вместе с тем акцент лишь на этой стороне дела лишает необходимой перспективы и может привести к новым осложнениям.  
  3. 3. ТВОРЧЕСТВО — АТРИБУТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 3. 3. 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА   Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. Разработкой различных аспектов проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология). На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве. Проблематика творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалАсь в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось, как создание из ничего (creatio ex nihilo). Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества. Творчество присуще не всей материи, а человеку и обществу. Подходя к творчеству как к особому виду человеческой деятельности, его следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Творчество в этом плане представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной деятельности, повторяющей известное (существующее). 3. 3. 2. ВИДЫ И ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА Определенные виды творчества тяготеют преимущественно либо к материально-практической, либо к духовной сфере общественной жизни. Техническое творчество направлено на преобразование прежде всего материального производства. Научному и художественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отражении и духовном пересоздании действительности. Особое место принадлежит социальному творчеству. В широком смысле этого слова оно объемлет все виды творчества, в узком – имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных отношений. Прежде всего необходимо учитывать различие форм творчества в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Второе направление дифференциации форм творчества происходит в зависимости от субъекта творчества (личность или коллектив). Третье направление дифференциации форм творчества производится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество.   3. 3.3. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ   Наиболее сложным аспектом проблемы творчества является творческий процесс. Творческий процесс начинается с осознания потребности в нововведении, а его окончание представляет собой создание нового материального или интеллектуального образования, призванного удовлетворить эту потребность. Вслед за конкретизацией социального заказа в форме проблемы, задачи, замысла и т. д., формулируются основные противоречия, мешающие достижению цели. Кульминационным моментом творческого процесса выступает идея, концентрирующая в себе достигнутое знание и вместе с тем предположение об идеальном результате, завершающем творческий поиск. В процессе последующих действий по реализации идеи она проверяется (верифицируется) и конкретизируется.   3. 3. 4. О ПОНЯТИИ «ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ» В общественном сознании издавна сложилось представление о таланте (даре) как обязательном условии творчества. В современной научной литературе и производственной практике понятие таланта все более вытесняется понятием творческой способности (креативности), присущей в той или иной мере всем людям. Существенного уточнения содержания понятия творческой способности можно достигнуть, если не противопоставлять ее разнообразным человеческим качествам, а, напротив, понимать под ней совокупность многообразных свойств личности, их органическую взаимосвязь и своеобразную направленность в зависимости от характера поставленных задач.   3. 3. 5. ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: СТИМУЛЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ Условия творческой деятельности не сводятся к условиям задачи. Для получения более полной картины в ходе творческого процесса приходится принимать во внимание всю совокупность обстоятельств, так или иначе сказывающихся на достижении цели. С теоретической и практической точек зрения все факторы (детерминанты) творческого процесса целесообразно подразделять на два класса: 1) стимулы, т.е. позитивные факторы, благоприятно сказывающиеся на его ходе; 2) препятствия, т.е. негативные факторы, противодействующие ему или затрудняющие его протекание. Как стимулы, так и препятствия можно подразделить на материальные и духовные. По отношению к структуре творческой деятельности факторы творчества разграничиваются на внутренние и внеш­ние.   3. 3. 6. ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВОМ   Социальная ценность творчества определяет интерес исследо­вателей и практиков не только к теоретическому овладению творческим процессом, т.е. к адекватному его познанию, но и к прак­тическому овладению секретами творчества, т.е. по возможности к управлению им. Сущность управления творчеством состоит в сосредоточении его необходимых предпосылок в данное время и в нужном месте, в их сопряжении с целью наилучшего выполнения социального заказа. В современных научных исследованиях, да и самой практикой убедительно доказана необходимость гибкой, динамичной организа­ции творчества, варьирующейся в зависимости от конкретных усло­вий и максимально ориентирующейся на самоуправление. Такой образ управления одновременно противостоит как традициям жесткого управления, присущего некоторым социальным и техническим системам, так и установкам "первородного" стихийного творчества. При современном состоянии разработки проблемы управления творчеством правомерны различные подходы к ее реше­нию, акцентирующие внимание на определенных сторонах творчест­ва и различающиеся также по глубине воздействия на творческий процесс.  

 


 

Тренировочные задания   Для замечаний
1. В чем состоят качественные отличия сознания человека от психики животных? 2. Какие направления современной философии уделяют особое внимание проблеме человека? 3. Каковы основные признаки творческой деятельности?    

 


3. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Для замечаний
Тест   1. Как называется философская позиция, считающая материю и сознание равноправными самостоятельными сущностями? а) пантеизм; б) панпсихизм; в) гилозоизм; г) анемизм; д) дуализм.   2. Какому фактору принадлежит ведущая роль в возникновении сознания? а) природным катастрофам; б) игре; в) вмешательству сверхъестественных сил; г) трудовой деятельности.   3. Основоположником учения о психоанализе является а) З. Фрейд; б) Ч. Ломброзо; в) К. Юнг; г) Ф. Ницше; д) А. Шопенгауэр.   4. Какое из данных утверждений наиболее полно и точно характеризует природу человека? а) человек есть существо политическое; б) человек есть животное, делающее орудия; в) человек отличается от всех других живых созданий способностью смеяться; г) человек есть биосоциальное существо.   5. Выберите из нижеприведенных вариантов правильное суждение относительно свободы человека: а) свобода – возможность поступать так, как хочется; б) свобода — нереальное, надуманное понятие. Человек никогда не может быть свободным; в) свобода – независимость человеческого поведения от законов природы и общества; г) свобода заключается в познании законов природы, общества и в основанной на этом знании возможности использовать законы для определенных целей.   6. Преодоление отчуждения личности: а) невозможно в принципе; б) возможно путем обращения человека к высшим божественным силам; в) возможно лишь путем изменения индивидуальной психологии человека; г) возможно ценой отказа от культуры; д) преодоление отчуждения личности – длительный исторический процесс, требующий радикального переустройства общества на началах гуманизма. 7. Как называется философское направление, центральной категорией в котором выступает практическое действие? а) махизм; б) прагматизм; в) философская антропология; г) структурализм.   8. Кто впервые ввел критерий практики в теорию познания? а) Ф. Бэкон; б) Р. Бэкон; в) К. Маркс; г) Э. Мах; д) Ф. Ницше. 9. Творчеством называется: а) любой переход из небытия в бытие; б) создание из ничего посредством акта божественной воли; в) человеческая деятельность, приводящая к новым и полезным результатам; г) целесообразная человеческая деятельность.   10. Оцените различные высказывания о перспективах управления творчеством: а) понятия управления и творчества по существу несовместимы; б) управления творчеством не представляет особого труда; в) можно управлять лишь второстепенными моментами творческой деятельности или низшим уровнем творчества; г) управление отдельными, в том числе и важными, проявлениями творчества в принципе возможно, но это потребует особой культуры управления.  

4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Для замечаний
4.1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 4.1.1. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ТИПОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ   Отношение человека к миру характеризует направленность его практической и духовной активности. Наряду с практически-преобразовательным, практически-охранительным и ценностным (аксиологическим) познавательное отношение человека к миру является одним из основных. Познавательное отношение– это отношение между человеком и реальностью, ориентирующее его активность на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. Осуществляемые человеком познавательные действия включены в многообразные конкретные виды человеческой деятельности (производственную, художественную, конструктивную и др.). Это послужило основанием для выделения их в особые типы познания. В числе таких типов называют практическое, мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное познание и др. Классифицируя многообразие типов познания, их содержание дихотомически делят на вненаучное и научное познание. Вненаучное познание– это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Генетически исходной формой вненаучного познания является обыденное познание.Это форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в русле неспециализированных или, как правило, не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности (поддержание необходимого санитарно-гигиенического и эстетического состояния жилья, приготовление пищи, лечение и уход за больным в нетяжелой форме и др.). Иные формы вненаучного познанияпредставляют собой познавательное освоение реальности, осуществляемое в рамках отчетливо специализированных видов человеческой деятельности. Виды деятельности, в которые включены познавательные процессы, не являются по отношению к ним нейтральным фоном. Характер их целей, средств и результатов оказывает активное воздействие на аналогичные характеристики «обслуживающих» их познавательных процессов. Наиболее существенное влияние оказывает практика, выступающая по отношению к познанию как его источник, движущая сила, основа и критерий истинности знаний. Научное познание– это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. Здесь имеет место качественное совпадение конечных целей науки как одного из конкретных видов человеческой деятельности и непосредственных целей образующих ее познавательных действий.   4.1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ   Познавательные процессы, протекающие как в сфере научного познания, так и во вненаучном познании, исследуются рядом естетсвенных и общественно-гуманитарных наук: нейрофизиологией, нейропсихологией, общей психологией, нейролингвистикой, антропологией, логикой, теорией принятия решений, историей культуры, историей науки, социологией и др. Каждая из них выделяет в качестве предмета исследования некоторые конкретные явления, характеризующие познавательные процессы: их субстратную (нейрофизиологическую) основу, соотношение с другими психологическими процессами в сознании индивидуального человека, обусловленность содержания познавательных действий общим уровнем развития человека, человеческого сообщества и т.д. Философское осмысление познавательной деятельности первоначально происходило в форме «учений о познании», содержание которых впоследствии было систематизировано в одном из разделов философии – теории познания (гносеологии). В отличие от конкретных наук, изучающих познавательные процессы, ей присуща (как и философии в целом) ориентация на выявление предельно общих характеристик реальности, в данном случае – познавательных процессов. Предмет теории познаниясоставляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Следует отметить, что наряду с практической необходимостью, требовавшей все более высокой достоверности и точности научных знаний, развитие теории познания стимулировалось и внутрифилософскими факторами, в том числе аргументами тех философов, которых относят к представителям агностицизма. Очень немногие из них прямолинейно утверждали, что мир непознаваем. Как правило, они указывали на реальные трудности на пути адекватного познания. Ими были поставлены в обостренной форме вопросы об общезначимости знаний (Протагор), ограниченности монокаузальности (Д. Юм), доминирующей роли творческой активности субъекта в познавательном процессе (И. Кант), значении конвенций (соглашений) в содержании научных понятий и теорий (А. Пуанкаре) и др. В итоге уточнялись не только конкретные представления о путях и формах познавательного процесса, но и общее представление о познаваемости мира. Постепенно на периферию философских дискуссий были вытеснены примитивные тезисы как о невозможности адекватного познания мира, так и о том, что оно дает нам верное знание в той мере, в какой это знание подтверждено практикой. Ведущую роль приобрели вопросы о наличии сущности познаваемых вещей (явлений, процессов) и, если она имеет место, то имеет ли к ней отношение мир явлений, который всегда доступен познанию, и можно ли на основе знаний о явлениях познать сущность вещей? Предмет теории познания конкретизируется в ее основных понятиях и содержании исследуемых ею проблем. Основные понятия теории познания дают возможность системно осмыслить основные характеристики познавательных действий человека (их мотивацию, направленность, главные механизмы реализации, характер необходимого результата). К их числу относят следующие. Субъект познания– это носитель человеческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Познавательная деятельность– человеческая творческая активность, направленная на адекватное воспроизведение реальности в форме знаний. Объект познания – это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Отражение– всеобщее свойство объектов реальности, состоящее в их способности воспроизводить признаки, свойства и отношения взаимодействующих с ними объектов. Информация —отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовывать и храниться. Знание– проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме свойства и связи объективов природной, социальной и духовной реальности. Знание отличается от информации, которая в виде потока сигналов может циркулировать по различным каналам, будучи нерасшифрованной человеком, тем, что всегда сопряжено с человеческим осмыслением его содержания, способов существования и механизмов трансляции.   4.1.3. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Содержание основных понятий теории познания несет в себе самое общее представление о структуре познавательной деятельности. Более детальное представление о ней включает описание основных форм познания, выделяемых по характеру используемых познавательных средств общей направленности и результата познания. Выделяют формы чувственного и рационального познания. Чувственное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение. Рациональное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. К основным формам рационального познания традиционно относят логические формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), поскольку посредством их выражается содержание всего множества других форм рационального знания. В их числе — поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина исследуемой реальности и др.), а также формы нормативного знания,регламентирующего познавательные действия (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы научного исследования, стиль научного мышления, познавательная традиция). Процесс рационального познания регулируется законами логики, потому оно может быть представлено как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения, т.е. движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому, соединение суждений в умозаключения и т.д. Этот процесс совершается сознательно и контролируется. Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Оно включает также явления внезапного, достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих кэтому результату.Такие явления называют интуицией. Выделяют две формы интуиции: чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке). В целом же интуиция не сводится к внезапному «озарению» сознания готовым решением, а представляет собой сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы. что и послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания.   4.1.4. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ   Общая ориентация познавательной деятельности человека на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний неизбежно влечет за собой вопросы, в которых заключается основное содержание проблемы истины: каким образом определить степень этой адекватности, степень соответствия знаний человека тому, что познается? Можно ли выделить в наших знаниях объективное содержание, не зависящее от человека и вообще от людей (от человечества)? Поиск ответов на эти вопросы стимулировался как практическими потребностями, так и необходимостью в самой гносеологии теоретически определить принципиальную степень ограничений и искажений, которые могут привносить в систему знания, во-первых, недостаточность, несовершенство природных познавательных способностей человека; во-вторых, несовершенство его познавательных средств и методов. Истина– это содержание знаний человека, представляющее собой адекватное воспроизведение реальности, такой, какой она существует независимо от человека и его сознания. Наряду с ней в человеческих знаниях содержатся неточные и ошибочные представления о реальности, принимаемы





Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 539. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия