Студопедия — Белорусский государственный экономический университет 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Белорусский государственный экономический университет 4 страница







 

4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Для замечаний
Тест   1. Что изучает теория познания? а) логические законы мышления; б) эвристические приемы творческого мышления; в) наиболее общие характеристики познавательных процессов, осуществляемых в любой сфере; г) особенности методов научного познания.   2. Кто является субъектом познания в философском понимании? а) отдельный человек; б) группа людей; в) все общество; г) человечество; д) названные носители творческой познавательной активности в их единстве.   3) Что такое рациональное познание? а) познавательный процесс, осуществляемый посредством форм мысленной деятельности; б) оптимально организованная познавательная деятельность; в) форма познавательной деятельности, исключающая использование чувственных средств.   4. Какие элементы чувственного знания включены в процесс рационального познания? а) ощущения; б) восприятия; в) представления.   5. Что такое объективная истина? а) результат конвенции (соглашения) ученых; б) содержание знаний, адекватно отражающее реальность; в) полное, исчерпывающее знание о реальности.   6. Что является главной формой выражения эмпирического знания? а) эмпирический факт; б) данные наблюдений; в) таблица; г) диаграмма; д) график.   7. Что является главным структурирующим элементом развитой теории? а) принцип; б) закон; в) абстрактный конструкт (модель); г) эмпирический факт; д) понятие; е) интуитивное предположение; ж) логические правила.   8. Какая философская дисциплина изучает условия, пути и методы оптимальной познавательной деятельности? а) теория познания; б) теория творчества; в) методология научного познания; г) логика науки; д) эвристика.   9. Какой из элементов метатеоретических оснований науки является схемой исследуемого объекта? а) идеалы научного исследования; б) научная картина исследуемой реальности; в) философские основания науки.   10. Какой из названных процессов можно считать проявлением научной революции? а) включение новых объектов в сферу научного исследования; б) смена руководства научных учреждений; в) смена фундаментальных теорий; г) расширение сферы практического использования научных результатов; д) изменения в этических нормах профессиональной деятельности ученых.  

5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Для замечаний
5. 1. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ 5. 1.1. ПРИРОДА КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Природа— это часть объективной реальности, не развившаяся до осознания своего бытия. Это понятие не включает в себя лишь то, что непосредственно связано с человеком и обществом, является их сущностью. Природа всегда выступала объектом пристального внимания философов, многих философских школ и направлений. Взаимодействие природы и общества — это сложный процесс. Можно выделить четыре типа отношений человека к природе. Первый из них — древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Второй тип отношения человека к природе можно назвать аграрным. Ведущей сферой деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, становится земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура. Исторически этот этап охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. В качестве источника энергии использовались мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды. Характерной чертой первых двух периодов является то, что запасы и естественное воспроизводство природных ресурсов в целом оставались бесконечно великими сравнительно с потреблением их обществом. Третий период взаимодействия природы и общества получил название промышленного. В области энергетики он начался с применения паровых машин, а затем и электрических двигателей. Это резко повысило производительность общественного труда. В хозяйственный оборот были вовлечены огромное количество и многообразие минеральных, органических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получило сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно начала развиваться наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Природные ресурсы перестают считаться практически неисчерпаемыми. Мощь человечества становится сопоставимой с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками начала нового, четвертого этапа взаимодействия природы и общества. Какими же чертами он характеризуется? Важнейшим отличием этого этапа является бурное развитие науки и техники, их взаимообусловленность, превращение научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства, что и породило звонкий термин НТР (научно-техническая революция). На этом этапе начинается не только возрастание масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых для общества размерах. Возникает целый ряд проблем, имеющих глобальный характер, и прежде всего проблема управления биосферой. Конечно, это дело будущего, но не такого уж и отдаленного! Для рассматриваемого типа взаимодействия природы и общества характерным является возрастание степени сложности проблем, которые возникают между ними. И это не случайно. Человечество живет сегодня в эпоху небывалого развития науки и техники. Оно сопровождается активным воздействием на природную среду. И хотя принимаются меры (главным образом в развитых странах) по ее охране и «оздоровлению», тем не менее общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем? Однозначного ответа на этот вопрос современная прогностика не дает. Поэтому проблема будущего состояния окружающей среды вызывает бурные дискуссии и споры исследователей. Многие из них под воздействием других кризисных явлений современности, сталкиваясь с резким ухудшением состояния биосферы, впадают в пессимизм и переносят кризисные черты экологической ситуации на весь мир. Они видят в этом угрозу существованию всего человечества. Это позиция пессимистов. Оптимисты считают, что не существует фатальной неизбежности резкого ухудшения состояния окружающей природной среды. Уже сегодня на передний край борьбы за чистоту природы выходит наука с ее логикой исследования и быстродействующими ЭВМ. Возникают возможности планомерного, продуманного разрешения проблемы соотношения «естественной» и «искусственной» среды обитания людей, обеспечения коэволюционного развития природы и общества, т.е. такого развития (эволюции) общества, которое не подрывало бы природные условия своего существования, а максимально адаптировалось к процессам природной эволюции.   5. 1. 2. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА   Общество и природа — единое целое. Но это противоречивое единство. Как образно заметил Гёте: “Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей”. Чтобы существовать и развиваться, общество должно сначала возникнуть, природа же существует вечно. Поэтому перед учеными всегда стояла проблема возникновения именно человеческого общества, а не природы и общества. Эта проблема впервые была научно поставлена во второй половине XIX в. Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган (американский этнограф и историк) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И, наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека. В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния. Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития. Единство законов природы и законов общества заключается в следующем: а) они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны эти законы или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития общества, ни законы природы. б) изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов; Существует и известное различие между законами общества и законами природы. Так, природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (закон всемирного тяготения, например), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации. Законы природы проявляются в действии стихийных бессознательных сил: природа “не знает”, что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей. Они не могут функционировать “сами по себе”, без участия человека. Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения материи. Законы низших форм движения материи, хотя и могут оказывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов. Человек в своем развитии подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом. Современный период истории человечества и планеты в целом — это переход к тому новому состоянию биосферы, который В.И. Вернадский назвал ноосферой. Этот период характерен резким ускорением всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не изменяют тех основных методологических принципов, которые лежат в основе любой эволюционной теории. Мы по-прежнему должны формулировать определенные принципы отбора и с их помощью оценивать вероятность тех или иных тенденций. Но теперь идет об отборе вариантов развития человечества, которые определяются действиями людей. Все эти вопросы требуют совместных усилий специалистов эти принципы все в большей мере зависят от человека, поскольку речь различного профиля, глубокого, всепроницающего синтеза естественных, технических и общественных наук.   5.1.3. ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА   Экологические проблемы в конце ХХ в. вызывают все большие опасения у ученых. Все чаще предрекается экологический кризис, который может привести к гибели природы и современной цивилизации, если ему не противопоставить объединенные усилия человечества, науки. Указывается и причина такой ситуации — это рост народонаселения и развитие промышленного производства. Экономика при этом противопоставляется экологии. Провозглашается идея несовместимости дальнейшего экономического развития при таком хищническом отношении к природе. И это имеет под собой основание. Дело в том, что хотя многие экономические действия в хозяйственной сфере направлены на приумножение биологических ресурсов планеты, на совершенствование экологической ситуации, деградация природы становится все более ощутимой. Загрязняется атмосфера, почва, водные ресурсы, обедняется животный мир и растительность, все более заметной становится ограниченность энергоносителей. Все это ведет к актуализации проблем природопользования, разработки новых идей и решений во взаимодействии человека с природой, экономики с экологией. Властные структуры общества, различные организации по охране природы и биосферы должны в этих условиях так организовать свою деятельность, чтобы ускорение научно-технического прогресса не только не угрожало истощением и разрушением экологической среды, природных ресурсов, но и способствовало приумножению их за счет более эффективного использования традиционных полезных ископаемых, а также путем вовлечения в общественное производство новых, практически неисчерпаемых видов природных ресурсов и сил. В энергетике — это освоение на практике термоядерной энергии и других практически неисчерпаемых природных ресурсов и естественных сил. Такая возможность существует в объективно действующем законе возрастающей производительности труда. Результаты и последствия антропогенной деятельности в основном зависят от социальных факторов, ибо характер воздействия общества на природу определяется тем, какое именно общество и как относится оно к природной среде: планомерно, на основе научно разработанной программы, учитывающей принцип всеобщей связи и развития в мире, или хищнически, руководствуясь принципом: “на наш век хватит”. Современный уровень техники и научные знания о взаимосвязи развития природы и общества ставят задачу преодоления исторически сложившегося, чисто технологического, потребительского подхода к природопользованию. На передний план должен выходить эколого-экономический аспект при анализе всей производственной деятельности общества.   5.2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 5.2.1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ Основными сферами жизнедеятельности общества являются: материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Ведущей сферой, естественно, является материальное производство, экономическая деятельность. И это не случайно. Материальное производство обеспечивает исходные условия для жизнедеятельности всего общества. Оно всегда носит общественный характер и в конечном счете определяет направленность взаимодействия общества и природу с целью преобразования вещества природы в необходимые для человека материалы и предметы. С развитием общества, социальных связей, человека как работника все более возрастающую роль в жизни стран и народов стала играть духовная сфера жизни. Эффективность человеческой деятельности начинает все больше зависеть от того, на каком уровне понимания, осознания осуществляет человек свою деятельность, работу, труд, реализует свои возможности. Общественная жизнь становится реальным воплощением неразрывного единства материальной и духовной сфер деятельности, их взаимодействия и взаимообусловленного развития. Материальная и духовная жизнь понимаются в социальной философии по меньшей мере в двух смыслах: сопоставления и противопоставления в соответствии с основным вопросом философии. В таком плане материальная и духовная жизнь рассматриваются как две максимально широкие подсистемы общественной жизни. В более конкретном смысле под материальной жизнью понимается прежде всего экономическая сфера общества, материально-производственная деятельность людей, осуществляемая в определенных исторических условиях. Духовная же жизнь выступает в виде сферы духовного производства, трансляции духовной культуры, образования и воспитания общественных индивидов. Дифференциация общества на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы играет важную роль в обосновании и раскрытии теории исторического процесса в целом. Она позволяет выяснить особенности каждой из сфер общества и проследить переходы между ними внутри конкретной социальной целостности, понять их диалектику. На основе экономической жизни общества и во взаимосвязи с ней возникает социальная сфера. Любое общество есть известное множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов, а определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся в конкретных отношениях между собой и обществом в целом. Общество в этом плане — сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, то есть оно социально организовано. Социально-исторические общности людей предполагают устойчивые общественные связи между индивидами. Эти связи проявляются в особенностях жизни конкретной социальной группы. Они воплощаются в единстве потребностей, интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и других характеристиках индивидов. Все это ведет к образованию определенных социальных типов личности. При характеристике социально-исторических общностей следует исходить из того, что главным, определяющим фактором выступает здесь общественный способ производства, законы его развития, т.е. экономическая сфера. Вместе с тем переход от экономической сферы к социальной раскрывает новые грани человека в качестве общественного субъекта. Здесь человек не только главная производительная сила, человек-работник, но и ассоциированный человек, т.е. человек, включенный в состав коллективного субъекта. Это уже социально-преобразующая сила. Переход от экономической к социальной сфере обнажает и новую, более высокую роль общественного сознания, его значение в деятельности социальных групп. Однако в социальной сфере даже самые сложные обобщения не выходят еще за рамки обыденного сознания, не дают истинного понимания исторического процесса, а лишь создают предпосылки для выработки такого понимания, для перехода к сознательной политической деятельности. Политическая сфера жизни общества открывает новый уровень сознательно-идеологических форм общественной жизни. Политика есть первая идеологически организованная общественная сила. Ее необходимость обусловлена противоречивостью социальных интересов в сфере экономики. И это не случайно. Политика наиболее обобщенно по сравнению с другими надстроечными формами отражает состояние, потребности и тенденции развития экономики. Политика не только отражает экономику, но и выступает самым действенным орудием практической реализации ее потребностей, воздействия на нее, управления ею. Политика обусловливается наряду с экономикой также и собственно социальными отношениями и процессами. В самой своей сути она детерминирована интересами классов, больших групп людей. Поэтому политические отношения и действия по своей массовости и результативности не знают себе равных среди других общественных отношений и идеологически обусловленных действий. Политическая сфера жизни общества включает в себя политическое сознание, политические отношения, политические институты и действия. Политические взгляды, учения, программы, стратегические и тактические идеи и концепции придают деятельности классов ту сознательность и целеустремленность, которые обеспечивают ее оптимальную эффективность и в целом формирует оптимальные пути и формы общественного развития.   5.2.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА И ИХ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ (НАТУРАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, ФАТАЛИЗМ, СУБЪЕКТИВИЗМ, ВОЛЮНТАРИЗМ)   В XVII—XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Так, человека он принижает до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основной недостаток заключается в принижении человеческой активности и отрицании свободы. Концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску. Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество — механическому агрегату индивидов — атомов, замкнутых только на своих собственных интересах. Органически вытекающий из натурализма механицизм и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма. Если натурализм чрезмерно принижает человека, растворяет в природе, то идеализм, наоборот, чересчур одухотворяет его, отрывает от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Разумеется, идеализм в принципе не отрицает роль объективного фактора в истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет некий мировой разум (объективный идеализм), или недетерминированная ничем человеческая духовно-волевая активность (субъективный идеализм). Фатализм исходит в понимании общественной жизни из признания неизбежности хода истории и тем самым исключает становление новых возможностей развития. Детерминацию социальной действительности фатализм рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестественная и божественная воля (теологический фатализм и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое “естественное устройство мира с безраздельным господством природной необходимости” и т.д. Волюнтаризм — это течение субъективно-идеалистического толка, последователи которого в понимании общественной жизни возводят в абсолют волю субъекта, его свободу и сводят к нулю роль необходимости, то есть зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития (Ф. Тённис, А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф. Ницше). Сторонниками волюнтаризма в осмыслении общественных явлений и событий были народники в России и других странах, эсеры. Сегодня таковыми являются представители различного рода ультралевых, анархистских движений на Западе. Проявления волюнтаризма в общественной жизни встречаются и дают о себе знать и в современной социально-политической практике в виде игнорирования объективных условий и попыток волевого решения назревших проблем.   5.2.3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ   На любом этапе своего развития человеческое общество, формация, социальная система представляют собой совокупность общественных отношений. Общественные отношения выражают многообразные связи между классами, социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, идеологической деятельности. В соответствии с этим общественные отношения можно классифицировать следующим образом: экономические, политические, идеологические, социально-классовые, правовые, национальные, социально-демографические, семейно-бытовые и социокультурные . Общественные отношения — это не какой-то особый вид отношений, а абстракция, отражающая то общее, что объединяет все отношения, сложившиеся в процессе воспроизводства социальной сферы жизни. Они не тождественны, например, отношениям экономическим или политическим, а соотносятся с ними как общее и особенное, как род с видом. В то же время каждый вид общественных отношений играет в общей системе определенную роль. Под экономическими отношениями в социальной философии понимают: отношения людей к средствам производства; отношения социальных групп, классов в системе общественного производства (господство—подчинение); их место этих классов в системе разделения труда (умственный труд, физический, управленческий); размер (распределение материальных доходов различных социальных групп в национальном бюджете) и способы получения доли общественного богатства (прибыль за счет эксплуатации, непосредственный труд). Социальные отношения проявляются прежде всего через социальные качества личностей, которые в процессе своей деятельности интегрируют различные стороны общественных отношений. Политические отношенияопределяют статус и роль различных социальных классов, групп и индивидов в общественной системе в связи с их отношением к государственной власти и государственному устройству. Идеологические отношения складываются на основе интересов и ценностных ориентаций общественных классов, групп и индивидов на уровне как обыденного, так и научного сознания. Эти отношения отражают социально-экономическое и социально-политическое положение классов и социальных групп и их роль в данной системе общественных ценностей. В системе общественных отношений они призваны выполнять интегрирующую функцию: объединять людей вокруг определенных интересов, целей и способов их реализации, для чего создается, образовывается социальный механизм связи, единства действий индивидов, социальных групп и партий. Основу всех общественных отношений составляют отношения экономические. Но они не оказывают своего воздействия автоматически. “Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно на них ни влияли прочие — политические и идеологические, — являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 39. С. 175).   5.3. СПОСОБ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ 5.3.1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Способ производства— это особым образом организованная деятельность общества по производству материальных ценностей и воспроизводству всей общественной жизни в исторически определенный период, характеризующийся конкретным отношением людей к природе и их отношениями между собой. (Например, рабовладельческий, феодальный, капиталистический способ производства). Нетрудно понять, что общество не может существовать и развиваться без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Это положение очевидно, и в социологии было признано еще до К. Маркса. Маркс и Энгельс сделали новый шаг вперед, составивший в свое время великое открытие. Они открыли закон определяющей роли способа производства: «Способ производства материальной жизни, — писал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С.7). Закон определяющей роли способА производства в общественном развитии является основным социологическим законом. Механизм открытия этого закона следующий. Материалистический подход и диалектический метод исследования позволили К. Марксу свести: 1) все общественные отношения к отношениям производственным как определяющим; 2) производственные отношения — к уровню производительных сил; 3) установить факт определяющей роли материальных потребностей людей в возникновении и развитии производительных сил общества. Человек должен есть, пить, иметь жилище, одеваться, прежде чем заниматься политикой, идеологией и т.д. Основной социологический закон имеет больше методологическое значение для научного объяснения истории развития общества и различных сфер его жизни. Он указывает, что конечные причины тех или иных преобразований в обществе являются материальными и их нужно искать в способе производства материальных благ. Особенно важно это помнить сегодня, когда человек как главная материальная производительная сила, техника, наука как непосредственная сила отошли как бы на второй план. Их оттеснила торговля, сфера обмена, бизнеса, перераспределения, распределения и т.д.   5.3.2. СТРУКТУРА СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА. ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ   Любой способ производства основывается на конкретных производительных силах и определенных производственных отношениях. В категории «производительные силы» выражается отношение людей к природе, а «производственные отношения» «схватывают» взаимодействие людей в процессе производства средств и условий жизни. Диалектическое единство и взаимообусловленность производительных сил и производственных отношений составляет основное содержание способа производства материальной жизни общества. Поскольку человек выступает в роли главной производительной силы, общественной наукой становится вопрос о создании условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей людей труда, о творческом развитии главной производительной силы общества. И это не просто благие пожелания, а одно из важнейших требований научно-технического прогресса ХХ в. Важным элементом производительных сил общественного производства являются средства производства.Они включают в себя средства труда и предмет труда. Средства труда — это все то, что человек помещает между собой и предметом труда, что является проводником его воздействия на этот предмет. Предмет же труда — это все то, что подвергается в процессе труда обработке, на что направлена трудовая деятельность людей. Средства труда являются мерилом развития самой человеческой силы и показателем степени развитости тех общественных отношений, при которых совершается труд. В них воплощаются, опредмечиваются сущностные силы человека. Именно средства труда являются основным детерминантом в генезисе и развитии общества. Производственные отношения — это совокупность материальных, экономических связей между людьми в процессе производства и движения общественного продукта от начала производства до потребления. В процессе трудовой деятельности между людьми складываются различные отношения. Во-первых, это отношения, обусловленные технологическим разделением труда, его специализацией (отношения между цехами предприятия, рабочими разных профессий). Они называются производственно-технологическими отношениями и непосредственно определяются техникой, технологией и организацией производственных процессов. Отношения общественно-производственные — это прежде всего отношения собственности. Они зависят от того, как распределены в обществе средства производства, как решается проблема собственности на основные средства производства. Отношения собственности— ядро производственных отношений, так как они определяют цель производства и его внутренние законы (стимулы и движущие силы). Для более глубокого понимания общественного процесса при анализе материального производства необходимо учитывать и производственно-технологические, и организационно-управленческие отношения. В рамках конкретного способа производства они обладают относительной самостоятельностью. Эти отношения характеризуют расстановку людей в процессе производства, порядок подчинения их действий логике самого технологического процесса. Производительные силы и производственные отношения — это две стороны общественного производства, которые не существуют порознь. Они неотделимы друг от друга, как неотделимы форма и содержание, если понимать в данном случае под содержанием производительные силы, а под их социальной формой — производственные отношения. В свою очередь производственные отношения придают определенное социальное качество функционированию производительных сил. Хотя сами производственные отношения зависят от уровня и характера производительных сил, они активны по отношению к последним. Именно они определяют социальную природу каждого способа производства. Более того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняются общему и действующему на протяжении всей истории социологическому закону, закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. В чем же суть этого закона? Каждая форма производственных отношений действует до тех пор, пока она способствует развитию производительных сил. На определенном этапе этого развития производственные отношения в силу своей специфики вступают в противоречие с более быстро развивающимися производительными силами и сдерживают их прогресс. Тогда и наступает необходимость смены производственных отношений новыми, роль которых заключается в обеспечении простора для развития производительных сил общества. Совершенствование производственных отношений, выражающее главную тенденцию социально-экономического развития любой страны, ведет к утверждению более эффективных структур общественной собственности и форм их реализации. А это активизирует человеческий фактор. Только в таких условиях может реально осуществляться соединение достижений науки и техники с преимуществами новых форм хозяйствования, а производственные отношения будут приведены в соответствие с производительными силами и можно будет говорить о создании возможностей для ускорения социально-экономического прогресса человечества.   5.3.3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА   Экономическая зрелость общества определяется в первую очередь способом производства, а потому, чтобы обществу перейти на более высокую ступень развития, надо совершить скачок прежде всего в производственной сфере деятельности. Речь идет о производственной революции, которая на каждом этапе развития общества приобретает конкретную форму. В истории общества производственные революции до НТР были дважды. Первая (VII-VI тысячелетия до нашей эры) — аграрная, или земледельческая — была основным звеном неолитической революции, ознаменовавшей переход от первобытного доклассового общества к антагонистическим формациям. Она начиналась заметными сдвигами в хозяйственной деятельности первобытных охотников, рыболовов и собирателей, а завершилась коренным преобразованием свей общественно- экономической структуры общества. Собиратели и охотники становились земледельцами и скотоводами. Не случайно первым историческим состоянием производства, первым видом «производящей экономики». К. Маркс назвал сельское хозяйство. Оно вызвало важные изменения в различных сферах производственной деятельности, общественной жизни. духовной культуре и «идеологии» первобытного общества, находящегося на пути к классообразованию и возникновению государственности. Переход к производящей экономике был необходим не только потому, что оскудели запасы природы в местах обитания людей, но и потому, что возросла численность человечества. Если к началу неолита на Земле проживало 10 млн человек, то к концу — уже 50 млн. Аграрная революция завершила создание материально-технической базы первобытного общества, открыла его перспективы и послужила предпосылкой для дальнейшего формационного движения. Последствия этого процесса, с которым связаны величайшие сдвиги в истории человечества (возникновение частной собственности, классов и государств) имеют значение социальной революции и вместе с переустройством материальной жизни отражаются в понятии «неолитическая революция». Второй революцией этого типа выступает промышленный переворот XVIII-XIX вв., который явился выражением конкретных качественных изменений в общественном производстве на основе внедрения машин. Промышленная революцияначалась с технологических нововведений в производстве, а завершилась преобразованием всего способа производства (появились машины), и производственные отношения (имеется в виду становление капиталистических производственных отношений). Всякий раз, когда складывалась революционная ситуация, на пути развития общественного производства возникало препятствие, реально угрожающее жизнеспособности общества. Сначала таким препятствием стало весьма ограниченное количество продуктов природы, пригодных для употребления в пищу человеком. Земледельческая (аграрная) революция разрешила это противоречие, превратив земледелие и животноводство в ведущую сферу жизнедеятельности общества. Второе препятствие было связано с тем, что по мере развития человечества физические силы людей оказались явно недостаточными, а орудия труда — несовершенными, чтобы удовлетворять потребности общества продукц





Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 321. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия