Проективные методики сочетают изучение человека и помощь ему. Само выполнение задания иногда позволяет людям понять себя и решить психологическую проблему.
Наконец, самый сложный, но и самый богатый возможностями метод, который психология позаимствовала у естественных наук – эксперимент. Испытуемого ставят в специально созданную ситуацию, а за его реакциями и поведением наблюдают исследователи. Суть экспериментального метода состоит в том, что у испытуемого преднамеренно вызывают тот психический процесс, который необходимо изучить. Экспериментальные методы подразделяются на естественный эксперимент, лабораторный и формирующий (обучающий). Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф. Лазурским в нач. 20 в., проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной организацией. Например, для выявления того, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами, американский психолог И.Сарасон провел несколько серий опытов непосредственно перед экзаменами. Испытуемых разделили на 3 группы, в каждой были студенты, как боящиеся экзаменов, так и относящиеся к ним спокойно. В 1й группе исследователь признавался, что сам боится экзаменов, описывал собственные переживания, мешающие ему сосредоточиться на ответе. Во 2й – прибавлял к сказанному, что умеет преодолевать страх, и предлагал некоторые конкретные способы и приемы. Наконец, в 3й – говорил, что никогда не боялся экзаменов. Критерием являлась успешность испытуемых на экзамене. Выяснилось, что студенты, которые боялись экзаменов, хуже всего выполняли задания в том случае, когда экспериментатор лишь сообщал им о своей боязни экзаменов. Наилучших результатов они достигали тогда, когда им предлагались способы преодоления страха. Лабораторный эксперимент проводится в необычных, искусственных условиях для жизни, труда, обучения. Отсутствует естественность. Обычно применяется специальная аппаратура. В качестве примера можно привести классический эксперимент по изучению влияния на суждение одного человека мнений других людей, осуществленный американским психологом М.Шерифом. Проводился опыт в темной лаборатории, где была лишь одна светящаяся, мерцающая точка. Испытуемым предлагалось определить, в каком направлении движется точка и на каком расстоянии от них она находится. На самом деле точка была неподвижна, однако в полной темноте она казалась движущейся (вспомните звездное небо: когда долго смотришь на звезду, кажется, что она двигается). Пока испытуемые выполняли задание по одному, их ответы были разными. Но когда они объединились в группу, ответы стали очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, во первых, то, как человек осознает явления окружающего мира (к иллюзии восприятия мы вернемся в соответствующей теме), и, во-вторых, как на это осознание влияют особенности восприятия объекта (неподвижная мерцающая точка света в полной темноте кажется движущейся) и мнения других людей. И лабораторный, и естественный эксперимент эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. При проведении формирующего (обучающего) эксперимента человека не только изучают, но на него оказывается определенное активное воздействие (особым образом обучают его или воспитывают какие-либо качества). Например, известный психолог П.Я.Гальперин, изучая внимание, выдвинул гипотезу о том, что внимание можно сформировать через развитие у человека умения контролировать себя, свои действия. Для проверки этой гипотезы ученый провел специальный эксперимент. Вот как описывает его сам автор. «Для эксперимент были взяты школьники 2х и 3х классов, выделяющиеся своей невнимательностью. У них мы сначала постарались выяснить причину их невнимательности и обнаружили, что такой причиной служит ориентация этих детей на общий смысл текста, - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают частностями. Детям предлагалось прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл), затем разделить его на слоги и, прочитывая каждый слог отдельно, проверить, соответствует ли он слову в целом. На последнем этапе ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно – неправильно и если неправильно, то объяснял, почему). После этого приступал к прочтению всей фразы, что не составляло особого труда. Таким путем мы получили устойчиво и широко обобщенное внимание у детей, которые прежде отличались такой же устойчивостью и яркой невнимательностью». Сравните этот пример с вашим разучивание музыкального произведения. Порой мы быстро схватываем общую канву мелодии, довольствуемся этим, расслабляемся и потом недоумеваем, почему так долго не можем выучить слова или аккомпанемент. Когда же мы делим произведение на фразы и даже такты, то становимся более внимательны к деталям, а затем снова соединяем все в один образ. Тогда исполнение превращается из смазанного в выпуклое, насыщенное, яркое, вкусное.
Пользуются в психологии также методом изучения продуктов деятельности человека (например, сочинений, рисунков, дневников, писем, воспоминаний). Вы сами можете представить, какую богатейшую информацию о человеке несут в себе эти плоды человеческой мысли, переживаний, воображения! Вот вам пример материала одновременно о двух больших художниках. Поэт Марсель Пруст написал стихотворение о Шопене, и по это произведение содержит важную информацию как о композиторе, так и о самом авторе стихотворения.
Данные, собранные в ходе исследований, необходимо обработать специальным образом и обобщить. Для обработки данных используются методы статистики.
Мы с вами рассмотрели основные методы психологии. В каждой отрасли психологии за счет ее специфики применяются также и другие. Например, в период 20-60-е годы 20 в. появляются специфические методы исследования музыкальной психологии, адекватные характеру музыкальной деятельности. Таковы, например, методики экспонирования музыкального материала с изменением или прерыванием звучания Ф. Зандера, В. Пробста, методика предъявления музыки с помехами М. Видора, П. Лампартера, методика восприятия и оценки незаконченной музыкальной мысли, фальшивой гармонизации С. Н. Беляевой-Экземплярской, Б. М. Теплова, метод звучащей анкеты 3. Г. Казанджиевой-Велиновой, Р. Хербергер, методы диагностики отдельных компонентов музыкальности (Я. Квальвассер, П. Дьюкен, Г. Ревеш) и др. "Звучащая анкета"- представляет собой набор произведений разных жанров, стилей и направлений. Произведения эти могут звучать фрагментарно и полностью. Респонденты (испытуемые оценивают звучащий материал по определенной школе. Так часто изучается музыкально-эстетический вкус. Также существует огромное количество специальных музыкально-психологических тестов. Огромное количество оригинальных тестов успешно применяется… В одной из батарей тестов известного американского ученого Р. Колвелла испытуемый, слушая музыку с интонационными и ритмическими ошибками в звучании, должен отметить их в нотах. Подобная методика «конфликтного» предъявления зрительно-слуховой музыкальной информации успешно применяется не только для диагностики слуховых навыков,как в тесте Р. Колвелла или В. Стародубровского, но и для оценки уровня развития слухового внимания, выявления типа музыкальной памяти, направленности процесса музыкального переживания. Используются наблюдения за процессом работы исполнителей над музыкальными произведениями, за поведением в ситуации публичного выступления. При изучении деятельности композиторов применяется техника скрытой звукозаписи: процесс работы композиторов (в ходе выполнения экспериментальных заданий) записывался на магнитофон, о чем испытуемые не знают. Как свидетельствуют данные исследований, некоторые общепсихологические методики не работают в музыкальной психологии. Например, были обнаружены противоречия между жизненными и профессиональными проявлениями личности на материале изучения актерской деятельности. С. Савшинский приводит примеры из биографий и концертной деятельности выдающихся исполнителей, подтверждающие его предположение о том, что «артистизм» — не частное проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, могущая находиться в противоречии с его общими свойствами. Н. В. Рождественская [262], пользуясь шкалой «артистичности» из вопросника Р. Кэтелла и шкалой, «демонстративности» из вопросника К. Леонгарда, не получила корреляции артистичности с успешностью обучения актерскому мастерству, что свидетельствует о своеобразии «профессиональной артистичности по сравнению с артистичностью жизненной». Вот почему при психолого-педагогической диагностике не следует ограничиваться применением общепсихологических методов — необходимо создавать методики, адекватные характеру деятельности. Такие методики и призваны разрабатывать прикладные науки, какими является музыкальная психология.
… Можно ли вообще познать человека? И если да, то хорошо ли это? (Фильм «Эксперимент», части 1, 2). Пока история человечества, в том числе и 20в., не дает основания утверждать, что люди готовы к встрече с Самой Главной Тайной. Человек, подобно ребенку, ломающему куклу, чтобы посмотреть, как она устроена, порой пытается «взломать» собственную душу. К счастью, это не так просто сделать. Видимо, очень мудро и правильно, что знания о самих себе находятся для людей за 7ю печатями. До открытия тайны нужно дорасти.
Домашнее задание: Методы психологии – обязательно! Примеры исследований, в которых используются различные методы психологии – поощряется! Доклад по истории психологии или музыкальной психологии – поощряется! Таблица Сущность основных психологических методов
|