Логические задачи. 1.Многие философы очень частоискажают мысль К
1.Многие философы очень часто искажают мысль К. Маркса о том, что «Религия – опиум народа», и говорят, что «Религия – опиум для народа». И потому встает вопрос: почему не допустимо, такое искажение? 2. В свое время Ф. Ницше произнес: «Бог умер», что произвело в научно-философской мысли конца 19 и начала 20 вв. непонимание и разочарование среди философов. На сей счет у Ницше, было свое обоснование. Попробуйте разъяснить позицию философа? 3. В 11 веке Илларион в своей книге «Слово о Законе и благодати» - объясняя суть христианского учения, пишет об эпохе «Закона» и эпохе «Благодати». Объясните, о чем шла речь? 4. В 16 в. Филофей создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». Расскажите, о чем было это учение? 5. Почему русская философская мысль после 1922г. была представлена русскими философами только из-за рубежа. IX.Казахская философия 1.Мировоззренческие мотивы в устном народном творчестве древних казахов. Социокультурные условия и предпосылки становления национальной философии. 2.Социально-философские и политико-правовые взгляды мыслителей и деятелей в период становления казахской государственности. 3. Гуманизм, демократизм, социально-историческая проблематика в казахском просвещении (Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев). 4. Философское творчество Ш. Кудайбергенова. «Три истины». 5. Казахская философия конца XIX века и первой половины XX в. (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров, Алашордынцы). 6. Письменное задание: необходимо составить общий список из 20 – 25 наиболее известных народных поговорок и пословиц для осмысления и включения в состав логических задач. Логические задачи 1. Асана Кайгы в народе прозвали «Вещим певцом» и «Асаном-печальным». Прокомментируйте эти качества Асана Кайгы, данные ему народом. 2. В 42 и 43 «Слове» Абай пишет, что пристрастие казаха дурному объясняется бездельем. Выясните, о каких причинах безделья говорит Абай? 3. Почему Абая нарекли Гневным судьей и Печальником народа? Объясните. 4. 45-ое «Слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Объясните, почему обладание этими качествами, позволяет человеку обладать миром? И что Абай имел в виду, когда говорил о «Любви»? 5. Прокомментируйте известную поговорку казахского народа: «Әкенің көңілі балада, баланың көңілі далада» (Мысли отца в ребенке, а мысль ребенка в степи). 6. Заманың түлкі болса, тазы болып шал.
X. Бытие как центральная категория онтологии 1.Понятие бытия и субстанции. Категории материи, ее атрибуты и формы. Уровни организации живой и неживой материи. Попробуйте опровергнуть учение французского философа Д. Дидро об ощущающей мыслящей материей, изложенного в Лг. Зд. №54. 2. Основные формы движения материи. Пространство и время. Обоснуйте, почему философы считают, что пространство и время враждебно человечеству? 3. Понятие сознание. Проблема сознания в философии и науке Логические задачи 1. Если в будущем человечеству удастся создать искусственный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный материализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет генерировать на основе материальных процессов. №53. 2. Один из учеников озадачил своего учителя философа, утверждая, что электроны, ядро Земли, «черные дыры» не являются материальными объектами, т. к. не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»? 3. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?
XI.Принцип развития: диалектика и синергетика 1. Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики. 2. Метафизика как антипод диалектики и единство логики и методологии научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека. 3. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем.
|