Студопедия — ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА






Общественное бытие и общественное сознание – основополагающие категории социальной философии. Поскольку общественное бытие было рассмотрено нами ранее, теперь речь пойдет об общественном сознании и его структуре.

Категория общественное сознание не утратила значения. Она актуальна в плане:

а) гносеологическом

Для нас важно раскрыть механизм образования и функциониро­вания общественного сознания.

б) социальном

От уровня развития общественного сознания зависит социальная зрелость классов, социальных групп и отдельной личности.

в) идеологическом

Проблема тесно связана с разработкой концепций социально-экономического, политического развития страны.

г) военном

Важно выявить идеологические и социально-политические мотивы поведения людей на войне, научиться управлять этими процессами, идеологические и социально-политические составляющие военной мощи государства.

Общественное сознание, возникнув на основе общественного бытия, включается в виде духовного компонента в производственную деятельность людей, во все стороны общественной жизни и становится существенным элементом исторического процесса.

Общественное сознание проявляется через сознание индивидов. Но это не механичес­кая сумма сознаний отдельных индивидов.

Субъектом общественного сознания выступает общество в целом. Само общественного сознания есть резуль­тат деятельности всех социальных групп общества.

Объектами отражения общественного сознания являются: общественное бытие (главный объект отражения), природные процессы, и духовная жизнь общества.

Общественное сознание является отражением общественного бытия и определяется им. Оно представ­ляет собой диалектическое единство обыденного и теоретического уровней и форм его проявления.

Общественное сознание - совокупность определенных теорий, идей, взглядов и представлений людей, отражаю­щих общественное бытие, природные процес­сы и явления духовной жизни общества.

Общественное сознание характеризуется:

- вторичностью, поскольку оно результат отражения общественного бытия;

- относительной самостоятельностью по отношению общественного бытия;

- внутренней логикой, собственными закономерностями развития;

- активностью, а потому способно влиять на общественное бытие, т.е. на общественную жизнь.

Общественное бытие и общественное сознание находятся в сложной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, которые проявляются:

1. Общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию.

Это общесоциологический закон. Общественное сознание вторично по отношению к общественному бытию по своему происхождению (генезису).

Оно вторично и по своему содержанию, т.е. общественное сознание всегда отражает общественное бытие, его стороны. В общественном бытии находится главный источник изменение развития общественного сознания: если есть отрицательные стороны в жизни, в сознании лю­дей, то надо изменить материальные условия жизни общес­тва.

2. Общественное сознание способно адекватно отражать окружающий нас мир, общественное бытие.

Это позволяет познать общественное бытие.

3. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью.

Самостоятельность общественного сознания проявляется:

а) в отсутствие «жесткой связи» между общественным бытием и общественным сознанием;

б) исторической преемственности в развитии духовной жизни общества, общественного сознания (новые идеи разрабатываются на основе идейного материала предшествующих исторических эпох);

Теоретические выводы, взгляды возникают не только в резуль­тате осознания общественного бытия, но и в результате усвоения достижений ранее живших поколений. По выражению старого философа: «Просвещенный ум составляет­ся из умов предшествующих веков».

в) общественное сознаниеотстает от общественного бытия в своем развитии;

Гносеологическая причина этого состоит в том, что сознание вторично по отношению к бытию. Эта тенденция будет всегда иметь место: при любом уровне познания нельзя сразу схватить действительность во всем её многообразии.

г) общественное сознание отдельными формами способно опережать общественное бытие;

Возможность предвидеть основные черты будущего на основе
глубокого и всестороннего изучения прошлого и настоящего.

д) общественное сознание не пассивно отражает общественное бытие, а через практическую деятель­ность активно влияет на него.

Общественное сознание может способствовать развитию материальной жизни общества, либо сдерживать его.

е) Относительная самостоятельность общественного сознания выступает во взаимодействии его форм.

Уровень политического, правового, нравственного, эстетического и других форм сознания основан на экономи­ческом развитии общества, но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис общества, имеет место взаимное проникновение политической идеологии, философии, искусства, морали, науки.

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, источником которой является активность человека, его мышления. Сознание не просто копирует действительность, а проникает в её сущность и в известном смысле стремится её преобразовать.

Указанная самостоятельность имеет различные формы своего проявления и обнаруживается прежде всего в преемственности духовного развития человечества (новые идеи и теории не возникают на пустом месте, а разрабатываются на основе идейного материала предыдущих эпох), в способности идей отставать от развития общественного бытия или опережать его, во взаимосвязи и взаимовлиянии различных форм общественного сознания.

Последнее предполагает, в частности, что в каждую историческую эпоху на первый план выдвигаются те формы, в которых концентрируется сознание данного общества. В Греции такую роль играли философия и искусство, в средние века – религия, которая оказывала преобладающее влияние на философию, мораль, науку, политику. Общественное сознание, таким образом, будучи порождением общественного бытия, оказывает обратное влияние на экономику, выступает в качестве важнейшей движущей силы исторического развития.

Общественное сознание – явление многоплановое, имеет свою структуру, которая состоит по вертикали из уровней и по горизонтали из форм.

В философской литературе представлены три подхода к анализу структуры общественного сознания:

- с точки зрения уровня отражения общественного бытия;

- с точки зрения носителя общественного сознания;

- с точки зрения формы общественного сознания.

Первый подход. По глубине проникновения в действительность общественное сознание подразделяется на 2 уровня:

1. Обыденное сознание (обыденный уровень)

2. Теоретико-идеологическое сознание (теоретико-идеологичес­кий уровень).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и социальной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Оно охватывает преимущественно внешние связи, но, как правило, не раскрывает сущности явлений и неспособно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности. Оно представляет собой совокупность эмпирического опыта и знаний в области производства, быта, медицины, фольклора, сведения о явлениях природы, в том числе предрассудки и суеверия.

Основное содержание обыденного уровня общественного сознания заключено в общест­венной психологии.

Общественная психология - совокупность взглядов, чувств, настрое­ний, привычек, норм жизненного поведе­ния, формирующихся стихийно под воздействием условий жизни людей, а также под воздействием определенной идеологии.

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему содержанию есть отражение общественного бытия людей. В классовом обществе она несет на себе особенности жизни того или иного класса, что позволяет, например, выделить крестьянскую психологию, психологию буржуа и т.д. Однако общественная психология выражает положение класса еще смутно и неоформленно. В ней в неразрывном единстве слиты политические, нравственные, эстетические взгляды людей без их четкой дифференциации. Общественная психология есть сумма этих взглядов.

Общественная психология представляет собой массовое сознание, убеждения социальных групп, классов. Её функции проявляются при решении практических задач повседневной жизни, побуждая людей к различного рода действиям. Если обыденное сознание выступает в качестве эмпирического знания, то общественную психологию правомерно рассматривать в качестве эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-психологических явлений:

а) психологический склад определенной социальной общности (социальный характер, привычки, обычаи, традиции);

б) психическое состояние социальной группы (настроения, социальные чувства, эмоции);

в) социально-психологические явления, характерные для этой группы (мода, слухи).

Характеристика общест­венной психологии:

1. Общест­венная психология вырабатывается стихийно.

Она не поднимается до теоретических обобщений и выводов. На этом уровне общественное сознание не способно проникать в сущность явлений и процессов.

2. Общест­венная психология формирует настроения людей без активного осмысливания социальных отношений.

3. Творцом общест­венной психологии, её носителем являются классы, нации, социальные группы.

4. Являясь первичным по отношению к идеологии, общественная психология формируется под воздействием последней.

Функции общественной психологии:

– духовное средство выражения классовых интересов определенных социальных групп, классов общества;

– познавательная;

– регулятивная;

– функция адаптации (приспособление к реально существующим условиям);

– эмоционально-волевая (мобилизация масс с точки зрения реше­ния задач).

Общественная психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой ступени общественного сознания – идеологии, которая представляет собой систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа. Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом состоит её главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если общественная психология реально существует и как сознание отдельного индивида, то идеология есть как бы объективированное сознание, освобожденное от индивидуального проявления в мыслях и чувствах отдельных людей. В идеологии отражаются общие, существенные, основные интересы больших социальных групп, которые стимулируют возникновение идей, их оформление в программы деятельности, способствуют их реализации. Если в общественной психологии социальные чувства и взгляды людей не достигают научной ясности и теоретической осмысленности, то в идеологии идеи и взгляды систематизируются, теоретически разрабатываются и приобретают характер идеологических доктрин. По этой причине идеология не возникает стихийно, а создается идеологами, владеющими научными знаниями способными осмыслить достижения человеческой культуры.

Идеология занимает ведущее место в структуре общественного сознания и составляет основу его теоретико-идеологического уровня.

Если общественная психология реально существует и как сознание отдельного индивида, то идеология есть как бы объективированное сознание, освобожденное от индивидуального проявления в мыслях и чувствах отдельных людей. В идеологии отражаются общие, существенные, основные интересы больших социальных групп, которые стимулируют возникновение идей, их оформление в программы деятельности, способствуют их реализации. Если в общественной психологии социальные чувства и взгляды людей не достигают научной ясности и теоретической осмысленности, то в идеологии идеи и взгляды систематизируются, теоретически разрабатываются и приобретают характер идеологических доктрин.

Общественная психология охватывает всю совокупность взглядов людей, которые имеют гомогенный, т.е. нерасчлененный характер. Идеология же распадается на отдельные виды – политические и правовые взгляды, эстетические, религиозные и другие воззрения людей.

Несмотря на тесную связь идеологии и психологии, нельзя считать, что идеология непосредственно вырастает из социальной психологии. Любая идеологическая форма ми отражает общественное бытие, и непосредственно вырастает из предшествующих теорий, взглядов, течений общественной мысли.

Следует различать идеологию прогрессивную и реакционную. Характер идеологии, её роль в обществе зависят от того, чьи интересы она выражает, как соотносится с объективными потребностями общественного развития. Во всех случаях идеология ориентирована на социальную практику, в чем и находят выражение её социальные функции. Именно она объединяет, мобилизует людей на достижение определенных целей, выполняет прогностическую функцию, на основе которой разрабатываются программы действий политических партий, формируются цели и задачи движения, тактические лозунги, конкретизирующие общие стратегические задачи. Социальные идеалы, ориентирующие данное общество на будущее, дают необходимую людям веру, без которой нет должной полезной и успешной деятельности человека.

Деформированная коммунистическая идеология в бывшем Советском Союзе носила сугубо классовый характер. Она подчинила себе не только науку, образование, но и искусство. Что же касается морали, то эта классовая идеология тоже подмяла её под себя. Идеологией поглощалась и экономика, которая была сильно милитаризована.

Демократизация, гласность выводят сегодня Россию из этого тупикового состояния. И как всегда бывает в таких случаях, в 80 – 90 гг. прошлого столетия в нашей стране возникла мощная волна отторжения господствовавшей ранее идеологии. Однако идеология - необходимый элемент общественного развития. И задача состоит в том, чтобы сделать государственную идеологию прогрессивной, обновленной, в которой общечеловеческие ценности имеют приоритет.

В современных условиях в идеологическом воспитании не должно быть автоматизма, так как объект внесения идеологии не является пассивным элементом. Важен индивидуальный подход в этой работе.

Идеология -система воззрений, идей и теорий, отражающая экономические и социальные особенности общества, выражаю­щая интересы и цели определенного класса и направлен­ная на сохранение или изменение существующего общес­твенного устройства.

Характеристика идеологии:

1. Идеология вырабатывается целенаправленно отдельными людьми идеологами.

2. Она существует в виде идей, концепции теорий - эти концепции объективируются в конкретных формах:политических программах,военно-политических доктринах,художественных произведениях.

3. Идеология вносится в сознание масс с помощью средств массовой информации целенаправленно и систематически.

Функции идеологии:

– теоретическое выражение и обоснование коренных классовых интересов;

– мировоззренческая;

– познавательная;

– организаторская;

– регулятивная;

– функция действия (служит непосредственным условием к действию).

Диалектика общественной психологии и идеологии.

1. Идеология и общест­венная психология возникают на основе анализа объективной реальности. В этом состоит их единство и взаимосвязь.

2. Различная степень зависимости идеологии и общест­венной психологии в формах общест­венного сознания. Так, например, в религиозном сознании доминирует духовная психология, нравст­венность.

3. Изменение зависимости идеологии и общест­венной психологии в различные эпохи от степени социальной активности масс. В период революционных процессов общест­венная психология масс в большей степени влияет на теоретиков идеологии.

4. Общест­венная психология благоприятствует, либо тормозит восприятие идеологии. Тяжело принимала психология русского крестьянина идеологию народников. Конечно, этот факт нельзя абсолютизировать: массы могут быть обмануты, дезинформированы, воспринимать и враждебную их интересам идеологию (например, идеологию фашизма).

5. Общественная психология придает идеологии эмоциональную окраску, укрепляя сис­тему идеологии. Идеология должна быть не только понята, но и пережита. В.Г.Белинский отмечал: «Без чувств идеи холодны»". В.И.Ленин писал: «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

6. Идеология влияет на общественную психологию, вносит в неё научность, политичес­кую направленность и целеустремленность.

Определяющее воздействие идеологии на общественную психологию выражается:

a) под влиянием теорий, идей стабилизируется общественная

психология;

б) идеология ориентирует общественную психологию, направляет

настроение масс в определенное русло;

в) определенная идеология может консервировать (сохранять) в интересах своего класса реакционные элементы общественной психологии; (ложные традиции).

г) идеология может создавать новые чувства, обычаи, тради­ции,

настроения масс (сейчас говорят о формировании Российской национально-патриотической идеологии).

Во взаимосвязи идеологии и общественной психологии сочетаются два процесса:

С одной стороны, общественная психология служит предпосылкой, способствующей распространению идеологии. Эмоциональные элементы участвуют в мобилизации духовных сил.

С другой стороны: идеология оказывает решающее влияние на выработку общественной психологии. Она придает общественной психологии устойчивость и целеустремленность.

Идеология играет значительную роль в войне. Она формирует социально-политические концепции войны. Идеологическая борьба является важным элементом содержания войны.

Идеология оказывает влияние и на спорт. Она раскрывает назначение спорта, его место и роль в экономике, политике, разъясняет значение спорта в понимании исторических событий. Идеология определяет пути, средства и направления развития спорта, поднимает престиж спорта, привлекая к нему вни­мание, обеспечивает приток в спортивную деятельность населения страны.

Второй подход. С точки зрения носителя общественного сознания подразделяется на общественное сознание народных масс, сознание нации, класса, общественное сознание коллектива (социально-психологическая общность), сознание индивида. Категории общественное сознание и индивидуальное сознание не тождественны.

Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, преломляющий общественное бытие через призму конк­ретных условий жизни отдельного человека.

Общественное и индивидуальное сознание имеют много общего: это продукты общественного развития. Они имеют два уровня и выполняют одинаковые функции. Как общественное сознание, так и сознание отдельного индивида имеют один и тот же носитель - мозг человека. Они реализуются одним и тем же средством – языком.

Различие между общественным сознанием и индивидуальным сознанием:

– индивидуальное сознание отражает общественное и индивидуальное бытие; общественное сознание не отражает индивидуальное бытие;

– индивидуальное сознание ограничено сроком жизни отдельной личности, общественное сознание – безгранично;

– индивидуальное сознание богаче, ярче общественного сознания (это богатство может быть поло­жительно или отрицательно);

– общественное сознание является источником формирования и развития индивидуального сознания;

– индивидуальное сознание выступает генератором общественного сознания, формирования новых идей.

Третий подход. С точки зрения форм отражения выделяют:политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание (мораль), эстетическое сознание, религиозное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание и др.

Формы общественного сознания различаются между собой:

– предметом отражения

– общественными потребностями, которые вызвали появление определенных форм общественного сознания

– способом отражения действительности

– ролью в жизни общества

– характером оценки объективного мира.

Ближе к базису находятся: политическая, правовая и нравстве­нная формы общественного сознания. Они, прежде всего, отражают коренные экономические интересы общества и классов, быстрее других форм реагируют на изменения экономического базиса общества.

Дальше от базиса расположены эстетическое, религиозное, фило­софское сознание. Эти формы взаимосвязаны с ним опосредован­но (они медленнее реагируют на изменения в базисе). Однако, данные формы общественного сознания играют важную роль в формировании мировоззрения человека.

Каждая из форм общественного сознания содержит эмпирический и теоретический уровни (или, чувственный и рациональный уровни). В антагонистическом обществе идеологический и психологический уровни общественного сознания имеют классовый характер.

Определяющей формой общественного сознания выступает политическое сознание, так как оно выражает коренные интересы классов, социальных групп, находится в предельной близости к экономическому базису общества.

Политическому сознанию принадлежит особая роль в качестве духовного оружия классов, социальных групп, политических партий и движений.

Политическое сознание - совокупность идей, теорий, обыденных взг­лядов и чувств, в которых выражаются ко­ренные интересы классов, связанные с проб­лемами власти, государственного устройс­твами социально-политическими проблемами в обществе.

Политическое сознание в своей структуре имеет 2 уровня: политическая идеология и политическая психология.

Политическая идеология формирует:

– общеклассовые цели;

– задачи по завоеванию политической власти или её поддержанию;

– программы деятельности государства, политических партий.

Носителем политической идеологии выступают политические партии, выражающие интересы классов, социальных групп.

Политическая идеология включает в себя политические идеи, концепции и теории, отражающие:

1. Общую социально-экономическую ориентацию класса, его пози­цию к характеру общественного строя;

2. Теоретические воззрения по коренным интересам, целям и за­дачам социальных групп;

3. Взгляды на государственное устройство и проблему власти в обществе;

4. Теоретические положения, непосредственно посвященные борьбе за власть, за политическое господство определенного класса;

5. Проблемы войны, армии и мира;

6. Теоретическое обоснование реальной политики государства.

Применительно к политической психологии масс и отдельной лич­ности можно говорить о политических взглядах, политических представлениях, традициях, предрассудках, иллюзиях. Также можно говорить об: общественном мнении по поводу тех или иных поли­тических событиях, о политических настроениях масс, их социально-политических чувствах, переживаниях и т.д.

Политическая идеология и политическая психология находятся в диалектическом, единстве. В этом единстве - главным, определяющим элементом выступает - политическая идеология.

Вместе с политикой при возникновении общества возникает и право. Сущность правового сознания состоит в выражении людей к праву.

Правовое сознание -совокупность идей и взглядов относительноправомерности или неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общества, справед­ливости или несправедливости юридических за­конов.

В правовом сознании как специфической форме общественного сознания, отражаются лишь те социальные явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в конкретном социуме, обществе. Особенность правосознания выражается также в осознании (познании) правовых явлений и норм общественной жизни.

Правосознание играет одну из основополагающих ролей в жизни общества:

- это необходимый фактор создания норм права; правовые нормы формируются в процессе сознательной деятельности правотворческих социальных институтов

- это важное и необходимое условие адекватной (точной и полной) реализации правовых норм; требования норм права обращены к сознанию индивида, и они выполняются посредством его сознательной деятельности.

Правосознание существует на идеологическом и психологическом уровнях.

Правовая идеология – это система идей, положений, учений и теорий, которые в теоретической форме отражают правовые явления жизни общества.

Правовая психология – это совокупность чувств и настроений, привычек и традиций, в которых выражается отношение индивида и различных социальных групп к праву, к системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

Д.И.Грядовой классифицирует правосознание по следующим видам:

а) по степени общности – массовое (правосознание народа, народности, нации), групповое (правосознание социальных групп), индивидуальное (правосознание отдельных лиц);

б) по содержанию правосознания – обыденное правосознание, основанное на повседневном опыте, профессиональное правосознание, основанное на правовых знаниях.

В условиях антагонистического общества правовое сознание раз­лично. Правовые нормы и законы могут поддерживаться или не под­держиваться трудящимися. (Так, в Испании, Греции законом за­прещены стачки и забастовки. Но рабочие этих стран ведут борьбу за свои права вопреки антирабочему законодательству).

Правовые отношения в Вооруженных Силах Российской Федерации базируются на праве. Их специфика выражена в уставах, инструкциях, приказах, распоряжениях и других юридических актах. Осмысление военнослужащими этих законодательных актов влияет на развитие их правосознания, способствует укреплению дисциплины, формированию высоких морально-психологических и боевых ка­честв.

Наряду с правом в обществе действуют «неписанные» законы. Они выражаются в категориях: добра и зла, справедливости и несправед­ливости, долга, чести, совести. Это нормы нравственности (морали).

Мораль - совокупность требований, норм и принципов, регулирующих жизнь общества, опирающихся на общественное мнение и внутренние побудительные мотивы.

Мораль, как форма общественного сознания появляется вместе с возникновением общества, но раньше, чем политика и право.

Нормы нравственности изменяются с развитием общества.

Структурными компонентами морали являются: нравственное сознание, нравственные отношения и моральная практика. Элементами нравственного сознания являются идеология и общественная психология, нравственные принципы и идеалы, нравственные чувства, взгляды, представления, обычаи и традиции.

Формами проявления морали выступают: нравственная установка личности, моральная самооценка, моральный выбор, взгляды, знания, убеждения, оценки, поступки, действия, чувства, эмоции, ценностная ориентация личности, нравственный компромисс, конфликт с нормами морали и др.

Мораль, нравственное сознание человека формируется в общест­ве, в системе общественных отношений. Важно учесть и роль физической культуры и спорта в нравственном воспитании человека: занимаясь спортом человек дисциплинирует себя, у него формируются качества коллективизма, товарищеской взаимопомощи, гордости за отстаивание спортивной чести коллектива, страны в целом.

Одной из форм общественного сознания выступает эстетическое сознание. Эстетическое сознание, как и другие формы общественного сознания отражает различные группы отношений действительности. Но в отличие от них, эстетическое сознание отражает не какую-либо сторону этих отношений, а все эти отношения в целом.

Эстетическое сознание оценивает не просто предмет на уровне формы. Главное в этой оценке - содержательная сторона предмета, его сущность. Здесь отражение осуществляется в форме образов, которые носят конкретно-чувственный характер. Именно поэтому в данной форме общественного сознания важную роль играет социально -психологическая сфера.

Эстетическое сознание - совокупность чувств, переживаний, сужде­ний, взглядов, идеалов, идей и теорий, благодаря которым личность получает эмоционально-образное знание о мире и выражает свое отношение к нему.

Ядром эстетической формы общественного сознания является искусство. Искусство подчиняется общесоциологическим законам и внутренним законам развития: преемственность, взаимодействие с моралью и религией, использование искусства в политических целях (пропаганда, оправдание политики, придание имиджа политикам и т.п.).

Искусство воздействуя на человека, помогает ему познавать окружающий мир, способствует развитию творческого воображения людей, служит воспитанию в личности определенных нравственных качеств. В отличие от науки оно оперирует не столько понятиями, сколько художественными образами, которые отличаются от понятийных и чувственных образов тем, что в них воплощается мировоззренческая позиция автора, его духовность, видение мира.

Искусство многопланово и в разных отношениях оно выступает и как особый социальный институт (совокупность учреждений и художественной деятельности), и как форма общественного сознания. Эстетическое или художественное сознание - есть отражение действи­тельности по законам красоты в художественных ярких и эмоциональных образах, и как вид духовности, ориентированный на привитие чувства прекрасного социально развитой личности.

Как социальный институт искусство представляет собой, с одной стороны - деятельность творцов (художников) по созданию произведений искусства, с другой стороны - потребление эстетических ценностей зрителем (общение с произведениями искусства, приобщение к прекрасному, воспитание художественного вкуса, потребление произведений искусства через театр, музеи, чтение книг, дизайн.

В современном обществе существуют многообразные жанры и виды искусства: словесные (литература и частично театр); основанные на движении - танец, пантомима; основанные на звуках и красках - музыка, живопись; объемные виды искусства - архитектура, скульптура; синтетические жанры - театр, киноискусство, телевидение.

Функции искусства:

1. воспитательная;

2. эстетическая (эстетическое освоение действительности, ду­ховное производство, т.е. создание произведений искусства);

3. коммуникативная (искусство - есть важнейшее средство общения, в том числе и между народами);

4. гуманистическая (функция развития личности - главная функция);

5. утилитарная функция (украшение быта, использование в рекла­ме, дизайн на производстве, в полиграфии, украшение городских площадей и улиц, создание рекреационных зон вокруг городов с ис­пользованием скульптуры и т.п.).

Средства искусства помогают формировать у человека необходимые нравственные ценности. Эстетическое сознание формируется и совершенствуется у человека всю жизнь.

Что касается религиозного сознания, то, как и философия, оно пронизывает всю духовную сферу жизни общества, играя в нем определенную социальную роль. В противоположность философии религия предполагает эмоционально-фантастическое отражение действительности и основана на вере в сверхъестественное. Это неизбежно ведет к осложнению её отношений с наукой.

В структуре общественного сознания имеет смысл выделять также экономический и экологический виды сознания. Это продиктовано тем, что в условиях модернизации общества возрастает роль экономического образования, поскольку человек при этом легче и проще приобщается к рыночным отношениям. Особое значение имеет экологическое воспитание, формирование экологического сознания у каждого члена общества, которое как идеология и социальная психология касается всех форм, видов и сфер общественного сознания. Дело в том, что раньше нам с детства внушалась мысль о необходимости господства человека над природой. Теперь, в условиях экологического кризиса, мы вынуждены платить большую цену за бездумное и бездушное отношение к ней. Сегодня любой технический проект должен проходить тщательную экологическую экспертизу, а стоимость очистных сооружений зачастую сопоставима со стоимостью самого сооружаемого объекта.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 5086. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия