ВИДЫ ДУХОВНОСТИ
Упрочение независимости государства в значительной степени зависит от положения армии в обществе. Она не является абсолютно самостоятельным элементом политической организации общества. Армия служит орудием государства, защищает интересы господствующих классов. Когда общество переживает кризис, обновляется, создаёт новые экономические и политические структуры, армия не может оставаться вне политики, то есть выполнять только функцию защиты Отечества от внешней военной угрозы. Она не может в тех или иных формах, в той или иной степени не влиять на политику. В таких условиях жёсткой необходимостью является сохранение армии как стабилизирующей силы в обществе, недопущение использования её для выполнения несвойственных (законодательно не закреплённых) функций, и прежде всего для разрешения противоречий между различными политическими силами. Поддержание взаимоотношений между армией и государством, военной администрацией и властными структурами государства в соответствии с нормами правового государства основано на сохранении подчинённой роли армии по отношению к обществу и его государству. Оно зависит от ряда условий: 1) степени, в которой государственная власть пользуется поддержкой в обществе и признаётся в качестве единственно законной (легитимация власти); 2) характера и степени обеспечения государством интересов и запросов армии в рамках действующего законодательства, групповых или институциональных, а также общих интересов национальной безопасности; 3) уровня воспитанности прежде всего командных кадров в духе признания функционального разделения ролей и полномочий между гражданским и военным аппаратом; 4) строгого, законодательно оформленного определения пределов реализации армией внутренних функций. Важное значение приобретают выработка и включение в действие механизмов, исключающих несанкционированное высшим законодательным органом государства вмешательство армии в политическую борьбу, поддерживающих стабильность Вооружённых Сил. Становление независимого государства неразрывно связано с формированием общества, основанного на принципах гуманизма и демократизма, общепризнанных структур рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Развитие и обогащение демократических ценностей человечества – необходимая гарантия предотвращения деформаций государства, путчей и переворотов.
ГЛАВА 7. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Духовная сфера общественной жизни отличается ярко выраженной многоплановостью и разнообразием. Это разнообразие выражается, прежде всего, в том, что, адаптируясь к природе и собственной социальной среде, человечество должно было выработать целостную систему способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и т.д. Каждая из этих форм специфическим образом отражает одну из граней в сущности своего единого процесса практически преобразующей деятельности человечества. А все они вместе образуют своеобразное системное единство, в котором наряду с относительно устойчивой непрерывной в своем развитии основой обнаруживаются специфические для каждой эпохи и цивилизации черты.
ПОНЯТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ВИДЫ ДУХОВНОСТИ Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальность, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью субъекта исторического процесса. Основу духовной жизни общества составляет духовное производство и творческий процесс созидания духовных ценностей. Духовная жизнь общества с точки зрения аксиологического (ценностного) подхода - есть производство, хранение, тиражирование, распространение и потребление духовных ценностей. В.А.Волошин, В.Г.Татаринцев, А.М.Филиппенко под духовным производством понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Специфика духовного производства, указывают данные авторы, в том, что его продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом поразительных по своему воздействию на внутренний мир человека свойств: Во-первых, продукты духовного производства обладают всеобщим характером своего потребления. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже, наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения. Во-вторых, принципиальная неотчуждаемость средств духовного производства от непосредственного производителя. Ведь таким средством является творческая индивидуальность ученого, художника, мыслителя, пророка. А она, эта индивидуальность, в чужую голову трансформирована быть не может. В-третьих, самоценность духовной деятельности. Духовная деятельность во многом напоминает игровую, когда удовлетворение приносит сам процесс. Творчество – создание нового, неожиданно интересного для самого создателя не зависимо от утилитарной значимости результата. Все эти особенности духовного производства порождают его глубокое противоречие с утилитарной по своей сущности материально-предметной сферой жизни общества. Основное противоречие духовного производства, в этой связи, может быть выражено следующей формулой: духовное производство, будучи всеобщим и неотчуждаемым по своим идеальным продуктам и средствам, в сфере материально-практического применения этих продуктов становится индивидуализированно отчужденным. Научные теории, художественные шедевры, нравственные откровения сами по себе принадлежат всем. Однако, когда на их основе создаются вещи, социальные институты, обновляются человеческие отношения, - все эти явления становятся предметом группового или индивидуального освоения. Это противоречие по-разному проявляется в различных сферах общественной жизни современной России, которая отличается рядом особенностей: во-первых, Россия стремительно втягивается в формирующуюся единую планетарную цивилизацию. Традиционная российская духовность, так высоко ценимая интеллектуальной элитой Запада, наталкивается на присущие западной цивилизации утилитаризм и индивидуализм; во-вторых, незавершенность рыночных и демократических преобразований в самой России предельно обостряет коллизии во всей системе общественных отношений: - в духовной сфере – это противоречие между общечеловеческими гуманистическими ценностями и групповым эгоизмом; - в социально-политической сфере – это противоречие между становлением гражданского общества и политической властью, традиционно ориентирующейся на элитарные способы управления; - в сфере материального производства – это противоречие между общественной значимостью индивидуального труда и частнособственническим присвоением его продуктов. Сложившаяся ситуация требует формирования новых духовных ориентиров воспитания, включая воинское. Духовная жизнь общества включает в себя: Духовную деятельность - деятельность человека (общества), направленная на выработку духовных ценностей (идей, теорий, знаний, убеждений, ценностей ). Духовное производство - производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство– есть практическая реализация духовной деятельности людей. Оно представляет собой производство и обмен духовными ценностями, их распространение и потребление. Характерные черты производства и обмена духовными ценностями: - производство и обмен духовными ценностями представляет собой средство и фактор включения человека в общественную жизнь; - процесс «преобразования» отношений, связей между людьми из формы бытия в форму сознания; - данный процесс ориентирует на создание идеального продукта; - обладает относительной самостоятельностью по отношению к материальному; - духовное производство основано на умственном, интеллектуальном труде; - осуществляется особыми группами людей, т.е. является специализированным производством; - социальная форма духовной деятельности людей в условиях разделения труда. Характерные черты распределения и потребления духовных ценностей: - духовные ценности в отличие от многих продуктов материального производства не исчезают в процессе их разового потребления; - включает в себя как духовное творчество, так и распределение и освоение продуктов этого творчества в масштабах всего общества; - включает определенную деятельность народных масс (народный эпос, народную медицину, фольклор, гражданские обряды); - выступает частью материально-производственной, семейно - бытовой и других сфер общественной жизни; - охватывает образование, идейное, нравственное, эстетическое воспитание, различные формы приобщения к духовной культуре. Духовная культура- часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и её продукты. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека и включает познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Закономерности духовной жизни общества: - зависимость (вторичность) духовных процессов от экономических и политических процессов (отношений); - обратное воздействие (активность) духовной культуры на экономику и политику; - взаимодействие всех структурных элементов духовной сферы; - духовной прогресс общества; - культурные революции; - преемственность в развитии духовных ценностей; - взаимообогащение культур, сотрудничество народов в области культуры. Духовная жизнь общества находит свое конкретное выражение в духовной жизни отдельного человека, отдельной личности. Духовность - способность отдельного человека и общества в целом создавать и использовать идеальные ценности (идеи). Это и свойство личности ориентироваться в своем поведении на идеальные мотивы (религиозные чувства, нравственные императивы), философские «живи незаметно» (стойки). Под духовностью, часто понимаются качества личности и общества Основными видами духовности являются мораль, наука, искусство, религия. Различают религиозную и светскую духовность. Составляющими светской духовности являются моральность, эстетизм, теоретизм. Духовность может быть высокой и низкой (слабой). Антиподом духовности является бездуховность, проявляющаяся в пьянстве, наркомании, преступности. Духовность человека проявляется и может быть представлена в различных формах: 1. Выражение сущности человека; 2. Принципы человеческой жизнедеятельности; 3. Психологические качества субъекта, связанные с познанием смысла своего бытия; 4. Состояние, переживаемое в связи с экзистенциальными проблемами; 5. Специфическая активность личности, направленная на свое преобразование и самосовершенствование; 6. Продукты активности субъекта, являющиеся результатом отражения идеального. Важнейшими структурными компонентами духовности человека выступают: 1. Духовные потребности - потребности, связанные с самопознанием и преобразованием себя. 2. Духовные интересы - интересы субъекта к вопросам жизни, смерти, бессмертия. 3. Духовные ценности - ценности антрополого-гуманистического характера в виде ценностей здоровья, жизни, добра и т.п. 4. Духовная деятельность - деятельность сознания, направленная на переработку, освоение идеального, обобщение собственного опыта бытия. 5. Духовные отношения - особого рода отношения к окружающему, к себе, основанные на согласии, сопереживании, стремлении к плодотворному диалогу; доминанта на другого, рассмотрение человека как величайшей В психологической науке в духовной жизни человека также выделяют: а) духовные процессы - восприятие, осмысление истоков собственной личности; - размышление о собственных корнях; - познание ценностей, предназначения человеческого бытия; - понимание сложных вопросов мироздания, смысла жизни. б) духовные состояния - переживание идеи бога, смысла жизни и смерти; - чувства веры, любви, надежды; – размышление о вечности и бессмертии; – ощущение радости и удивления; – состояние блаженства. в) духовные свойства – познание предназначения человека, истории, философии, религии, ориентирующих его в жизни; - альтруизм; - работоспособность; - социальная активность; - благотворительность.
|