Темы докладов. 1. Система топосов в рыцарском романе.
1. Система топосов в рыцарском романе. 2. Пейзаж и его функция в рыцарском романе. 3. Хронотоп рыцарского романа и его отличие от античного романа. 4. Концепция личности в рыцарском романе и способы ее изображения. 5. Аллегория и ее роль в романе «Фламенка». 6. Сюжет Грааля в рыцарском романе. «Парсифаль».
Часть V ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Феномен города в эпоху средневековья формирует уникальные явления (появление университетов, развитие готической архитектуры), в числе которых особую роль играют литературные памятники. Европейское театральное искусство формируется под влиянием двух взаимоисключающих тенденций: народного обрядового искусства и театрализованной мессы. С 1Х века в католических храмах существовавшее пасхальное чтение текстов о погребении и воскресении Иисуса Христа сопровождается демонстрацией этого события при участии певческого дуэта двух полухорий. Самой ранней литургической драмой считается сцена Марий, пришедших к гробу Христа. В ней уже присутствует сочетание диалога с хоровым пением. Постепенно в литургическую драму, основанную на сакральных текстах, проникает бытовые мотивы и бытовая трактовка религиозных персонажей. В Х11 – Х111вв возникает новый вариант уже существующего действа – литургическая драма на паперти. Наполненность самыми разнообразными темами и образами привела к тому, что литургическая драма теряет свой существенный признак – неразрывную связь с церковным календарем и устраивается в шумные ярмарочные дни. Но, пожалуй, самым известн6ым типом религиозного действа была мистерия,рассказывающая подробно, красочно и обстоятельно о жизни Христа. Она начиналась с трогательных сцен жизни пастухов или волхвов, чтобы, не пропуская ни одного значительного эпизода, дойти до кульминационного напряжения Голгофы и разрешиться вознесением Иисуса. Позже появились пьесы, повествующие о жизненном пути богоматери и апостолов. Каждый библейский сюжет, мотив, иногда даже фраза проигрывались на подмостках средневекового театра, они разворачивались порой в обширный сценический эпизод, передававшийся средствами пантомимы или диалога. Мистериальное действие отличалось значительной протяженностью и могло длиться несколько дней. Другой пьесой нарелигиозную тему, заимствовавшей сюжет из житийной литературы, в основе которого чаще всего был рассказ о чуде, совершенном святыми, был миракль. В этом драматургическом жанре присутствует интрига (например, в «Миракле о Теофиле» герой совершает сделку с дьяволом) и запрограммированное действие, подчиненное непреложному закону: в финале герой одумается и восславит Бога. К Х111 веку относится появление сатирических сценок-диалогов, выводящих на подмостки представителей тех или других сословий. И хотя такие произведения пользовались успехом у зрителей, они не обладали напряженной интригой и были лишены действия. Однако такие «сказы» и «споры» многое сделали для подготовки комического театра: в них отрабатывались приемы речевой характеристики, возникали типы-маски. Все это содействовало появлению пьес дидактико-аллегорического характера, так называемых моралите, остросатирических пьесок – соти и собственно фарсов. В Германии и Австрии аналогом французского фарса был шванк. Существует мнение, что эти комические пьесы вычленились из мистерий. Среди торжественных сцен, посвященных деяниям Христа, встречалось немало комических, которые изображали шумных и ссорившихся торговцев, потасовку жадных солдат, делящих скудную одежду Христа. Эти живые, динамичные сцены, выросшие на библейском материале, но порой далеко от него ушедшие, начиняли, прослаивали возвышенно-одухотворенное действие мистерии. Именно сценки, согласно распространенному мнению, преобразовывались в фарсы. Эта теория подкрепляется данными этимологии: слово «фарс» означает не что иное, как «фарш», «начинку». В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Особое влияние оказала на фарс народная карнавальная культура с ее раскованными аллегориями и озорными травестии. Однако важно подчеркнуть, что сам фарс чужд карнавализации, в отличие от соти, который намеренно травестировал действительность, показывал ее в нарочито оглупленном, вывернутом наизнанку виде. Соти исполнялись актерами особого амплуа – шутами и шутихами (или «дураками» и «дурами»), носившими специальную одежду с непременным колпаком с бубенчиками. Дифференциации между исполнителями соти не было, они олицетворяли не живых людей, не сословные или профессиональные типы, а социальные институты: рыцарство, королевскую власть, папский Рим. Сатира в пьесах этого жанра бывала обычно социальной и даже ярко политической. Потому-то все запрещения, которые обрушивались на театральные объединения того времени, и аресты актеров происходили из-за слишком смелых намеков и иносказаний как раз в соти. Аллегория как художественный прием, предполагающий изображение абстрактной идеи в виде конкретного, чувственного образа, применялась практически во всех жанрах средневековой литературы. В сочетании с другими литературными средствами ее можно обнаружить в повествовательных произведениях, в драме и лирике эпохи. Аллегория определяет художественную структуру таких жанров, как словопрение, видения, притчи, моралите, является важной составляющей поэмы («Повесть о Петре-пахаре») и романа («Роман о Розе»). Как известно, природа аллегории уходит своими корнями в философию античности. Идеи Платона, сохраненные и развитые Академией, были переданы христианству неоплатониками; кроме того, восприятия окружающего мира как иносказания высшего бытия в средние века опиралось на авторитет Нового завета. Апостол Павел в Послании к римлянам утверждал, что Бога можно познать, созерцая созданный им мир, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы». Аллегорико-символическое восприятие мира позволяло рассматривать Вселенную как книгу для чтения или картину, являющуюся своеобразным зеркалом, в котором можно увидеть, прочитать истинное изображение жизни и смерти, положения и судьбы человека. Согласно Платону, любой предмет окружающего мира – бледное подобие, слепок бессмертной идеи, инобытия. Августин писал: «Теперь посмотрим, как далеко может доходить разум на пути от видимого к невидимому и от временного к вечному…». Согласно Августину, созерцание красоты мира приносит интеллектуальное удовольствие благодаря необходимости расшифровать ее смысл. Постепенно складывалась разветвленная система соответствий между явлениями эмпирической действительности и высшими потусторонними реалиями. В трудах отцов церкви содержится указатель образов, которые считались иносказательными: благоуханье – аллегория добродетели богородицы; вода – благодати и т. д. Итак, культура Средневековья построена во многом на стремлении растолковать ту истину бытия, которая содержалась в священных книгах. Именно использование аллегории стало ключом для проникновения в тайну, поэтому прием был взят на вооружение многими жанрами: моралите, притчами, романами, видениями. Аллегорическая литература создала особый художественный универсум, все элементы которого (пространственно-временная организация, система персонажей и т.д.) конструировались логически для выражения какой-либо истины. Подобное структурирование художественного мира отнюдь не исключало изображения жизненной эмпирики, но именно это неповторимое сочетание рационализма и трансцендентности, узнаваемых реалий окружающего мира и неповторимость идеала, передаваемого из поколения в поколение, - отличительная черта аллегорической литературы.
|