Лабораторная работа 14, 15
Декоративное рисование по промыслу Оборудование: мультимедийный проектор; альбом с плотными листами или папку для черчения, 2 мягких кисти для рисования (№3 и №5), гуашь, тканевую салфетку, отточенный карандаш ТМ, произведения декоративно-прикладного искусства и их фотографии. Ход занятия: 1. Проверка выполнения самостоятельной работы студентов; 2. Постановка цели и задач занятия; 3. Формирование у студентов знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах (на примере традиционно применяемых в ДОУ) по плану: - история развития промысла; - технология изготовления; - специфика элементов, цветов, композиции узора; - техника изображения элементов. 4. Развитие умений рисовать элементы Дымковской, Городецкой, Хохломской росписи, используя цвета, характерные для росписи, соблюдая законы композиции. 5. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов. Литература (по темам): Дымковская игрушка 1. Александрова Н.С., Казакова Р.Г. Дымковская народная игрушка в жизни детей дошкольного возраста // Игра и развитие ребенка дошкольного возраста. Ч.1. – М., 1995. – С. 50-51. 2. Бебякова Л.Н., Вершинина Н.А. Специфика применения разных форм организации обучения в изобразительной деятельности дошкольников (на материале дымковской росписи). // Проблемы культуры, языка, воспитания. – Вып. 1. – Архангельск: ПМПУ, 1994. – С. 90-104. 3. Выльданова Г. Российские художественные промыслы: дымковская игрушка. // Юный художник, 1993. - № 9. – С. 46-47. 4. Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми. // Дошкольное воспитание, 1990. - № 12. – С. 13-14. 5. Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой. // Дошкольное воспитание, 1984. - № 8. – С. 23-25. 6. Народные художественные промыслы. / Сост. П.И. Уткин, Н.С. Королеван. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 36-37. 7. Народные художественные промыслы. / Под ред. О.С. Поповой. – М.: Знание, 1984. – С. 41-44. 8. Сидорикина О. Знакомство с чудесной дымкой. // Дошкольное воспитание, 1995. - № 4. – С. 34-37. 9. Сценарий досуга «Дымковская игрушка». // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. – С. 101-102. 10. Халезова Н. Дымковская игрушка в изобразительной деятельности детей. // Дошкольное воспитание, 1975. - № 12. – С. 10-12. 11. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 24 с. Городецкая роспись 1. Алехин Н. Доски расписные. // Народное творчество, 1990. - № 11. – С. 36-37. 2. Блинов Г. Городецкая роспись. // Дошкольное воспитание, 1973. - № 9. – С. 84. 3. Казакова Р. Декоративное рисование. // Дошкольное воспитание, 1973. - № 8. – С. 10-14. 4. Максимов Ю.Б. Городецкие гуляния на фоне Царицино. // Народное творчество, 1993. - № 8. – С. 2-3. 5. Городецкая роспись // Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 61-64. 6. Основы художественного ремесла. Городская роспись. – М.: Просвещение, 1979. – С. 111-114. 7. Пантелеева Л. Декоративно-прикладное искусство России. // Дошкольное воспитание, 1989. - № 7. – С. 39-43. 8. Расписные прялки. // Основы художественного промысла. – М.: Просвещение, 1979. – С. 90-97. 9. Рондели Л.Р. Городецкая роспись. // Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984. – С. 78-86. 10. Уткин П.И., Королева Н.С. Городецкая роспись. // Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 21-22. 11. Шустов С.Б. Многоцветие городецких узоров. // Лес и человек. – Ежегодник, 1986. – М.: Лесная промышленность. – С. 146-147. Хохломская роспись 1. Бородулин В., Сидоренко В. Подсобные художественные промыслы России. – М.: Россельхозиздат, 1982. – С. 8-59. 2. Бедник М. Хохлома. – Л.: Художник РСФСР, 1986. 3. Емельянова Т. Золотые травы России. – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1981. 4. Емельянова Т., Китаева Л. Любовь моя, Хохлома: К 50-летию Семеновского объединения «Хохломская роспись». – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1981. 5. Красулина И. Искусство хохломской росписи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1993. - № 4. – С. 8. 6. Криницина Н. От побасенок и прибауток до «золотой Хохломы». // Дошкольное воспитание, 1994. - № 10. – С. 21-24. 7. Орлова Л.В. Как рождаются хохломские узоры в детском творчестве? // Начальная школа, 1996. - № 1. – С. 56-59. 8. Орлова Л.В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с. 9. Основы художественного мастерства. Ч.2. / Под ред. В. Бородулина. – М.: Просвещение, 1987. – С. 77-81. 10. Пантелеева Л. Золотой Хохломе – 300 лет. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 7. – С. 116. 11. Пантелеева Л. Искусство золотой Хохломы. // Дошкольное воспитание, 1989. - № 8. – С. 54. Задание: 1. Подгруппе из 3-4 человек изучить литературу, посвященную характеристике одного из видов росписи, подготовить сообщение, в котором отразить ü историю развития промысла; ü технологию изготовления разных видов изделий; ü элементы росписи, цвета, правила композиционного расположения элементов; ü техника рисования элементов и варианты композиции в зависимости от вида изделия. Сообщение необходимо представить в виде презентации, сопровождаемой объяснениями. Задания к самостоятельной работе по итогам изучения темы: 1. Создать по 1 образцу росписи трафаретов Дымковской игрушки, Городецких изделий, Хохломской росписи.
|