ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
3.1. Понятие и основные функции сознания
Видовой специфической характеристикой человека является его сознание. Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Однако для понимания сложности и многомерности этого феномена полезно привести и другие его толкования, в частности, только в словаре Ожегова дается четыре определения сознания. 1. Сознание - это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, психическая деятельность по отражению действительности (общественное сознание). 2. Сознание - это состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках (функциональное состояние организма человека). 3. Сознание - это мысли, чувства, понимание чего-либо (содержание, наполнение сознания). 4. Сознание есть способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему (сознательность). Данное определение характеризует сознание как критерий адекватности поведения и как некоторую устойчивость присущих человеку способностей. У. Джемс сравнивал сознание с избирательной комиссией, выбирающей что-либо из многих стимулов (причем выбранный стимул акцентируется, а остальные подавляются). Последующая деятельность и поведение мотивируются сделанным выбором и выстраиваются на его основе, сознательно, с пониманием доли необходимости, ответственности, и, возможно, - риска. Обобщение всех определений дает основание понимать сознание как уникальную особенность человека, давшую ему возможность выделить себя из окружающего мира, объективно познавать этот мир и на основе познания формировать к нему отношение, отдавать отчет в своем отношении к миру и другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за свои действия, ставить перед собой задачи и решать их, изменять мир и себя. Согласно С.Л. Рубинштейну, сознание нельзя рассматривать как некое готовое образование. «В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя». При этом «сознание не покрывает психической деятельности человека в целом» (С.Л. Рубинштейн). Оно выполняет свои определенные задачи - «служит для регуляции поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается» (С.Л. Рубинштейн).
Основными функциями сознания являются: 1. Отражательная (отражение объективной и субъективной реальности). 2. Порождающая (создающая, творческая). 3. Регулятивно-оценочная (регуляция и оценка мотивов, целей, процесса и результата психической деятельности). 4. Рефлексивная (сосредоточение сознания на самом себе). Рефлексивную функцию следует считать основной: она, по-видимому характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии выступают смысл бытия, жизни, деятельности, отражение мира и мышления о нем, основания и способы регуляции человеком собственного поведения, действий, поступков, сами процессы рефлексии, и, конечно, собственное сознание. Формой выражения сознания человека является язык. В нем «откладываются, объективируются и через него актуализируются» (С.Л. Рубинштейн) знания и отношения, становящиеся стержнем сознания. Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
3.2. Основные характеристики и свойства сознания
Независимо от того, каких философских позиций придерживаются исследователи сознания, они выделяют следующие основные характеристики сознания. Рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика. Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется. Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Однако воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем, и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознанием в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения. Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть. Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. наделение его определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений. Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются тем, что с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и тем, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо. Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека. Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека. Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме. Уникальность сознания как психического феномена обусловлена его свойствами. К ним относятся: 1. Разнообразие содержания сознания. Шпрангер вводит для иллюстрации содержания сознания очень красивую метафору. Он сравнивает сознание с цветущим лугом, на котором зрительные образы, мысли, эмоциональные состояния - все сосуществует одновременно. 2. Неоднородность поля сознания. В сознании всегда выделяется центральная область, отличающаяся наиболее ясным восприятием. Это «фокус сознания». За его пределами находится менее отчетливая, слитная, нерасчлененная область восприятия - «периферия сознания». 3. Непрерывное движение содержания сознания. В этой связи У. Джемс выделил два вида состояний сознания - устойчивые и изменчивые. Он сравнивал сознание с полетом птицы. Ни одно минувшее состояние сознания невозможно воспроизвести и повторить. 4. Представленность процессов сознания двумя большими классами: - произвольные процессы (осуществляются с помощью воли - способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, которыми могут являться его собственные желания и устремления); - непроизвольные (спонтанные, импульсивные - без участия воли).
3.3. Психологическая структура сознания
Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, - они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются: 1. Чувственная ткань образа. 2. Значение. 3. Личностный смысл. Чувственная ткань - это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида. Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действительности. У человека чувственные образы приобретают новое качество - собственную означенность. Значения - следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия. Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как: - операциональные (связанные с биодинамической тканью); - предметные (связанные с чувственной тканью); - вербальные (связанные со смыслом). Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл. Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно отметить, что значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются означения смыслов и осмысление значений В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биодинамической ткани живого движения и действия, и рефлексивным - куда входят значение и смысл. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых. Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассматриваться как накопленное движение» (И. Мандельштам). И пространственный образ может развернуться в динамичный. Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный - является условием включения рефлексивного. В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания. В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты. Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).
3.4. Самосознание
|