№
п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
|
|
|
| Автокинетический эффект
| иллюзорное, кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта
|
| Аккомодация
| изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов
|
| Апперцепция
| зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей личности
|
| Восприятие пространства
| вид восприятия, включающий восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся
|
| Восприятие (перцепция)
| отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств
|
| Восприятие времени
| отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности
|
| Восприятие движения
| отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве
|
| Гороптер
| графическое изображение точек пространства, обеспечивающих видение одного объекта при данном положении глаз
|
| Закон близости
| один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве
|
| Закон замыкания
| один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре
|
| Закон константности
| один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия
|
| Закон перцепции
| закон восприятия, открытый немецким психологом Н. Ланге, суть которого заключается в следующем: процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным
|
| Закон транспозиции
| закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение
|
| Закон фигуры и фона
| закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры
|
| Избирательность восприятия
| преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия
|
| Конвергенция
| сведение зрительных осей на фиксируемом объекте или в одну точку зрительного пространства
|
| Константность
восприятия
| свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия
|
| Корреспондирующие точки
| такие точки сетчатки, которые совпали бы, если бы при наложении одной сетчатки на другую вертикальные и горизонтальные оси совместились
|
| Макрония
| кажущееся увеличение предметов
|
|
|
|
| Микрония
| кажущееся уменьшение предметов
|
| Мимикрия
| способ маскировки животного за счет его слияния с фоном
|
| Обобщенность восприятия
| отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку
|
| Образ
| обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств
|
| Объективация
| процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире - там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру
|
| Объем восприятия
| количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации
|
| Осмысленность восприятия
| свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом
|
| Перцептивная система
| совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия
|
| Подпороговое
(субсенсорное) восприятие
| бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины
|
| Полнота восприятия
| степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта
|
| Предметность восприятия
| отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира
|
| Сенсорные эталоны
| идеальные образы, хранящиеся в памяти, с которыми человек сравнивает то, что он воспринимает в данный момент
|
| Структурность восприятия
| свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры
|
| Точность восприятия
| соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта
|
| Фи-феномен
| иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга
|
| Целостность восприятия
| сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа
|