Студопедия — Эмоциональные состояния и высшие чувства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эмоциональные состояния и высшие чувства






Эмоциональные состояния. Различные эмоции окрашива­ют наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмо­циональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выде­ляют несколько видов таких состояний.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоцио­нальное состояние. Настроение может длиться очень дол­го - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Про одного говорят: «Жизнерадост-

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.-С. 141-142.ный человек», хотя и он может быть иногда в печальном или подавленном настроении, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным, и оживленным. Речь идет о решительном пре­обладании у данного человека того или иного настрое­ния. Раскрывая суть настроения, С.Л. Рубинштейн пока­зывал его отличие от других эмоциональных образова­ний". «Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настрое­ние не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приурочен­ное к какому-то частному событию, а разлитое общее со­стояние». И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настро­ения не всегда осознаем причину его возникновения. Вспомним К. Бальмонта:

Отчего мне так душно?

Отчего мне так скучно?

Я совсем остываю к мечте.

Дни мои равномерны,

Жизнь моя однозвучна,

Я застыл на последней черте...

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляет­ся внешне. Мы никому не докладываем о своем настрое­нии. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с ус­тойчивым мрачным настроением распространяет свое эмо­циональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Например, Беликов - герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Действительность раз­дражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осто-рожностью, мнительностью... Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице он давил нас всех, и мы уступали...»

Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение. Особенно тогда, когда оптимизм одного не соответствует настроению других. Помните, у В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-мо­ему, просто глуп»?

Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в пове­дении. Уметь управлять своим настроением - это особен­ность волевой регуляции и культурного развития личнос­ти. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта тра­диция предписывает во всех случаях сохранять приветли­вое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

Сами настроения и их глубина у каждого человека раз­личны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом соб­ственной деятельности. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, уста­лости или просто походя - в автобусной толкучке, в оче­реди в магазине, на работе... и тем самым портим настро­ение и другим и себе. Ведь сила слова беспредельна. Вспом­ним русское «здравствуйте». Попробуйте произнести его не скоропалительно, не как бездумное «здрасьте», а мед­ленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» - и посмотрите при этом в глаза тому, кого вы приветствуете, улыбнитесь ему. Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее на­строение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, кото­рый этими словами выражается.

Аффекты - эмоциональные состояния, противополож­ные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич­ность человека. Это может быть сильный гнев, страх, ра­дость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контро­лирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительныйслед в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство ца­рем Иваном Грозным своего сына.

Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего про­исходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

Во время аффекта отмечается яркость внешних прояв­лений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе. На­пример, М.Ю. Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:

Тогда на землю я упал; И в иступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горячею росой...

Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, прояв­лять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома раз­решает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что воп­рос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладев­ший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародив­шемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы пре­одолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.

Главное в предупреждении аффективного состояния -чувство ответственности перед собой и перед окружаю­щими людьми.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное со­стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Вели­кая страсть рождает великую энергию. Страсть не являетсяпросто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточен­ности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти?]Поэтому так важно, на что, страсть направляется. И.П. Павлов писал, обращаясь к мо­лодежи: «Большого напряжения и великой страсти требу­ет наука от человека. Будьте страстны в своих исканиях».

Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов. Однако страсть своеобразно сочета­ет в себе активность и пассивность человека. Она захва­тывает человека, он находится во власти своей страсти, не может освободиться от нее. Страсть - большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. Вспомним по­весть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: «Желтков пи­сал так: „Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о бу­дущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угод­но за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом"».

Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто зна­чительное на свете еще никогда не совершалось без вели­кой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.

Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоцио­нальное состояние, возникающее при опасности, боль­ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч­но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут­ренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответ­ственные решения и пр. Экстремальные жизненные пере­живания - обиды, угрозы, разочарования, измены, нео­жиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс.

Умеренный стресс может быть даже полезным, напри­мер, у спортсменов перед ответственными соревнования­ми, у артистов перед премьерой, у студентов перед экза­менами. Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силуи смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказыва­ет вредное воздействие на психику и психическое здоро­вье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида та­ких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстети­ческие. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испы-тываются.

Нравственные чувства в форме переживаний выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является ос­новной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему пер­вым из людей предает самого себя».

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обще­стве. Человек научается (или не научается) не только от­личать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нрав­ственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно - отри­цательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привя­занности, уважения, презрения, признательности и др.

С.Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к че­ловеку - это любовное отношение к нему... Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек».

Каждое из нравственных чувств - сложнейшее един­ство переживаний и размышлений. Вот, например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если су­дить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называ­ется совестью. Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аф­фекта. Вообще возникновение проблемы, поиски ее реше­ния вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, лю­бознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства ак­тивизируют психические процессы, делая их более быст­рыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Например, из сочинений Козьмы Пруткова: «Некоторые образцом непостоянства выставляют мужчину, другие женщину; но всякий умный и наблюдательный петербуржец никогда не согласится ни с теми, ни с другими; ибо всего более пере­менчивее петербургская атмосфера!»1

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторо­нами и милыми маленькими слабостями которого прият­но посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства.

Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружа­ющую действительность. Ирония никогда не бывает ме­лочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это - дело» - иронически го­ворит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.

1 Сочинения Козьмы Пруткова. - М., 1955. - С. 145.Или из Роберта Бернса:

Склонясь у гробового входа,

- О смерть! - воскликнула природа, -

Когда удастся мне опять

Такого олуха создать!

Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру (пер. С. Маршака)

Сарказм - это язвительная насмешка, гневная иро­ния. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что луч­ше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», - писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственнос­ти.

Чувство комического заключается в том, что мы неожи­данно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претен­дует. Смешными являются любые несообразности: несоот­ветствие цели и средств, выбранных для ее достижения, дей­ствий и результатов и пр. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления. Вспомним комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», в которой Хлестакова принимают за высокого правительственного чиновника, - перед ним лебезят, дают ему взятки, почтительно слушают, а он оказывается нич­тожным чинушей и вралем.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст­ва, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все».

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических пред­почтений: одним нравится легкая, другим - серьезная му­зыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет по­знать эстетическое качество произведений искусства и ок­ружающего мира, природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного. 1.3. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств

Физиология эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния являются результатом деятель­ности мозга. Переживание человеком чувств обеспечива­ется совместной деятельностью коры и подкорковых цен­тров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) рас­пространяется на подкорку, где находятся различные цен­тры физиологической деятельности организма - дыхатель­ный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорко­вых центров вызывает усиление деятельности некоторых i внутренних органов. По опыту мы знаем, что сильные' эмоции связаны с целым рядом физиологических изме­нений. Изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов - при сильном испуге \ человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от сты­да «вспыхивает»; в дыхательной системе - дыхание уско-i ряется или замедляется, при испуге прерывается; в сис­теме пищеварения - при неприятных тревожных эмоциях у человека нередко появляется тяжесть в желудке (навер­няка многие из вас хоть раз испытали такое ощущение перед сдачей сложного экзамена); изменения происходят и в железах внешней секреции - усиление потоотделения при некоторых состояниях эмоционального возбуждения (например, холодный пот от страха), усиление деятель­ности слезных желез (плач при горе, а иногда и при силь­ной радости).

В подкорковых областях находятся центры, управляю­щие вегетативной нервной системой, с которой тесно свя­заны эмоциональные переживания.

Ведущую же роль в эмоциях и особенно в чувствах вы­полняет кора больших полушарий головного мозга. Имен­но она регулирует силу и устойчивость чувств. И.П. Пав^ лов считал, что физиологической основой многих чувств являются нарушения в деятельности сложившегося дина­мического стереотипа, он писал: «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близ­ких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в зна­чительной степени именно в изменении, в нарушениистарого динамического стереотипа и в трудности установ­ки нового».1

Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают си­стему мышц лица и всего тела и проявляются в так назы­ваемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприя­тию и пониманию другими людьми. Чувства одного чело­века посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие. Что же это за движе­ния?

Мимика - выразительные движения лица: улыбка, го­рестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр. (рис. 12).

Рис. 12. Мимика ребенка

Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интона­ция придает слову тот живой оттенок смысла, то конкрет­ное значение, которые хочет выразить говорящий. Напри­мер, слово «снег» может быть произнесено с оттенком ра­дости: «Снег!» (наконец-то кончилась осенняя слякоть, скоро можно стать на лыжи!) или с оттенком огорчения: «Снег!» (т.е. наступила долгая зима). Интонация, как вы знаете, бывает вопросительная, восклицательная, пове­ствовательная, ироническая, торжественная, гневная, огорчительная и пр.

В повседневной жизни мы постоянно по тончайшим изменениям в выражении лица, в жестах, в позах, инто­нациях и т.д. чувствуем малейшие сдвиги в эмоциональ­ном состоянии, в настроении окружающих нас людей, особенно близких нам.

Выразительные движения человека часто воспроизво­дят те действия, которые были когда-то целесообразны в инстинктивной деятельности наших животных предков. На­пример, расширенные ноздри, оскаленные зубы и сжатые

1 Павлов И.П. Собрание сочинений. -Т. III. - Кн. 2.- С. 230.кулаки во время сильного гнева когда-то были целесооб­разны, извещая о начале борьбы того, кто привел в гнев нашего предка. Но выразительные движения человека лишь частично объясняются этим, они в процессе истории раз­вития человека, потеряли свою прежнюю связь с инстин­ктами, стали выполнять новую, социально обусловленную функцию общения. Выработался своеобразный «вырази­тельный язык». Особенно он развит у актеров, которым приходится не столько выражать собственные чувства, сколько изображать их выразительными движениями.

Произведения искусства (музыка, живопись, скульп­тура, поэзия) - это тоже внешнее выражение чувств их создателей - поэтов, художников, композиторов, кото­рые вызывают у людей ответные эмоции и чувства.

Приведем в качестве примера схему наблюдений за вне­шними проявлениями эмоций у взрослых людей1 (табл. 3).

1.4. Особенности эмоциональной сферы младших школьников

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепен­но в общении с окружающими людьми и в процессе раз­личных видов деятельности - игры, учения, труда. Расши­рение эмоционального опыта ребенка, его глубина и мо­дальность в значительной степени определяют направлен­ность развивающейся личности.

Эмоциональную жизнь младшего школьника формиру­ют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отно­шения в семье с родителями, коллектив класса - отноше­ния с одноклассниками и положение в коллективе.

Младших школьников отличают высокая эмоциональ­ная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, не­обычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают от­рицательное отношение к учению. Огромное место в со­знании младшего школьника занимает учитель. Его отно­шение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожела­ния и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников -

1 Визуальная психодиагностика и ее методы. Познание людей по их внешнему облику. Методические рекомендации. - Ч. II.: Методы визуальной психодиагностики. - М., 1992. - С. 31-32.Таблица 3 Внешние проявления эмоций взрослых людей

Характер эмоциональных проявлений Условная оценка Мимика 1.Спокоен, мимика уверенности, дыхание ровное 5 2.Слегка взволнован, нахмурен лоб, приподнятые брови, уголки губ слегка приподняты, губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное 4 3.Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, уголки губ опущены, дыхание учащенное и неритмичное 3 4.Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки на щеках, рот неестественно открыт, уголки рта опущены, заметная асимметрия мимики, резкое учащение дыхания 2 5.Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты вперед трубочкой или сосательные движения 1 Скованность 1. Координированные, «легкие» движения 5 2.Координированные движения, нос некоторыми заметными усилиями 4 З.Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, «некоторая» неуклюжесть з 4.Заметная скованность, отдельные движения сопровождаются всем телом, явная раскоординированность 1-2  
Тремор1 1 Отсутствует------------------------------------------------------------ 2 Небольшой тремор пальцев ________,-------------------------- 3 Заметный тремор рук __________________________________ 4.Тремор рук и ног --------—.--------------.------------ 5 Тремор рук, ног и на лице ------------------------ Вазомоторные реакции 1 Обычная окраска лица. ------------------------- 2 Слегка покраснел или побледнел. ------------------------- 3 Заметно покраснел или побледнел -------------------------------- ------------------------------------- 1-2 4 Покрылся пятнами --------------1-------------------------

' Тремор - дрожание.сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех и пр.

Исследования психологов показали, что уже у перво­классников складывается особое отношение к учителю, которое переживается весьма остро: положительное, когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доб­рожелательность, открытость в общении с ним; отри­цательное, когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто; конфликтное, при котором у детей возникает противоречие между неприя­тием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности.

Положительное отношение, доверие к учителю созда­ют благоприятный эмоциональный фон учения и вызыва­ют желание заниматься учебной деятельностью, способ­ствуют формированию познавательного мотива, отрица­тельное отношение препятствует этому. В младших классах школы отрицательное отношение к учителю встречается довольно редко, а конфликтное - весьма часто.

При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потреб­ность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случа­ях - со страхом перед учителем. Такие дети часто замкну­ты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчи­вы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, сми­рение, порой стремление приспособиться.

Обычно дети не осознают причины собственных пере­живаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, под­час не понимают ее и взрослые. Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличи­вать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со сто­роны учителя. Сложившаяся ситуация нередко недооце­нивается учителями на самом начальном этапе обучения. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих клас­сах отрицательные эмоции могут закрепиться и перенес­тись на учебную деятельность в целом, на взаимоотноше­ния с учителями и одноклассниками, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии школьников. Возникающие познавательные по-требности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т.е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым как в своей семье, так и в школе.

Вопросы и задания

1. Что такое эмоциональная сфера психики человека?

2. Попробуйте определить основной тон своих эмоциональ­ных состояний.

3. Какие научные основания позволили К.Д. Ушинскому ска­зать: «Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренне любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовется его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце его издаст звук веселый, то он может заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренно любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о сво­ем сердце и о своем отношении к друзьям» (Ушинский К.Д. Со­брание сочинений: В 2т. -М., 1953. -Т.1.-С. 390).

4. Напишите небольшую работу на одну из двух тем: «Что такое радость умственного труда младшего школьника?», «Как ввести ребенка в мир сложных человеческих чувств?»







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 888. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия