Студопедия — Категории диалектики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Категории диалектики






 

Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разра­ботал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой сис­тему понятий. Понятия частных наук отражают специфику тех объектов, которые они изу­чают, поэтому понятия одних наук, как правило, не применимы в других науках. Философ­ские понятия, отражающие всеобщие стороны действительности, используются во всех науках. Философские категории – это понятия, которые отражают всеобщие явле­ния, свойства и отношения действительности и являются не основными законами диалектики и дополняют три её основные закона.

Первая попытка классификации категорий была осуществлена Аристотелем. Аристотель рассматривает категории как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Но аристотелевская классификация, включавшая десять категорий, основывалась на фор­мально-логических принципах, была не полной и застывшей. Большой вклад в развитие учения о категориях внес Гегель. Но он представил категории как самостоятельные сущно­сти, порождающие друг друга и определяющие все свойства окружающего мира. Сам про­цесс развития бытия у Гегеля есть не что иное, как саморазвитие абсолютной идеи, про­цесс саморазвития философских понятий. Гегель, как и весь объективный идеализм в це­лом, рассматривает категории как объективно существующие реальности, независимые ни от природы, ни от человеческого сознания.

Представители субъективного идеализма, напротив, подчеркивают субъективность фи­лософских понятий, их зависимость от субъекта. В этом они правы. Но субъективные идеа­листы абсолютизируют эту субъективность, поскольку отрицают объективное содержание философских категорий.

Философия диалектического материализма признает объективность содержания фило­софских понятий, их независимость от субъекта, но в тоже время указывает на их субъек­тивность. Содержание философских категорий объективно, но сами понятия возникают и существуют только в, сознании субъекта. Категории философии являются итогом позна­ния, обобщением опыта развития научного знания и практики всей предшествующей исто­рии человечества. Концентрируя громадный опыт исторического развития познания, они имеют большую методологическую ценность. В отличие от понятий частных наук, философские категории пронизывают собой всю ткань научного познания, все области знания, представляют собой «ступеньки» проникновения мышления в сущность вещей. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования у него способности теоретического мышления. Через законы и категории философии индивиду передается аккумулированный в них тысячелетний опыт развития человеческого мышления.

Единичное, особенное, общее. Мир, будучи единым, существует как бесконечное коли­чественное и качественное многообразие предметов и явлений, обладающих своими инди­видуальными и неповторимыми признаками. Эти отличительные свойства предметов ха­рактеризуются категорией единичного. Единичное – это философская категория для обозначения отличительных свойств и сторон предмета.

Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается а общности вещей, их структур, свойств и отношений. Единство и тождест­венность свойств всего бесконечного многообразия предметов и явлений мира выражается категорией общего. Общее – это философская категория для обозначения сходных, то­ждественных сторон и свойств предметов.

Проблема соотношения единичного и общего возникла вместе с появлением самой фи­лософии и обсуждалась на протяжении всей истории философии. Пытаясь решить её, Ари­стотель рассуждал: существуют отдельные плоды – яблоко, груша, слива, познавая которые мы образуем понятие «плод». Но «плод вообще» реально не существует, как же тогда воз­можно существование яблок, груш и слив, которые все-таки являются плодами? Категории единичного и общего оказались у него оторванными друг от друга.

Противопоставление категорий единичного и общего вылилось в середине века в дол­гую борьбу двух философских направлений – номинализма и реализма. Номиналисты ут­верждали, что общее не имеет никакого реального существования что оно есть лишь имена, слова, реально же существуют только отдельные вещи. Реалисты, напротив, по­лагали, что общие понятия существуют реально, как некие духовные сущности вещей, они предшествуют отдельным предметам и могут существовать независимо от них.

Согласно философии диалектического материализма общее существует в самих вещах, в их свойствах и отношениях объективно, независимо от сознания. Это общее более или менее точно выражается в понятиях, которые отражают реально существующее общее в предметах природы. Отношение единичного и общего необходимо рассматривать как от­ношение противоречия. И тогда окажется, что противоположности тождественны: единич­ное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном — в виде сторон, моментов отдельного. Некоторые современные фило­софы отождествляют единичное с отдельным, а общее – с объединением родственных ве­щей (Например, дерево – единичное, а лес – общее). Но отдельное богаче единичного, оно представляет собой единство единичного и общего. Это положение вытекает из того, что всё в каком-то отношении и тождественно и различно.

Взаимосвязь единичного и общего выражается с помощью категории особенного. В том, что каждый объект есть единство единичного и общего, он выступает как особенное, т.е. особенное является связующим звеном между единичным и общим.

Причина и следствие. Фундаментальная роль в научном познании принадлежит прин­ципу детерминизма, согласно которому реальные природные, общественные и психологи­ческие явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничто­жаются закономерно, в результате действия определенных причин. Детерминизм – это учение о всеобщей причинной обусловленности явлений и процессов объективного мера. Впервые определение причинности как закона, как всеобщего принципа дал Демокрит. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистиче­ского понимания и научного познания мира. Причинность – это такая необходимая связь между явлениями при которой одно явление (причина) вызывает, порождает другое яв­ление (следствие). Причинно-следственная связь есть закон и, как всякий закон, есть связь существенная и необходимая. Причина необходимо порождает следствие, но характер это­го следствия может быть различным в зависимости от условий, в которых протекает про­цесс причинения. Условие – это явления, необходимые для наступления данного собы­тия, но сами по себе его не вызывающее. Являясь внешним фактором, условия не входят в содержание причинности, не затрагивают ее сущности, но оказывают влияние на сам ха­рактер протекания процесса «причинения».

Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. В этом и состоит всеобщность причин­ности. Учение, отрицающее объективную причинную связь явлений, называется индетер­минизмом. Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и телеологии, пред­ставители которой полагают, что совершенство природы определяется изначальным целе­вым устремлением природы, которая в глубинах своего существа содержит некую сози­дательно действующую причину. Но наличие цели в природе предполагает того, кто ее ставит телеология ведет, таким образом, к теологии, где разумность мира объясняется из­началь-ным замыслом творца.

Представители субъективного идеализма отрицают объективный характер причинно-следственной связи. Согласно Д. Юму, причинная связь не принадлежит самим вещам, а относится лишь к нашим представлениям. Он полагал, что причинность – это психологиче­ская привычка воспринимать одно вслед за другим. Причинная связь здесь отождествляется с регулярным следованием событий во времени. И. Кант считал причинность априорной, те доопытной формой рассудка, данной независимо от объективного мира, которая вносит «порядок в хаос впечатлений познающего субъекта».

Философия диалектического материализма не только признает объективный, необходи­мый и всеобщий характер причинности, но и отвергает характерное для метафизики проти­вопоставление причины следствию. Причина и следствие не метафизические противопо­ложности, одна из которых во времени существует раньше другой, а противоположности взаимодействующие. Диалектика причины и следствия выражается, во-первых, в том, что любое явление, любое звено в генетической причинной цепи в разных отношениях может выступать и как причина и как следствие. Во-вторых, причина, порождая следствие изме­няется, исчезает в нем. В этом проявляется обратное влияние следствия на порождающую его причину.

В современной науке роль принципа причинности возросла, поскольку он положен в ос­нову многих научных теорий и играет большую эвристическую роль в исследовании при­роды и общества. В связи с исследованием микромира активное обсуждение в научной и философской литературе получил вопрос о временном отношении причины и следствия. Анализ этой проблемы в истории философии показал, что там сформировались два проти­воположных подхода к ей решению: динамическая и статическая концепции. Динамиче­ская концепция причинности утверждает, что причина существует всегда раньше след­ствия во времени. Однако эта концепция не может ответить на вопрос: как причина порож­дает следствие, если она существует до него, а когда есть следствие – нет причины. Дейст­вительно, причина, которая не действует, не является причиной, поскольку она ничего не порождает. Поэтому ряд философов утверждает, что причина и следствие существуют од­новременно. Однако и статическая концепция причинности, обосновывающая одновре­менность причин и следствий, также весьма уязвима. Ведь если причина и следствие одно­временны, то, очевидно, уже в данный момент времени должны существовать все возмож­ные следствия причины. Вся причинно-следственная цепь сжимается в одно мгновение и развитие становится невозможным.

Сама альтернативность и равная убедительность указанных систем аргументации дает основание думать, что как положение об одновременности причины и следствия, так и по­ложение об их разновременности должны быть слиты в некоем диалектическом синтезе, предполагающем признание одновременности и разновременности, единства тождества и различия в объективных причинно-следственных связях.

Необходимость и случайность. Исследование причинно-следст-венной связи приводит к выводу о том, что причина с необходимостью порождает следствие. Поэтому не случайно в истории философии необходимость сначала осознаётся только как свойство самой при­чинной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания необходимыми начинают считаться всякие связи, неизбежно наступающие при определённых условиях. Вместе со становлением категории необходимости возникает и соотносительная с нею категория слу­чайности.

Необходимость характеризует процесс развития со стороны его внутренней детермини­рованности, она имеет основание в себе самой и реализуется вне зависимости от каких бы то ни было условий. Имея ввиду эту особенность необходимости, Аристотель характеризу­ет её «в смысле того, что иначе быть не может».

Необходимость – это те связи и свойства вещи, которые имеют причины существо­вания в ней самой, которые обусловлены её внутренней природой. Необходимо взаи­мопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена общественно-экономических формаций. Всё это необходимо, потому что происходит неизбежно в силу того, что обусловлено внутренней природой рассматриваемых явлений, их внутренней за­кономерностью.

Случайность, в противоположность необходимости, имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Специфика случайности состоит в том, что она характеризует процесс развития со стороны условий его протекания. В этом смысле случайность, как го­ворит Гегель, есть «нечто такое, что имеет основание своего бытия не в самом себе, а в другом», поэтому она выступает как «нечто такое, что может быть, а может и не быть, что может быть таким, а может быть и другим». Случайность – это те связи и свойства вещи, которые имеют основание своего существования в другом, т.е. обусловлены внешни­ми обстоятельствами. Если, например, вирус для гриппа будет необходимым условием, то простуда – случайным, т.к. она может быть, а может и не быть.

Указанные определения, фиксируя существенные моменты необходимости и случайно­сти, ещё не вскрывают механизм их отношений как моментов всеобщей противоречиво­сти материи. Односторонность этих определений заключается в том, что, исходя из них, можно сделать вывод, что одни свойства и связи - необходимы, другие же – случайны. Та­кое понимание соотношения необходимости и случайности было характерно для метафи­зического материализма, отрицавшего случайность и абсолютизировавшего необходи­мость. Демокрит, Спиноза, Гольбах отожествляли необходимость с причинностью. Они рассуждали так: всякое явление имеет свою причину. Причина со следствием связана необ­ходимо. А раз так, то случайных явлений нет, все они с неизбежностью порождаются своими причинами, т.е. носят необходимый характер. Но сказать, что всё абсолютно необ­ходимо, равносильно обратному утверждению: в мире господствует случайность. С пози­ций диалектического мышления, любое событие, а необходимо и случайно. Будучи сторонами противоречия, необходимость и случайность не существует в чистом виде, их природа раскрывается друг через друга. Необходимость служит основой случайности, она всегда проявляется только через случайность, которая и является способом её бытия. Случайность же есть форма проявления необходимости. Любое явление, таким образом, и необходимо и случайно, но тогда мы рассматриваем его в определённом отношении, то формула «и-и» сменяется формулой «или-или», ибо в данном отношении мы должны с полной определённостью сказать, появилось ли это событие необходимым или случайным образом.

Учёт диалектики необходимости и случайности имеет важное значение для научного познания и практической деятельности. Хотя задачей науки является открытие необходимых связей, открытие законов немыслимо без анализа случайных явления, в которых они проявляются. Необходимость всегда обнаруживается как тенденция, пробивающаяся через массу случайностей.

Возможность и действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир. В более узком смысле слова под действи­тельностью понимается актуальное бытие, которое сопоставляется с категорией возможно­сти, выражающей потенциальное бытие.

Действительность – это определённость материи, характеризующая её со стороны наличности, актуальности бытия.

Возможность – это определённость матерая, характеризующая её со стороны потенций существования я развитая.

Возможность и действительность, таким образом, не сама материя, не само сущее, а способ бытия сущего. В качестве противоположностей возможность и действительность существуют как иное друг друга, они выступают в качестве одного из моментов противо­речивости материи как способа ей бытия.

В обыденном представлении действительность выступает как нечто более фундамен­тальное, обладающее большой реальностью и более богатым содержанием, чем возмож­ность. Но в таком случае оказывается, что действительность не нуждается в своем сущест­вовании в возможности; из иного действительности, из ее противоположности возмож­ность трансформируется в момент действительности. Но тогда оказывается совершенно необъяснимым факт перехода возможности в действительность, невозможно объяснить и развитие материи, так как действительность, лишенная возможности, застывает на месте.

На самом деле материя есть в равной мере и возможность и действительность, точ­нее - есть тождество возможности и действительности. Ее действительность есть ев воз­можность, а ей возможность есть ее действительность. Взятые вне соотношения одна с дру­гой, они бессодержательны и пусты. И только в этом соотношении они образуют реальное содержание и реальный смысл. Конкретно это находит свое выражение в том, что дейст­вительность всегда выступает как реализованная возможность, а возможность ~ как потенциальная действительность.

Поскольку развитие осуществляется через столкновение противоположных тенденций, на каждом конкретном этапе развития существует целый спектр возможностей, из которых не все превращается в действительность. Реализуются только те возможности, для осуще­ствления которых складываются необходимые и достаточные внутренние и внешние усло­вия, а последние всегда включают в себя элемент случайности. Поэтому развитие не имеет однозначного определённого, фатального характера. Будущее в силу многообразия воз­можностей и условий их реализации всегда имеет вероятностный характер.

Действительностью может стать только то, что заложено в предмете как возможность. Поэтому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и превращение их в действительность. Величина возможности может существенно изме­няться в пределах от невозможности до действительности. Развитие возможностей в этом плане может получить качественную и количественную характеристику. Качественно воз­можности делятся на реальные и формальные. Возможность будет реальной, если она выражает закономерную тенденцию развития в действительности существуют не­обходимые условия её реализации.

Формальная (абстрактная) возможность выражает несущественную тенденцию развитая в действительности отсутствуют необходимые условия её реализации. Формальная возможность не про­тиворечит объективным законам и в этом она коренным образом отличается от невозмож­ности. Невозможность – это то, что противоречит законам природы и общества, что несовместимо с ними.

Различие между реальной и формальной возможностью относительно. Реальная воз­можность может быть упущенной и объективно нереализованной в силу каких-то обстоя­тельств. Вместе с тем формальная возможность может превратиться в реальную. Реальная возможность ближе к действительности, формальная – ближе к невозможности. Но гораздо более точной будет количественная характеристика возможности.

Переход возможности в действительность есть процесс разрешения противоречия меж­ду действительностью и возможностью, как способом бытия данной материальной систе­мы. Но тем самым он есть процесс перехода к новой материальной системе, характери­зующейся своим способом бытия, своей системой противоречий, а следовательно, и новым противоречием её как возможности и действительности.

Содержание и форма. Под содержанием в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, все части системы. Содержание – это совокупность всех элементов, сторон, процессов, составляющих данный предмет (содержанием живого организма является не просто совокупность его органов, а весь реальный процесс его жизнедеятельности, проте­кающий в определённой форме). Форма – это организация, структура, способ существо­вания того или иного содержания.

Содержание и форма выражают разные, но неразрывно связанные стороны одного и то­го же предмета. Всякому содержанию присуща определённая, вызванная данным содержанием форма, всякая форма содержательна Содержание и форма выступают в единстве. но в этом единстве они неравноправны. Содержание играет определяющую роль по от­ношению к форме. Поскольку форма есть только способ, закон соединения элементов со­держания, то ясно, что этот способ соединения находится в прямой и подчинённой зависи­мости от того, что соединяется (сначала происходят изменения в функциях ор­ганизма, в типе обмена веществ, затем происходят изменения в его морфологической структуре, в строении, форме).

Категории содержания и формы имеют большое значение для осмысления диалектики процессов развития. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет разви­тие содержания. При этом неизбежно наступает период, когда старая форма перестаёт со­ответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Возникает конфликт между формой и содержанием, который разрушается путём ломки ус­таревшей формы и появления формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствует его развитию. Таким обра­зом, форма обладает относительной самостоятельностью и способна оказывать обрат­ное влияние на содержание.

Классификация сторон в предметах на содержание и форму не абсолютна: то, что в од­ном отношении является содержанием, в другом выступает как форма, и наоборот.

Диалектика содержания и формы отчётливо проявляется в развитии науки. Например, содержание физических представлений оформляется математически, доводится до количе­ственных формул. Коренные сдвиги в физике, в содержании физических теорий входят в противоречие с используемым этой наукой математическим аппаратом. И требуют новых математических средств. Если эти средства математика уже успела ранее «заготовить», они находят своё применение, если же нет, то математика получает толчок для своего развития и в ней возникают новые направления.

Диалектика содержания и формы ярко проявляется в искусстве. Единство формы и со­держания здесь выражается в том, что художественная форма должна соответствовать со­держанию. Все великие произведения искусства характеризуются именно соответствием формы своему содержанию. «Тайна изящного, – писал А.Н. Герцен, – в высокой соразмер­ности формы и содержания». Не учёт этого обстоятельства приводит к таким крайностям в искусстве как формализм и натурализм. Формализм абсолютизирует роль формы и игнори­рует содержание в художественном творчестве, натурализм напротив, пренебрегает фор­мой.

Сущность и явление. Наиболее общей сущностью мира является материальная суб­станция, которая предстает перед нами в бесконечном многообразии явлений. Явления и есть способ существования субстанции, её бытиё во всем богатстве своего содержания. Другими словами, субстанция, как и любой предмет действительности, представляет собой единство сущности и явления.

Понятие сущности близко, но не тождественно понятию содержания. Содержание – это совокупность всех черт – существенных и не существенных, главных и второстепенных. Сущность же – это главное, основное, определяющее в содержании предмета. Сущность – это внутренняя, глубинная, относительно устойчивая основа предмета, то единство его составляющих, которое определяет его природу. Например, сущностью человека бу­дет способность производить орудия труда. Это то качество, которое отличает его от жи­вотных и определяет все остальные его свойства. Явление – это внешние свойства в при­знака предмета, представляющее собой форму проявления Сущности. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, одни из ее аспектов. Так, радуга – явле­ние, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды. Болезнь проявляется в её специфических признаках, симптомах

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Возможность познания, его движения от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечена диалектической связью сущности и явления. Сущность об­наруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности.

Сущность связана с явлением, она раскрывает свое содержание только в нём, только че­рез него. Явление не может существовать без того, что в нём является, т.е. без сущности. Но явление красочнее сущности, по сравнению с сущностью оно более динамично Явле­ние иногда искажает подлинный смысл сущности. Такое искажение носит название види­мости, кажимости. Но даже миражи в пустыне – не обман зрения, а явление природы. Их можно даже сфотографировать: они есть следствие искривления световых лучей в атмо­сфере. Следовательно, видимость имеет опору в сущности: она есть сущность в одном из её проявлений.

В истории философии сущность и явление понимаются в трёх основных значениях: 1) как основа и обоснование, как единое и многое; 2) сущность понимается как общее и необходимое, а явление - как единичное и слу­чайное; З) сущность – как внутреннее, а явление – как внешнее.

Каждое из этих значений сущности и явления отражает какую-то одну из сторон их взаимосвязи. Но именно потому, что они отражают лишь один из моментов взаимосвязи сущности и явления, они должны быть слиты в некоей единой синтетической теории. Ос­новы этой теории были заложены Гегелем, рассматривающим категории сущности и явле­ния в плане соотношения сущего и способа существования одного. «Сущность, – пишет Гегель, – есть то, что существует, существующее есть явление». Такое понимание соот­ношения сущности и явления имеет то преимущество, что снимает их дуализм, так или иначе содержащийся во всех указанных выше определениях. Вещь как единство сущности и явления предстаёт здесь не как некая сумма слагаемых, а как саморазличающееся тожде­ство.

Понятие сущности связано глубинным образом и с понятием закона Будучи понятиями однопорядковыми, закон и сущность не являются тождественными: мы знаем законы гра­витации, не ведая пока её физической сущности. Сущность шире и богаче, она выражается в комплексе законов. Сущность наиболее глубокая, завершающая ступенька познания, достижение которой позволяет превратить результаты познания в систематическую теорию.

Любой предмет име­ет много сущностей, поэтому отличие существенного от несущественного относительно. В своё время существенным свойством химических элементов считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома. Свойство атомного веса не перестало быть существенным. Оно существенно в первом приближении, является сущно­стью менее глубокого порядка и своё объяснение получает через заряд ядра атома. Углуб­ляясь от явления к сущности мы открываем законы, отражаем их в виде научных теорий. А каждая теория – это своего рода предсказание будущих явлений. Таким образом, в процес­се познания мы идём не только от явления к сущности, но и от сущности к явлению. Диалектика сущности и явления выступает здесь как метод научного познания, как методоло­гия научного поиска.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 911. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия