Основные этапы формирования понятия материи
Конкретизация понятия бытие осуществляется при помощи понятия «материя». Материя – центральная категория материалистического миропонимания. Сама философия возникает и развивается как учение о материальной субстанции. В истории философии и естествознания можно выделить четыре основных этапа её понимания. Первый этап связан с идеей единства мира, когда античные материалисты рассматривали материю как первооснову мира, с которой все начинается и во что все превращается (Фалес – в воде, Анаксимен – в воздухе, Гераклит – в огне). Позже – за первооснову берется не одно, а несколько веществ (у Эмпедокла – вода, воздух, огонь и земля). Таким образом, на первом этапе материя отождествляется с каким-либо конкретным веществом или их группой. На втором этапе представления о материи связываются с общими признаками предметов, присущие всем известным веществам (Анаксимандр таким качеством считает неопределенное, вечное и бесконечное, всеобъемлющее и всеохватывающее, постоянно находящееся в движении первоначало – апейрон; Демокрит, таким качественным образованием считает мельчайшие неделимые и неизменимые частицы – атомы, которые движутся в пустоте, и, сочетаясь друг с другом образуют все разнообразие мира). Представления о материи как веществе т.е. совокупности неделимых частиц, обладающих постоянной массой, было подтверждено классической механики, которая открыла ряд физических свойств вещества, которое считалось единственной формой материи, и отождествление материи и вещества казалось вполне естественным. Но при таком подходе понятие материи являлось не всеобщим, не философским, а частнонаучным. Третий этап в развитии знаний о материи связано с великими открытиями в физике конца XIX – начала XX веков. Отождествление материи с веществом сыграло немалую роль в возникновении кризиса в естествознании. Учение об атомном строении материи потерпело поражение Открытия электрона и явления радиоактивности показали, что атом, вопреки своему названию – это целый мир, построенный из более простых частиц. Значит, атом не является первокирпичиком материи, он распадается на более мелкие частицы. Была открыта новой формы материи – поле, и доказано, что частицы вещества (электрон и позитрон) превращаются в фотоны. Но поскольку материя отождествлялась с веществом, то факт превращения вещества в электромагнитное поле начало рассматриваться идеалистами как уничтожение материи (аннигиляция), а неприменимость механических законов для объяснения электромагнитного поля, радиоактивности и свойств электрона – как крушение материализма. В течение двух столетий классическую механику Ньютона считали окончательным ответом на вопросы физики, завершенной картиной мироздания. Пришедшая ей на смену теория относительности Эйнштейна показала ограниченность классической механики. Однако кризис в физике был связан с ломкой старых представлений о материи и доказал необходимость замены конкретно-научного представления о материи более общим – философским. Так открытия в естествознании помогли сформировать философское представление о качественной неисчерпаемости материи, ее бесконечности в глубь и дать ей следующее определение: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И. Ленин). Определение материи как объективной реальности – принципиально новый подход к определению материи, ибо никакие дальнейшие открытия в науке не смогут его изменить. Но это определение не является полным – оно фиксирует лишь гносеологическую сторону отношения материи и сознания и не раскрывает отношения материи к её атрибутам. Четвертый этап в развитии знаний о материи связан с её онтологическим определением как субстанции через систему её атрибутов, т.е. таких всеобщих и необходимых её свойств, как движение, пространство, время и отражение. Наиболее удачное в этом плане определение было предложено В.Л. Акуловым: «Материя – это бесконечная и вечная субстанция, порождающая в процессе самодвижения все богатство сущего, в том числе и субъекта как высшую форму своего развития, а потому, отражаясь в субъекте, существует независимо от него». Материалистическая философия в анализе проблемы соотношения материи и движения исходит из субстанциальности материи и атрибутивности движения. Это значит, что материя рассматривается не как мертвая, пассивная и неизменная субстанция, а как активная, вечно изменяющаяся, порождающаяся в процессе саморазвития бесконечное многообразие материальных систем. Все объекты материального мира, равно как и духовного, являются системами: 1) материальная система – система предметов, объектов, вещей; 2) духовная система это система ценностей, идеалов. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум. Неживая природа представлена следующими уровнями: субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомарный, молекулярный, макротела, планетный, система планет, галактики, система галактик, метагалактики, вселенная, мир в целом. Живая природа имеет свои уровни: доклеточный (ДНК, РНК, белки), белки, многоклеточные организмы, виды и популяции, биоценозы, биосфера. Социум представлен следующими уровнями: индивид, семья, коллективы различных уровней, социальные группы, этносы, нации, племена, расы, государства;, союзы государств, общество, человечество целиком. Материя характеризуется такими атрибутами, как: движение, пространство, время, отражение, структурность (внутренняя расчленённость реального мира), системность, взаимодействие, самоорганизация.
|