Студопедия — Онтологизм античной философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтологизм античной философии






 

Дальнейшее развитие греческой философии было связано с переходом от признания конкретных чувственно воспринимаемых природных стихий (воды, воздуха, земли, огня) основой мира к попытке более глубокого его понимания. Философы элейской школы Парменид, Ксенофан, Зенон (6-5 вв. до н.э.) не были удовлетворены пониманием мира как превращением воды или огня, поскольку они знали, что ощущения и восприятия могут обманывать человека. Знание (истину), по их мнению, даёт лишь разум, логическое мышление; ощущения же и чувственное восприятие дают только мнение – обычные, повседневные представления, далёкие от истины, видимость знания. С этой позиции они и пытались выявить, что же действительно существует в мире, т.е. что есть бытие.

Исходная их посылка: бытие – то, о чём можно логически непротиворечиво мыслить. Зенон сформулировал несколько парадоксов, или апорий (от греч. «безвыходное положение»), показывающих, по его мнению, невозможность движения. Одна из них – «Дихотомия» (деление пополам): предмет, движущийся к цели, должен сначала пройти половину пути, а чтобы пройти эту половину, он должен сначала пройти половину половины; поскольку путь можно делить до бесконечности, то предмету требуется бесконечное время для достижения цели, и поэтому он никогда её не достигнет. Другая апория – «Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительную черепаху, потому что, когда он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха немного проползёт вперёд, ситуация повторится, и так всякий раз до бесконечности. Интересна одна из попыток опровержения Зенона философом Антисфеном (ок. 450-360 до н.э.): выслушав аргументы Зенона, он встал и начал ходить, наглядно показывая наличие движения. Однако Зенон ему ответил, что чувства нас обманывают, свидетельства разума для него были авторитетнее свидетельств чувств.

Элеаты приводили доводы и против признания расчленённости бытия, наличия у него частей и различий. Вот один из них: поскольку нет движения, то нет и пустоты, где оно могло бы осуществляться, а раз нет пустоты, то бытие нераздельно. В итоге Парменид пришёл к выводу о том, что бытие, или мир, - это единый шар без частей, различий и движения. Ксенофан, разделяя в целом взгляды Парменида, назвал бытие Богом – единым, неделимым, вечным, неподвижным и мыслящим. Ксенофана поэтому можно считать одним из основателей пантеизма (от греч.«пан» – всё и «теос» – бог) – учения, отрицающего персональное (вне природы) существование Бога (или богов) и отождествляющего Бога с природой, рассматривающего природу как непосредственное воплощение Божества. Позднее это учение развивали Д.Бруно, Б.Спиноза и другие философы.

Хотя элеаты предложили такую трактовку бытия, которую нельзя, конечно, признать верной, их учение сыграло огромную роль в развитии философии. С одной стороны, Парменид может считаться родоначальником метафизики, поскольку отрицал наличие не только развития, но даже простого механического движения (стопроцентная метафизика), но с другой стороны, их учение дало мощный стимул к развитию диалектики через анализ проблем «истина - заблуждение», «ощущения - разум», «конечное – бесконечное», а также благодаря признанию ими роли разума в познании. И до сих пор парадоксы элеатов занимают умы учёных, и нет ещё полностью ясного логического их разрешения.

Иную по сравнению с элеатами трактовку бытия дал Демокрит, который свои взгляды основывал на учении своего учителя и друга Левкиппа (от.500-440 до н.э.) Демокрит, как и элеаты, исходил из установки, что истинное знание бытия даёт разум, а не ощущения. Однако бытие у него множественное, это – атомы (от греч. «атомос» - неделимый): «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, всё существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных, неделимых, вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». По Демокриту, атомы отделены друг от друга пустотой. Атомы – бытие, пустота – небытие. Все вещи образуются из сочетания атомов и различаются между собой по их количеству, форме, порядку и положению. Во Вселенной сначала был вихрь атомов, они кружились и наталкивались друг на друга, более тяжёлые образовывали центры, а более лёгкие располагались по периферии, образуя сферы или оболочки. Вселенная бесконечна и бесконечно в ней число миров. Одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Некоторые миры имеют жизнь, другие – нет. Земля – центр только своего мира. Можно только поражаться, что такие правильные и глубокие мысли были высказаны почти 2500 лет назад.

Как Гераклит и Левкипп, Демокрит признаёт существование причинности, закономерности и необходимости в мире, которые он отождествляет и трактует как абсолютную предопределённость любых событий, исключающую какую-либо случайность. Он говорил, что случайными нам кажутся те события, причин которых мы не знаем. Демокрит правильно считал, что беспричинных явлений не существует, но он не понимал, что причинность не исключает наличия случайности, которая, как и необходимость, тоже имеет свою причину и служит формой проявления необходимости.

Человек, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов и отличается от других существ наличием души. Последняя есть совокупность мелких, наиболее подвижных, огненных атомов, которых много в воздухе, поэтому во вдыхании и выдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна: когда человек умирает, атомы души покидают тело и рассеиваются в пространстве. Демокрит говорил: «Некоторые люди, не зная, что смертная природа человека подлежит разрушению…, сочиняют басни о том, что будет после смерти». В последующем учение Демокрита сыграло огромную роль в развитии философии и естествознания. Особенно большое значение имели его идеи об атомах. На основе этих идей возникли целые науки – химия, физическая химия, фармакология (наука о лекарствах).

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 680. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия