Культура - предмет философского рассмотрения
4.Андрущенко В.П., Михальченко М.Т.Сучасна соціальна філософія.. - Київ, 1996. 5.Зеленов Л.А.,Владимиров А.А.Основы философии. - Москва, 2000. 6.Надольний І.Філософія:посібник. - Київ, 2004. 7.Петрушенко В.П.Практикум з філософії.-Львів,2000. 8.Федів Ю.,Мозкова Н.Історія української філософії.. - Київ, 2002. 9.Философия:Справочник студента/Под ред.Г.Г.Кириленко,Е.В.Шевцова. - Москва, 2000. 10.Философия./ Под ред.Л.Г.Кононовича, Г.И.Медведовой - Ростов н/Д, 1999. 1. Філософський енциклопедічний словник. - Київ, 2002. 2. Філософія. Підручник / За ред. М.І.Горлача, В.Г.Кременя - Харків, 2001. 3. Щерба С.П.Філософія:короткий виклад.Навчальний посібник.-Кондор,2004
Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком». Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести человека из сферы, обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.
Культура - предмет философского рассмотрения Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением «культуры» занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит и к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного, и к выделению и систематизации наиболее распространенных и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения на культуру. В основе становления понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека, которые начались в Новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, самому себе. Ho культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. «Человек является субъектом творческой деятельности в культуре». Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе творческого содержания, превращается в бессмысленное кривлянье. Созидание культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Конечно, речь идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И. Северянин, а не его современники А. Блок или С. Есенин. Однако история все расставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей. Различное соотношение традиций и обновления творчества в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. Во-первых, традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. Например, в средневековом обществе главная задача художника состояла в отражении того, что уже произошло - священной истории, истории пришествия Христа на землю, его мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, и того, что зафиксировано в Библии и произойдет в будущем. Для художника важно здесь не самовыражение своего творческого «я», а следование традиционному образцу. Отсюда становится понятным равнодушие средневековых мастеров к проблеме индивидуального авторства, когда целые куски литературного текста (музыкальных пьес, опер и т. п.) кочевали из произведения в произведение без всякого указания на источник цитирования.
|