Разновидности сложной трехчастной формы
1. Промежуточная между простой и сложной трехчастной формой. От простой трехчастной формы промежуточная отличается строением средней части, от сложной – строением крайних частей. Крайние части представляют собой период, а середина – простую двух- или трехчастную форму: А ВС А или А ВСВ А (Шуберт, Музыкальный момент f-moll). 2. Двойная сложная трехчастная форма АВА1В1А2 возникает у композиторов, тяготеющих к широкому мелодическому развертыванию материала (Шуберт, Малер). 3. С чертами других форм: a) концентрической. Этот случай – в промежуточной между простой и сложной трехчастной; b) черты рондо – с добавочным рефреном; c) с чертами сонатности благодаря преобразованию темы середины в коде; d) с чертами сюиты благодаря принципу контрастности (Большой блестящий вальс Шопена: А В С d А Кода). Сложная двухчастная форма Это такая форма, в которой хотя бы одна из частей является простой формой [4]. Эта форма обязательно контрастна, так как внутри каждой части уже есть развитие. Классификация осуществляется по структуре, а не по тематизму. 1) Уравновешенный тип. Части равнозначны по структуре, масштабу, смыслу. 2) Хореический тип. Вторая часть играет роль большой коды. По структуре первая часть более сложна, а вторая может быть не оформлена структурно. 3) Ямбический тип. Вторая часть более развита, а первая может иметь значение вступления. Применение – преимущественно вокальная музыка, так как наличие поэтического текста может не предполагать возврата тематического материала. В инструментальной музыке слишком контрастные части могут привести к сложности их соединения. Типичное строение частей – простые формы, среди них трехчастная с развивающей серединой, а двухчастная – контрастная. Связь частей может быть тональной, жанровой, тематической, образной либо по принципу контраста. Если одна из частей уже написана в сложной форме, то целиком форма называется вдвойне сложной, или сверхсложной. Обрамление и концентрическая форма Обрамление – это однократное опоясывание формы. Может встречаться на любом уровне формы (в теме, во всем произведении). Концентрическая форма – та, в которой до середины нет ни одного повторения, а обрамление возникает не менее двух раз: А В С В А или ABCDCBA. Концентрическая форма может быть простой или сложной в зависимости от строения частей. В чистом виде она встречается редко, но принцип концентричности заложен в других формах: 1) в промежуточной форме между простой и сложной трехчастной: А ВСВ А (Шопен, Мазурка ор. 41 №2); 2) в сонатной форме с зеркальной репризой (Вагнер, увертюра к опере «Тангейзер»). В концентрической форме между частями возможны связки. Концентричность характерна для музыки ХХ века, так как ощущается распад тональности, она уже не является скрепляющим средством, а форма выдвигается на первый план. Большую роль играет ракоход (Хиндемит, опера-скетч «Туда и обратно»). Репризы в концентрической форме могут быть сокращенные, динамизированные, так как для формы характерна непрерывность развертывания. Схема часто такая: А В С В1 А1. Концентрической называется форма с зеркально-симметричным расположением двух или более пар частей относительно центра. Рондо В поэзии рондó – наименьшая определенная строфическая организация стиха, сложившаяся в средневековой французской поэзии XIV–XV веков как жанр рондо восходит к французской хороводной песне-танцу с движением по кругу и куплетным возвращением музыки. Рóндо («круг») в музыке – форма, в основе которой лежит чередование неоднократно возвращающейся темы (рефрена) с другими эпизодами. Эпизод может быть оформлен и не оформлен структурно. Рефрен по структуре – период либо простая двух- или трехчастная форма. Между частями могут быть связки. Для рондо характерно наличие коды. Рефрен может варьироваться, прежде всего мелодически, может сокращаться до периода, что характерно для серединных проведений. Слово «рондо» может обозначать жанр и скрывать форму (соната или рондо-соната). Для этой формы не характерна область драматического, но иногда может быть медленное рондо.
|