Студопедия — Древнеримская архитектура.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнеримская архитектура.






Что же касается римской архитектуры, то и здесь не обошлось без

заимствований.. Также как и в религиозных верованиях, заимствования

проходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов.

Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но

очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше

пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили

новые, усовершенствовали способы строительства.

Потому не удивительно, что в римском искусстве периода расцвета

ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в

развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе

мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям

общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на

огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по

высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству

композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные

сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные

объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своими

запросами. Потребности римского общества породили много типов сооружений:

амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве

получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры,

храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской

архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и

целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и

четкости.

С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические

государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов.

Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили

нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство.

Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины

греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства.

Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении к

ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл

конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных

целях.

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.

Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн

нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных

сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

Обращают внимание грандиозные сооружения — древние оборонительные

стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии,

Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и так

называемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.).

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли

различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.)

для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю

Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня,

плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м

длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными

пролетами для горных вод.

Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой

городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.

э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров,

заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных

окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.

Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой

столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты,

акведуки,обогатилось архитектурное убранство. По словам историка Светония, Август

так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его

кирпичным, оставляет его мраморным». Город поражал современников

необозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Его

предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания,

колошше портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато

декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

«Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима

были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.

Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в

провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными

проводниками римской культуры, идеологии.

Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак

освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом —

торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку,

император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была

границей своего и чужого мира»

Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Театры и

амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики

в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским

изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места

для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли

собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с

местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались

для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни

празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п.

В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев,

получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»).

Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около

пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены

на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и

выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его

композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для

зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики

развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность

максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной

публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно

общественному рангу зрителей.

Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромной

империи. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатый

памятниками, город и в III – IV вв. имел внушительный вид. В III в. еще

продолжалось большое строительство – воздвигались арки, великолепные термы,

дворцы. «Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не было ни

одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал»

Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все более

примитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями и

роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных

приемов строительства.

Литература Древнего Рима.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением

в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали

классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Однако, на мои взгляд, именно

литература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и самобытно

выразили свою индивидуальность. Во времена развития гражданского общества

литература стала одним из ведущих средств диалога с властью.

Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в

отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны,

несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь

(carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена

она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского

свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной

поэзии других народов.

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым

римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык

«Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его

привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и

занимался обучением детей аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен

сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём

встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое

поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение

долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли

собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около

274—204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое

произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей

римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие,

сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный

костюм – тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulae

praetextae.

«Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических

убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда

Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в

Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда

лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось

удалиться из Рима.»[9]

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-

169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической

войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с

Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний

жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил

права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок

он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме

того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний

первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие

стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и

коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из

лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов—Ливия, Андроника, Невия и

Энния — до настоящего времени дошли лишь отрывки.

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались

образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254—184 гг.). Плавт родился в

Умбрии. Прибыв в Рим, он поступил служителем в труппу актёров, затем

занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в

свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая

судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту

пришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими к

самым разнообразным прослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются

подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая

в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией

бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий

происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической

комедии, фигурируют условные типы.

Большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют в комедии

прихлебатель (паразит) и сводник; женские роли несколько однообразны; на

сцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно лежит любопытная

интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется

«Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на

войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в

обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный

слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют

из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает

его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили

удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел

на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие

происходит в Эфесе. Главное действующее лицо — Пиргополиник — воин,

состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес

приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому,

чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и

добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина,

назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки,

отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига

раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого

старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых

откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от

массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и

взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест

против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия

«Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и

напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у

Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт

создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно

пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил

неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде.

Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта

найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180—102 гг.) известен

своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий

нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление,

жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем.

Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и

до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим

произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его

времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям,

ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного

поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.

Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром,

получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до

середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная,

постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно.

Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала

созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих

столетий.

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы,

но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации

учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.

«В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них

стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные

поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно

александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму

стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя

Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой

философской поэмы «О природе вещей».»

Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям

представляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, а

дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в

ранний период истории западных “варварских королевств” было забыто

значительное число достижений материальной и духовной культуры античности,

многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии,

античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на

западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя

ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви” грамотные люди

знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей,

мифами.

 

Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти

труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения,

исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и

здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много

столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных

авторов, благодаря чему они дошли до нас.

 

Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античным

наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось

от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские

ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным

наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры

Возрождения. Теперь труды римских авторов извлекались из монастырских

хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.

С течением времени влияние античного наследия все более крепло.

Европейская литература постоянно обращалась к античности, и все более

прочной становилась связь между ними. Обрабатывались античные сюжеты:

“Антоний и Клеопатра”, “Юлий Цезарь” у Шекспира, “Федра”, “Британик” у

Расина, “Медея”, “Гораций”, “Помпей” у Корнеля. Воспроизводились целые

пьесы: “Комедия ошибок” Шекспира повторяла “Менехмов” Плавта, а “Скупой”

Мольера – плавтовский “Ларчик”. Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега,

Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам

устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им

писались новые.

Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные

римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18

веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой “Памятник” в

подражание “Памятнику” Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С.

Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе

равных. К античным сюжетам обращались Мережковский (“Юлиан Отступник”),

Брюсов (“Алтарь победы”), Андреев (пьесы “Похищение сабинянок” и “Конь в

сенате”). То есть это доказывает, что римская литература была явлением

вполне самодостаточным, иначе она не нашла бы такого широкого отклика в

мировой литературе, и который находит до сих пор.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 526. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия