Философско-религиозные системы
В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор. Даосизм. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-цзы, автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв.до н.э. Основная философская категория даосизма – это дао – закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность. Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе; природа – реальный мир – зависит от Дао, а не от «божественной воли» или других сверхъестественных сил. Философский даосизм учверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теория неведения. Эта теория – основной принцип даосизма. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного Дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к Дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманизма, колдовства, астрологии и демонологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосских монахов; они получали доход от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали (способов гадания было множество), занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от «злых духов» места для построек и могил, определяли дни и часы, благоприятные для какого-либо дела, свадеб, похорон, отправления в дорогу и пр. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи пытались задобрть ее хорошим место для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи недеяния и непротивления. Конфуцианство. В это же время – в конце VI- начале Vвв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни». Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества, соответственно его положению: «Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности». Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба»: «Император, - говорит Конфуций, - это отец народа, а народ – его дети». Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов – церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм. Он не проявил особого интереса к философским проблемам бытия, его учение – это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности. Во II-I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Его личность окружается ореолом святости, в его честь начинают сроиться храмы. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, на основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система, освещающая идею тотального господства и подчинения. Основное содержание конфуцианства – это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая - включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого, в низшую – боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровителя городов. Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого «ученого сословия». Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, именно они – главные хранители конфуцианских заповедей. Таким образом, государство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти. Эта идея наложилась на издревле существовавшие в Китае идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм; еще во II в. до н.э. нарушение этих традиций каралось превращением в государственных рабов как самого нарушителя, так и членов его семьи. С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Строгой была регламентация быта древних китайцев. Так, торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они – самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни. Буддизм. На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Существовало два направления в буддизме: хинаяна («малая колесница»), выдвигающая на первый план самосовершенствование человека, и махаяна («большая колесница»), проповедующая терпимость и сострадание к ближним. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа. К IV в. н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, также как и даосизм, уступит место конфуцианству. Характерно, что все религиозные системы в Китае имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идеи «недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности. Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным». Наука Уже в V в.до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежит и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф. Активно развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц – на четыре недели. С V в.до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Письменность. Литература Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые их них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы – «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. – более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же и были составлены первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.
|