Социальные структуры
В гето-дакийком обществе аристократы назывались тарабостами, а простой народ – коматами или капиллатами. Тарабосты носили что-то вроде шерстяной шапочки, которая представляла собой знак аристократического происхождения. Отсюда второе их название – пиллеаты (pilleum – шапка, колпак). Знать (в том числе цари, жрецы и военные предводители) владела большими участками земли, стадами. Простые люди ходили с непокрытой головой, ну а поскольку у них были длинные волосы, то их ещё именовали коматами (молд. coma – шевелюра). Будучи земледельцами, ремесленниками и торговцами, они образовывали основной производящий класс. Из коматов состояло войско. У гето-даков были и рабы, но они не играли значительной роли в экономике. 8.Жречество. Как и у других античных народов, у гето-даков жречество занимало особое положение в обществе. Жрецы обладали познаниями во многих областях и пользовались большим уважением в обществе. По данным античных авторов, у гетов существовало несколько категорий жрецов: капнобаты, кристы и полисты. Сложно сказать, каковы были функции этих категорий жрецов. Некоторые античные писатели рассказывают, что полисты былианалогичны ессеям – членам иудейской секты, проповедовавшей аскетизм, создавшей т. н. «Свитки Мертвого моря» и считающейся близкой к ранним христианам. Жрецы гетов приносили жертвы и были хранителями научных знаний. Одновременно с появлением государства появляется сан верховного жреца, являвшегося ближайшим сподвижником царя. Эти функции, как свидетельствуют античные авторы, на протяжении истории выполняли Залмоксис (имя близкое имени верховного бога), Декеней, Комосик. Самым известным верховным жрецом был Декеней, помогавший царю Буребисте в объединении племён гето-даков, а после его убийства сам ставший царём. 9.Святилища и культовые места. У гетов существовало множество святилищ. Самые древние сооружались из дерева и были прямоугольными. Важные культовые сооружения (круглые и четырехугольные в плане) найдены в Сармизегетузе. Гето-дакийское святилище обнаружено в селе Бутучены Оргеевского района. Согласно Страбону, геты считали священной гору Когеон (Когайонон), куда в пещеру удалился Залмоксис. 10.Погребальные обряды. Информация о погребальных обрядах гетов известна благодаря археологическим данным и сообщениям античных авторов (Геродот, V, 8; Помпоний Мела, II, 2, 18-20; Солин, 10, 1). Существующие данные показывают, что в V–III веках до н. э. кремация являлась основным погребальным обрядом у гетов, при этом представители знати иногда прибегали к ингумации (захоронению в землю). Однако в первой половине II века до н. э. методы погребения покойных у гетов кардинальным образом изменились, и отследить их археологическим путем невозможно. В период правления царя Буребисты на юго-востоке Трансильвании, в Олтении, Мунтении и на юге Молдовы появились могильники. Впоследствии могильники возникали близ поселений к востоку от Карпат, в долине Сирета. В принципах организации этих могильников ощущается сильное влияние сарматского населения Северного Причерноморья. 11.Романизация гето-даков Еще до покорения Римом и образования провинции Дакии, гето-даки ощущали значительное влияние Римской империи. Так римский денарий почти полностью заменил местные денежные единицы. Это повлекло за собой усиленное проникновение римских товаров и торговцев на территорию даков. Началась активная урбанизация. Также присутствие многочисленных римлян — инструкторов, беглецов, использование латинской письменности, способствовало романизации гето-дакской культуры. А после завоевания Римом Дакии экономическая интеграция дополнилась административной. Дальнейшая романизация привела к рождению нового народа — румын. Tema 10 Западноевропейская средневековая культура. (2 часа) Христианская религия как доминанта средневековой культуры Научная и художественная культура средневековья Образование Архитектура Литература
|