Студопедия — Юриспруденция.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Юриспруденция.






Крупнейшее ее достижение - составление "Свода законов" (Corpus iuris) Юстиниана, где использованы рим. законы и соч. юристов, исходивших из норм рабовладельч. права. Компилятивный по существу сборник отличается образцовой структурой и сохраняет четкость формулировок рим. права. Юстиниан запретил дальнейшее самостоят. творчество юристов, ограничив его лишь переводами и комментариями "Свода". Предпринятые в 8 в. попытки использовать нормы действующего права (Земледельческий закон, отчасти Эклога законов) были затем оставлены, и визант. правовые соч. с 9 в. (Василики) и до 14 в. (Арменопул) - компиляции ранневизант. переводов рим. права. Однако в практич. судопроизводстве постоянно разбирались казусы и вырабатывались нормы, отличавшиеся от норм рим. права; изучать их можно по Пире (11 в.) и деловым актам.

Изобразит. искусство. В ранний период искусство сохраняло антич. традиции и мотивы, вытеснявшиеся ср.-век. системой художеств. творчества. Последняя окончательно сложилась к 9-10 вв., отчасти в результате победы учения иконопочитателей (полагавших, что священное изображение должно являться отражением отвлечен, божественного "архетипа") над иконоборцами (отрицавшими священные изображения). Ведущую роль в изобразит. иск-ве Византии играла живопись, достигавшая острой эмоциональной выразительности гл. обр. путем сочетаний плоских цветовых силуэтов, ритмики линий. В Византии развилось иск-во настенной росписи (мозаика, использующая смальту, в т. ч. золотую, и фреска, к-рую обычно заканчивали темперой), в к-рой в 6 в. четко определилось отвлеченное духовное начало (мозаики церкви св. Виталия в Равенне), а к 10 в. сложилась строгая система расположения сюжетов на стенах и сводах храма, связанная с композицией крестово-купольной церкви. Выдающиеся мозаики сохранились в соборе св. Софии в Константинополе (9-12 вв.), церкви монастыря в Дафни около Афин (11 в.), церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (14 в.). Гл. видом станковой живописи стала иконопись, обычно выполнявшаяся на досках темперой, а в ранний период восковыми красками (наиболее ранние памятники - ок. 6 в.). Книжная миниатюра представлена церковными и светскими произведениями: сначала на свитках ("Свиток Иисуса Навина", копия 7 или 10 вв. с более раннего оригинала), затем в кодексах ("Венская книга бытия", 6 в., "Хлудовская псалтырь", 9 в., "Парижская псалтырь", 10 в.). В скульптуре со времени иконоборчества исчезает круглая статуя; продолжает развиваться иск-во рельефа и мелкая пластика. Большую роль играло декоративно-прикладное искусство (эмаль, ювелирное дело, резьба по слоновой кости, ткани, стекло), долго хранившее традиции антич. художеств. ремесла.

Архитектура. От поздней античности Византия восприняла традиции градостроительства; сохранялась рим. планировка с прямоугольной сеткой улиц. Однако уже в 5 в. в Константинополе определяется средневековая по типу планировка с центр. площадью и собором, куда сходятся гл. улицы. Для позднего периода характерна живописная планировка города, подчиненная рельефу местности (Мистра, 13-15 вв.). Города и монастыри были укрепленными. Архитектура жилища изучена слабо; известно, что дома в Константинополе достигали неск. этажей и имели в нижнем этаже аркады; домам в Мистре свойствен крепостной облик. Размерами и великолепием выделялись дворцовые постройки Константинополя (части Большого дворца императоров, 5 в.; т. н. Текфур-Серай, 14 в.). Сел. поселения известны, за исключением сирийских, плохо; в архитектуре поместий, вероятно, долго держались антич. традиции. Единый тип и стилевые особенности архитектуры Византии сложились в результате сочетания традиций, бытовавших в разных областях империи. Однако отличия местных школ сохранились, выражаясь, в частности, в использовании разных материалов: для зодчества столицы был характерен кирпич, для греч. школы - кирпич в сочетании с камнем, для вост. обл. Византии - камень. Ведущим в Византии было культовое зодчество, уже в ранних памятниках которого (базилики и центрич. купольные здания 4-5 вв.) внимание уделялось гл. обр. интерьеру, создававшему особый эмоциональный мир, резко отличный от окружающей среды. В течение 4-6 вв. пропорции церк. здания теряют свойственную античной архитектуре соразмерность с человеком; унаследованная от античности ордерная система начинает играть второстепенную, декоративную роль, а в развитой ср.-век. архитектуре исчезает вовсе. Крупнейший памятник раннего визант. зодчества собор св. Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета) - трехнефная базилика, покрытая грандиозным куполом, укрепленным на парусах. С 6 в., наряду с купольной базиликой, разрабатывается тип крестовокупольного здания, сложившийся в 9-10 вв. и ставший характерным для ср.-век. зодчества Византии; его особенности: купол в центре здания (близкого в плане к квадрату), укрепленный на четырех опорах с помощью парусов; расходящиеся крестом от купола сводчатые проходы; купола по углам, между рукавами креста. Этот тип обеспечивал более надежную конструкцию здания, чем купольная базилика: распор гл. купола равномерно передается во все четыре стороны, а угловые купола создают противодействующее, погашающее давление на его четыре опоры (церкви Феодора, 11 в., Пантократора, 12 в., в Константинополе). Для Греции более характерен вариант, отличающийся тем, что купол крепится на торцах стен с помощью тромпов (церковь монастыря в Дафни, 11 в., и др.). Крестовокупольная конструкция получает выражение во внешнем облике храма, к-рому в отличие от ранних зданий придается большее значение (членение арками и колонками стен и барабанов куполов, узорная кладка и т. п.). Крестовокупольный тип храма, оказавший огромное влияние на зодчество соседних с Византией стран, просуществовал до гибели Византии, претерпевая лишь отдельные изменения (напр., двухъярусные храмы, базиликальные в первом и крестовокупольные во втором ярусе, в Мистре).

Музыка. В светской музыке, возвеличивавшей "дворцовый деспотизм", были распространены хоровые возгласы - славословия (эвфемии) и застольные величальные песни, часто в сопровождении органа и труб; в культовой музыке - молитвенное чтение нараспев (речитирование), псалмодия, позднее - тропари. Широкое распространение получила гимнография, виднейшими представителями к-рой были Роман Сладкопевец (6 в.), Андрей Критский (7-8 вв.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Косма Иерусалимский (8 в.). Крупным центром гимнографии был Студийский монастырь (Феодор Студит, 8-9 вв). Музыка Византии, игравшая до 9 в. видную роль в Европе, позднее пришла в упадок.

Значение византийской культуры. В. к., являвшаяся частью ср.-век. культуры, сохранила многие антич. традиции. Вместе с тем в ряде обл. науки и техники были сделаны известные шаги вперед. Гуманитарные науки, дифференциация к-рых была крайне нечеткой, несмотря на сковывавшее влияние богословия и господство традиций, поднимали актуальные вопросы, хотя и в завуалированной форме. Лит-ра способствовала выработке нового эстетич. идеала: в противовес античному идеалу героизированного, гармонически развитого человека выдвигался образ человека маленького, слабого, греховного, но страстно жаждущего спасения. В визант. изобразит. иск-ве особенно четко были сформулированы принципы ср.-век. художеств. творчества. Будучи, по крайней мере до 12 в., наиболее культурным гос-вом Европы, Византия влияла на соседние страны (особенно на южнослав. гос-ва, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центр. Европы). Через Византию дошли до нас памятники античной цивилизации: переписанные ср.-век. писцами рукописи греч. поэтов и сборники рим. права; визант. писатели (Фотий, Иоанн Зонара и др.) сохранили множество фрагментов из утерянных ныне сочинений. Визант. ремесл. техника, архитектура, живопись, гражд. и канонич. право, естествознание и лит-ра содействовали оформлению ср.-век. культуры соседних народов, многому научившихся у Византии. Особую роль сыграла В. к. в подготовке гуманистич. движения 14-15 вв.: переселившиеся из Греции в Италию и на Русь люди приносили с собой "греч. мудрость", греч. ученые (Георгий Гемист Плифон) и художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в культуре Возрождения. Вместе с тем присущее В. к. преклонение перед традицией нередко сковывало в находившихся под визант. влиянием странах свободное развитие науки, иск-ва и лит-ры.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия