Художественная культура Арабского Востока
Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций. Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на запрет изображать живые существа под страхом религиозной кары. Скульптура, портретная живопись были развиты слабо. В крупных городах и центрах Востока появились великолепные образцы арабо-мусульманской архитектуры, с характерными для нее красивыми небольшими сравнительно башенками, тонкими колоннами, несложными выразительными капителями. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича из камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок – подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий. Арабы создали известные шедевры художественной литературы. В XII в. окончательно сложилась замечательная книга «Тысяча и одна ночь», в которой собраны лучшие творения фольклора мусульманских народов (особенно египтян и иранцев). Столько ночей, ублажая своего владыку, красавица Шахерезада рассказывала ему арабские, персидские, индийские, греческие волшебные истории, перенося их сюжеты в арабскую среду. Изюминкой арабской литературы вообще является подлинно народный юмор. Непревзойденный образец в этом плане – рассказы о хитроумном ходже (молле) Насреддине, которого считают именно своим буквально все народы Востока. Всемирной славой отмечены поэмы Абулькасима Фирдоуси (934-1034), особенно «Шахнамэ» («Книга царей»), состоящая из 60000 стихов. Для ее написания Фирдоуси использовал богатейшее народное былинное творчество, подвергнув его чрезвычайно изящной поэтической обработке. Вершиной арабской поэзии считается творчество другого великого перса, Омара Хайяма (1048-1122), поэта-философа и ученого. Его знаменитые рубаи воспевают жизнь, любовь, добрую пирушку с друзьями. Арабская поэзия, глубоко философская по своему настрою, как правило, сочетается с музыкой. Даже суры Корана читаются нараспев. Строгие правила Корана, запрещая любые вольности, создавали, вместе с исключительными сложностями, и огромные творческие стимулы для исполнителей.
Tema 13.Культура эпохи Возрождения и Реформации. (2 часа) Культура итальянского Возрождения
|