Северное Возрождение
Северное Возрождение подразумевает не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, Франции. В странах Северной Европы не было такого количества античных памятников, как в Италии. В сущности, там нечего было возрождать. Поэтому под Северным Возрождением понимают искусство названных стран, зародившееся под влиянием Италии. На становление культуры в Северной Европе большее влияние оказало христианство, чем античность. Мифологические сюжеты служили для северных художников скорее пищей для фантазии, чем источником вдохновения. Большое влияние на Северное Возрождение оказало то, что оно происходило в условиях Реформации. В своих произведениях художники стремились хотя бы лишь указать на величие Бога, обозначить его присутствие, признавая, что он неизобразим. Считалось, что образ Бога запечатлен в окружающем мире, поэтому в картинах с благоговением изображались небеса и солнце, вода и камни, растения и животные. Порой какая-либо мелочь обозначала важное богословское понятие. Да и сам человек в отличие от итальянского Возрождения воспринимался не как творец, а лишь как прекрасное, великое творение, живущее в гармонии с природой. Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. В Германии Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформация) и социального (изменение роли крестьянства) кризисов, связанных с Реформацией и последующими Крестьянскими войнами. Расцвет немецкой живописи связан с творчеством трех художников: Матиса Нитхарда (Грюнвальд), Альбрехта Дюрера ((1471-1528) и Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). Немецкое Возрождение было недолгим и не имело логического продолжения. Английский Ренессанс прославился прежде всего не столько живописью и архитектурой, сколько театром, прежде всего творчеством Уильяма Шекспира (1564-1616). Конец XVI в. – период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его еще именуют елизаветинской эпохой. Вырос престиж театров, актеров стали окружать всеобщим вниманием, они стали пользоваться покровительством меценатов-вельмож. В 1576 г. в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х гг. таких театров было уже несколько. В 1588-1589 гг. для группы Шекспира был построен постоянный театр «Глобус». Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь той эпохи. Первые его комедии отмечены оптимизмом («Много шума из ничего»). Однако, впослндствии, в период народных волнений, экономического упадка, кризиса авторитета церкви, его мировоззрение изменилось. В трагедиях «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло» показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Им написаны также исторические драмы «Генрих VI», «Ричард Ш» комедии «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», сонеты. Средоточием гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество, в котором все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью (из него делают цепи для преступников). Основоположник английской классической литературы – Джефри Чосер (ок. 1340-1400). Наиболее известное его произведение – сборник стихов и прозаических новелл «Кентерберийские рассказы». Возрождение в Испании носило более противоречивый характер. Многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские и плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина». Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616). Главное его произведение – бессмертный роман «Дон-Кихот», в котором органически сочетаются реализм, героика и романтизм. Основоположник испанской национальной драмы – великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1500 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Свои взгляды он изложил в форме важнейших принципов испанской ренессансной драмы в стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» Его пьеса «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») была названа первой народной драмой. Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541-1614). Его картины на религиозные сюжеты полны эмоционального напряжения, персонажи его полотен освещены мерцающим светом. («Похороны графа Оргаса»).
|