Tema 12. Культура арабского Востока. ( 2 часа)
Предпосылки формирования арабо-мусульманской культуры Роль ислама в формировании арабской культуры Наука и образование Художественная культура Арабского Востока
Предпосылки формирования арабо-мусульманской культуры В VII в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 г. Муавия – арабский наместник с Сирии – захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII вв. к халифату была присоединена гигантская территория, включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии – на востоке. Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим и объясняется та энергия, с которой арабы вели завоевания. После объединения Аравии в единое государство, арабы обращают свои взоры на Византию и Иран. В 30-40-е годы VII в.арабская конница невероятно быстро отвоевала у Византии огромные территории: Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Кипр. В конце VII в. арабы захватили и остров Сицилию. В 711 г. арабы начинают завоевание Испании, а после ее покорения вторгаются во Францию. Однако продвижение исламских воинов в Западную Европу было остановлено в 732 г. франкским государем Карлом Мартеллом. К концу IX в. на месте мировой империи появился десяток враждебных эмиратов и султанатов. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели. Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой творческие силы народов, входивших в Арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого уже не существовало. Арабские завоевания создали цивилизацию, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Распад халифата не повлиял негативно на культур исламской цивилизации: в X-XI вв. она переживала свой наивысший взлет. В Арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне общественного развития, обладавшие различными культурными и художественными традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и других надстроечных явлениях. Арабский язык был не только языком священной Кениги мусульман – Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось в знаменитой поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы – Ромео и Джульетты Востока, - родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии. Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX-XII вв. арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «величайшее украшение человека – знание» или «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика. Не удивительно потому, что сирийский писатель XII в. Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы современных ему франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.
|