Медицина.
В медицине наряду с изучением соч. Галена и Гиппократа создавались самостоят. труды, обобщающие врачебный опыт. Крупным мед. центром была Александрия, где изучалась анатомия. Врач Орибасий из Пергама (326-403) составил мед. энциклопедию в 76 кн. (сб. извлечений из произв. древних медиков и обобщение личного опыта автора). Ко 2-й пол. 4 в. относится деятельность врача Филагрия (диагностика и терапия болезней печени и селезенки) и Посидония (попытка локализовать психич. способности в различ. участках мозга). В 6 в. врач Аэций из Амиды составил руководство по медицине в 16 кн., Александр Тралльский - труд по патологии и терапии внутр. болезней, переведенный впоследствии на лат., сирийский, араб. и евр. яз. Павел Эгинский (7 в.) был автором руководства по хирургии и акушерству, получившего затем известность у арабов. В последующий период византийцы использовали не только антич. наследие, но и произведения араб. медиков: уже в 10 в. было переведено соч. Абу Джафар Ахмеда; позднее Симеон Сиф в кн."О воздействии пищи" использовал не только Галена, но и совр. араб. рецепты. Араб. традиции были использованы и поздними визант. анатомами и фармакологами, в т. я. Николаем Миренсом (кон. 13 в.), соч. к-рого по фармакопее пользовалось авторитетом на З. вплоть до 17 в. Мед. обслуживание стояло на сравнительно высоком уровне: так, в Константинополе в 12 в. была создана больница из 5 отделений со спец. штатом врачей. Естествознание. Ранневизант. период не богат серьезными науч. трудами; зоология и ботаника носили чисто прикладной, описат. характер. В 5-6 вв. Тимофеем из Газы был написан трактат о животных Индии (извлечение из произведений древних авторов). Своеобразными христ. энциклопедиями естествознания стали т. н. "Шестодневы", основанные на библ. сказании о "сотворении мира" в 6 дней. Наибольшей известностью пользовались "Шестодневы" Василия Кесарийского и Григория Нисского, в к-рых делалась попытка переосмыслить антич. представления о мире с т. зр. христ. богословия. Наряду с этим в них содержались сведения о животном и растит, мире, основанные на наблюдениях живой природы. Широко были распространены созданные еще в первых веках н. э. сборники естественноисторич. сведений о животных, т. н. "Физиологи", приобретшие теперь церк. окраску и богословско-аллегорич. истолкование. Потребности с. х-ва настоятельно требовали расширения и систематизации агротехнич. знаний. В 4 в. Анатолий из Бейрута и Дидимий из Александрии создали трактаты по агрономии, обобщающие накопленный агротехнич. опыт. В 10 в. их трактаты были положены в основу компилятивного сб. "Геопоники". Философия и богословие. Философия в Византии была подчинена богословию. Материалистич. элементы в философии преследовались. Однако в 12 в. они вновь усилились: напр., в речи Михаила Анхиала, философа при дворе Мануила Комнина, содержится полемика против тех, кто утверждал, что мир не сотворен и не имеет начала. Возникали также споры богословов с последователями Эпикура, утверждавшими, что не бог, а судьба управляет жизнью людей. Большим влиянием пользовалось идеалистич. филос. направление. В 4-7 вв. неоплатонизм, с одной стороны, был использован для выработки христ. вероучения (Псевдо-Дионисий Ареопагит), а с другой - послужил идейным источником арианства и нек-рых др. еретич. учений. Позднее, в 11 в., платоновский идеализм был использован Михаилом Пселлом и особенно Иоанном Италом для отстаивания права на критич. отношение к богослов. авторитетам; у философов 14-15 вв., особенно у Георгия Гемиста Плифона, учение Платона выступает как идейное обоснование гуманистич. тенденций. Важнейшим для визант. социологов был вопрос о природе императорской власти; если Валсамон отстаивал принципы автократии, то у ряда авторов мы находим осуждение императорского произвола и прославление абстрактной гуманности (Михаил Пселл, Никита Хониат, Никифор Влеммид). С завершением христологич. споров в 7 в. (монофелиты) наступил период систематизации визант. богословия, что было выполнено Иоанном Дамаскином, опиравшимся, помимо "отцов церкви", на систему Аристотеля, отвергнув ее диалектич. элементы; систематизация богословия протекала в борьбе с иконоборчеством. В дальнейшем господств. направление в визант. богословии сосредоточивает свои усилия на полемике с еретиками: павликианами и богомилами, и с латинянами (см. "Разделение церквей"). С 11 в. в Византии распространяется мистика (Симеон Новый Богослов), пытавшаяся увести возрождавшуюся пытливость человеч. ума в дебри сверхъестественного. В борьбе с элементами визант. гуманизма и рационализма (Варлаам) распространяются особенно в 14-15 вв. мистич. учения (Григорий Палама и др.). Лит.ратура. В 4-6 вв. господствуют унаследов. от античности лит. формы: речи, письма, эпиграммы, эротич. повесть; под сильным влиянием антич. риторики находятся и церк. писатели (Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Зарождаются и новые лит. формы - церк. поэзия (Роман Сладкопевец), агиография, частично использующие нар. язык и нар. сказания. Эти лит. формы становятся ведущими в 7-1-й пол. 9 вв.; во 2-й пол. 9-10 вв. происходит активное собирание и переработка антич. памятников (Фотий, Арефа Кесарийский, Лев Хиросфакт, Константин VII Багрянородный), в лит-ру широко проникают светские темы, особенно популярным становится образ воина ("Дигенис Акрит"). С 11 в. осн. жанрами становятся речь и письмо, представляющие гораздо большие возможности для обсуждения обществ. проблем (Михаил Пселл, Иоанн Мавропод, Феофилакт Болгарский, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и др.). С развитием критич. отношения к господств. идеологии особое внимание привлекает такой атеистич. писатель, как Лукиан, к-рому много подражают (напр., "Тимарион"). В поэзии 11-12 вв. можно встретить не только многословные панегирики и псевдоученые комментарии (Иоанн Цеца), но и полные юмора зарисовки живых сцен (Христофор Митиленский, Феодор Продром). В отличие от свойственного антич. лит-ре героизированного образа, визант. лит-ра стремится создать сложный образ противоречивого человека, греховного, но стремящегося к добру. С 12 в. живой яз. пробивает себе путь в поэзию. По-видимому, с укреплением феод. порядков связано распространение "куртуазного" романа. В лит-ре 14-15 вв. обществ. проблемы ставятся очень остро (Алексей Макремволит, Георгий Гемист Плифон, стихотворные басни), однако свойственные гуманистической литературе жанры развиты еще слабо (автобиографич. повесть Мануила Фила), антич. формы (письмо и речь) по-прежнему привлекают крупнейших прозаиков (Никифор Григора, Димитрий Кидонис). К чисто ср.-век. жанрам восходят как сатирич. повести, где героями выступают птицы, рыбы или плоды, так и "плачи". 5. Историч. наука. Соч. историков - один из интереснейших жанров визант. лит-ры. В 4-7 вв. были еще живы традиции антич. историч. науки. Наиболее крупный историк - идеолог аристократии Прокопий Кесарийский, критически оценивающий политику Юстиниана. Церк. историография (Евсевий Кесарийский, Сократ, Созомен) откровенно апологетична и лишена критич. отношения к источникам. В 8-9 вв. осн. вид историч. соч. - всемирные хроники, где большое внимание уделяется церк. событиям (Феофан Исповедник, Георгий Амартол). С 10 в. появляются произведения, авторы к-рых самостоятельно оценивают события и ставят своей задачей выяснение причины (Феофана Продолжатели). Расцвет историч. науки - 11-12 вв. (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хониат): образы действующих лиц становятся полнокровными, оценки событий - индивидуальными, сообщается много подробностей, внимание сосредоточивается на событиях, современниками к-рых были авторы. В историч. науке 13 в. наблюдается нек-рый спад (крупнейший историк - Георгий Акрополит). В 14 в. наряду с историч. соч., где богослов. проблемы занимают главенствующее место (Никифор Григора), зарождается характерный для гуманистич. лит-ры жанр субъективных история, мемуаров (Иоанн Кантакузин). Обширная историография 15 в. (Лаоник Халкокондил, Георгий Сфрандзи, Дука, Критовул), стремясь сохранить культурное наследие перед натиском турок, поднимает вопрос о величии визант. цивилизации.
|