Контрреформации на движение Реформации.
Собор Святого Петра, церковь Сан-Иво, скульптурный алтарь «Экстаз Св.Терезы», созданные зодчим Ф. Борромини, архитектором и скульптором Д.Л. Бернини, придали католической столице Риму торжественный барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль воплотился в парковых и архитектурных ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, в музыке. Эффекты ослепляющего и грандиозного барокко (по своему поверхностному плану) использовались для восславления могущества, пышности, блеска абсолютистского государства. Но этот стиль был созвучен и буржуазии. Он выражал и открывал мир (в глубинном внутреннем плане) в состоянии становления и сомнения, характерном для восприятия нарождающегося класса, как и вообще свойственного переходным состояниям, новые ценности которого вступают в противоречие к прежним. Но человек ищет опоры под ногами, стабильности и порядка, и одним из знаков устойчивости становится богатство. Это то, на что можно опереться в вечно меняющемся мире. (Термином «барокко» в Португалии называют жемчужину неправильной формы, и жемчужина символизирует достаток, ставший критерием новых смысловых ориентаций). Таким образом, стиль должен был отвечать интересам различных социальных слоев, и поэтому он соединил в себе несоединимое: монументальность и динамизм, театральный блеск и солидность; мистичность, фантастичность, иррациональность - с трезвостью и рассудочностью. В стиле барокко творили П. Рубенс, Рембрандт и И.С. Бах. В морально- и религиозно-философских драмах П. Кальдерона, отстаивающего католические ценности, изображена иллюзорно-мрачная испанская действительность («Стойкий принц», «Жизнь есть сон», «Поклонение кресту», «Любовь после смерти», «В этой жизни все истина и все ложь»), констатирующая о земной тщетности счастья. Классицизм (от лат. - образцовый) - направление в художественной культуре и искусстве XVII-XVIII вв.: литературе (поэзия, драматургия), живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Получил наибольшее распространение в абсолютистской Франции. Абсолютизму не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, глобального единства. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Претендующее на разумность государство стремилось к тому, чтобы в нем видели объединяющее, героически возвышенное начало. Классицизм ориентировался на античные образцы и фактически базировался на рационализме Декарта - трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Ж.Б. Мольера, поэзия Ж. Лафонтена, Н. Буало, музыка Ж.Б. Люлли, картины Н. Пуссена, К. Лорана, парковый ансамбль Версаля. Классицизм в скульптуре связан с именами Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, в музыке - с творчеством Ф.И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, К.В. Глюка (героические оперы). Мастер французской живописи Ж.Л. Давид первым соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой, образовав новый стиль - революционный классицизм. С тем же пафосом и монументализмом, с каким классицизм был взят на вооружение просвещенной монархией, он использовался просветителями в их полемике с деспотизмом и борьбе за освобождение народа в годы кризиса абсолютизма. Герои Корнеля жертвуют собой ради короля и государства, герои Вольтера - ради народа и свободы. Искусству высокого барокко и классицизма (трагедия) одинаково свойственна монументальность. Кальдерон, Мильтон, Корнель, Расин одинаково стремятся к возвышенному. Конфликты их трагедий всегда потрясают. Но трагедия первых подавляет, демонстрируя ничтожество человеческих сил, трагедия вторых возвышает, утверждая сильного и прекрасного в своих страданиях и гибели человека. Во времена Империи классицизм вырождается в новый имперский стиль - ампир, который проявил себя в архитектуре и декоративноприкладном искусстве. Этот массивный величественный стиль широко использовал восточные мотивы (египетские), внутренне связывая наполеоновскую империю с древнейшими восточными (орнамент, элементы «звериного стиля»). Основные принципы классицизма. Классицизм, как литературное направление, родился в университетских кругах в Италии вместе с возрожденным античным театром, поэтому наиболее яркое воплощение получил, прежде всего, в драматургии. Видя в античной драме образец художественного совершенства, гуманисты позднего Возрождения определили непреложные законы театра. Правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, минимализм сценического действия, абстрактность художественного образа, многословные диалоги и монологи, патетика речи, величественные позы и жесты, нерифмованный стих - вот основные особенности классицистической пьесы. Рококо - галантный стиль, стиль Людовика XV, стиль европейской художественной культуры первой половины XVIII в. Термин «рококо» происходит от французского «украшение из раковины». Франция - классическая страна рококо. Раковина - один из излюбленных мотивов в декоративном убранстве рококо, в орнаментах и украшениях. Стиль культивировал утонченную изысканность и изощренную чувственность - неуловимо изменчивый, гармонично прихотливый, театрально-галантный, выразившей блеск фривольного этикета и маскарадность придворного быта XVIII в., преимущественно светский, получивший широкое распространение в декоративном убранстве интерьера и ставший антитезой рационализму классицизма, мистицизму барокко и простоте сентиментализма. Рококо выразил дух уходящей аристократической эпохи. Он воплощал алогизм страсти, иррациональность каприза, пленительность неги, подчеркнутую гедонистичность (культ наслаждений, чувственных ощущений), сочетаясь с интимностью и покоем, уходом в мир индивидуальной эмоциональности. В нем наблюдалось тяготение к любовным и любовно-мифологическим сюжетам, преобладание жанра пасторали, волшебной феерии, лирической миниатюры. Рококо использовался в декоративном убранстве интерьера (мебель, фарфор, шпалеры, панно, росписи и лепные орнаменты) дома- особняка, или многоэтажного дома для буржуазии. Ярким представителем стилястал Ф. Буше, «первый художник короля». Сюжеты его полотен: «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы». Наиболее выдающиеся представители - живописцы А. Ватто, Г. Фрагонар. Характерные черты Просвещени. Общими чертами просветителей являются критика монархической формы правления, поддерживающей его церкви, провозглашение культа разума, а не Бога, попытка просвещения народа, распространение знаний, придание воспитательных функций литературе и искусству, демократизация последнего; противопоставление неразумному феодально-монархическому обществу общества свободы, равенства и братства. В связи с этим возникают новые формы и институты культуры: опера, балет, как самостоятельный жанр возникает натюрморт, процветает пейзаж, создаются музыкальные театры, творческие академии, профильные периодические издания, из частных дворцов в общедоступные учреждения перемещаются сценические представления, художественные произведения перестают быть достоянием элиты. Искусство становится преимущественно светским, исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество берет верх над культовым, происходит секуляризация в живописи и скульптуре, одно из ведущих мест занимает жанровое направление. По сути, искусство становится идеологическим концептом, наряду с наукой одной из ведущих форм культуры.
|