Крещение Руси и его социокультурное значение.
Восточные славяне расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным. На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: · 1.экономические:переход к пашенному земледелию от мотыжного, развитие ремесла и торговли, рост городов. · 2)социальные: появление в обществе выраженного имущественного неравенства. Слои: волхвы, князья, люди, челядь (зависимое население). · 3) политические: формирование военной демократии. Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а на территориальных связях. Во главе племени стоит военный вождь, выбираемый из числа представителей знатных семей. Князь опирается на дружину, племя облагается регулярной данью в пользу князя (полюдье). Так же появляются конфедерации, племенные союзы. Северная конфедерация-центр Новгород, южная- Киев. Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г. Древнерусское государство по своему устройству- раннефеодальная монархия: феодальные отношения существовали с пережитками родовых отношений, а не рабовладельческих. Великий князь киевский опирается на дружину (старшая- бояре(земля в собственности), младшая «Гриди»-посадники(земля на время))
В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства: · норманнская теория; · антинорманнская теория. Норманнская теория. Русское государство было создано норманнами (варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторы: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Антинорманнская теория. Пребывание варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Государственность это закономерный процесс, результат исторического развития. Крещение Руси и его социокультурное значение. Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г. Выбор пал на православие, так как: · на Руси было велико влияние Византии; Европа была православная. · христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство. · ^ В католической церкви папа стоял выше князя, службы только на латыни, в православии- службы на любом языке, церковь служит князю. Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян · Крещение объединило восточных славян в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. · политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере; · христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, там проводились сходы общины, хранились казна и различные документы; · Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. · Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала социальные протесты и насилие со стороны низов общества. При этом она формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему.
|