Неоэволюционизм.
Неоэволюционистические теории в основном пытаются совместить характерную для структурного функционализма идею системности с идеей развития. Одним из первых, такую попытку принял Толкотт Парсонс. В книгах “К общей теории действия” и “Рабочие материалы по теории социального действия”, написанных совместно с Э. Шилзом, он выдвинул положение о том, что все действующие системы, если им удается выжить, сталкиваются с четырьмя проблемами. Во-первых, они должны обеспечить получение ресурсов из окружающей среды и распределение этих ресурсов внутри системы. Этот процесс Парсонс и Шилз назвали “адаптация”. Во-вторых, эти системы должны быть способными мобилизовать ресурсы для достижения определенных целей и установить приоритет между этими целями. Этот процесс “целедостижения”. В–третьих, отношения внутри системы должны координироваться и регулироваться, и следовательно, иметь налаженный механизм “интеграции”. Наконец, должны существовать выработки, в составляющих систему индивидах такой мотивации, которая обеспечивала бы соответствие их деятельности целям системы, равно как и пути снятия прежнего эмоционального напряжения у членов общества. Это механизм “поддержния ценностного стандарта” / 2 /. С введением указанных понятий наметился существенный сдвиг в теории от анализа структур, к анализу функций. Структуры теперь рассматриваются с точки зрения их функциональных последствий для решения названных четырех проблем. Теория социальных изменений. Теория социальных изменений в социологии существует в нескольких вариантах. Спонсироать модель социального изменения в традициях структурно-функционального анализа попытался Роберт Мертон. Он ввел понятие “дисфункции”, разграничение “явных” и “латентных” (скрытых) функций, разработал идею теорий среднего уровня, котроые должны связат эмпирические исследования и общую теорию социологии. Р. Мертон раскрыл суть теории аномии, как особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и ваккуумом идеалов. Теория социального конфликта. У истока этой теории стоял американский социолог Ч.Р. Миллс.Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами. Свой вклад в развитие теории “социального конфликта” внес германский социолог Ральф Дарендорф. В своих социологических работах он стремится преодолеть структурнр- функциональные теории социального равновестия. Общество, согласно Дарендорфу, находится в состоянии перманентного конфликта. Эти конфликты могут приобрести тем более острую форму, чем более затруднена социальная мобильность, т.е. продвижение людей к иным, чем унаследованы или, статутным позициям. Согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Теория социальных систем. Своеобразным синтезом структурно-функциональной модели равновесия и модели социального конфликта стала общая теория социальных систем, обычно формулируемая в функциональных терминах. Здесь особые места занимают труды Ж. Гурвича, Т. Адорно, Х. Шельски, М. Поланьи и др. Структуролизм. Во Франции роль структурно-функционального подхода к социальной реальности сыграл структуролизм – влиятельное направление, представленное такими видными социологами как М. Фуко, К. Леви-Стросс и др. Фуко интересовали наиболее слабо изученные сферы человеческого бытия. В своем трактате “Слова и вещи”, “Археология гуманитарных наук” он стремился исследовть граздо более широкую социокультурную систему – от раннего Возрождения, до наших дней. А К. Леви-Стросс утверждал, что исторический подход тоько облегчает понимание того, как возникают те или иные общественные институты, главная же цель научного изучения общества – “синхронный разрез”, т.е. раскрытие формальной структуры взаимоотношений, вытекающих, в свою очередь, из “бессознательной” природы коллективных феноменов.
|