Социология в России в XX веке.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – крупнейший ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922 г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов мира». Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать – коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполняя крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В 1906 г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907 г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910 г. он начал печататься в научных журналах, таких как «Вестник знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910 г. Сорокину было сделано, предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором. За все это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911 г. он вынужден был, во избежание ареста, бежать из Петрограда, сначала в Подолию, затем за границу. В 1913 г. был арестован снова. За все это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917 г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Основы будущего мира» и др. В 1914 г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915 г., с начала 1917 г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917 г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917 г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918 г. – самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918 г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного Правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные ее направления и основные задачи каждого из них. Он подчеркивает, что социология представляет науку, котроая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности. По его мнению социология изучает общество с трех главных точек зрения: 1) его строения и состава; 2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности; 3) происхождения и развития общества и общественной жизни – таковы основные задачи изучения социологии. Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: 1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений; 2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется; 3. социальную генетику – «Задача генетической социологии – дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей». Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. Эта дисциплина, считал Сорокин, должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человеку возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям. Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты. Действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются: 1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих; 2) взаимодействие сходных и несходных лиц; 3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антогонистическое, сознательное и бессознательное. Все человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли – будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия – все это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных, чувственно-эмоциональных и волевых. Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадается население, простыми важнейшими расслоениями последнего будут расслоения: а) по семейной принадлежности; б) по государственной; в) по расовой; г) по профессиональной; д) по имущественной; е) по религиозной; ж) по объемно-правовой; з) по партийной. Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают: а) типичные и нетипичные для данного населения. Из типичных важны класс и национальность. Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам: 1. разряду космических (физико-химических) сил; 2. разряду сил биологических; 3. разряду сил социально-психических. К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи. К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие: 1. потребность питания; 2. потребность половая; 3.потребность индивидуальной самозащиты; 4. потребность групповой самозащиты; 5. бессознательное подражание; 6. потребность движения; 7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.). Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: 1. идеи; 2. чувства-эмоции; 3. волнения людей. К сложным относятся: 1. материальная культура, окружающая человека; 2. духовная атмосфера социальной среды; 3. общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д. 22 апреля 1922 года Сорокин был избран первым в истории русской науки доктором социологических наук. В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «годами учения», очень интересными и по-своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации. В 1924 г. выходит его первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917-1922 гг. В 1925 г. выходит в свет его «Социологии революции», в 1927 г. «Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1. вертикальном – движения вверх и вниз; 2. горизонтальном – движение на одном и том же социальном уровне. В 1928 г. вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1930 г. всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавит учрежденный социологический факультет. П. Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959 г. В 1956 г. была опубликована его работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956 г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964 г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации. 11 февраля 1968 г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии 20 столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, М. Вебером, Э. Дюркгеймом и др.
|