КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА
В конце XX в. в средствах массовой информации и выступлениях политиков, а также и в повседневной жизни европейцев появляется слово «травма», относимое не только к больницам и психиатрическим палатам. Проникает оно и в область социального знания103, где вскоре становится одним из предметов научного исследования. Среди гуманитариев социологи, пожалуй, первыми обратились к проблеме. Социология давно и исподволь занимается изучением социальных и культурных травм, не используя этот термин. К числу негативных последствий социальных перемен социологи относят: аномию, цивилизационную некомпетентность, социальное трение, синдром недоверия, коллективное чувство вины, коллективное чувство стыда, кризис идентичности, кризис легитимности, теорию культурного лага104. Интерес к понятию культурной и социальной травмы вызван тем, что она способна объяснить ряд негативных или дисфункциональных последствий в обществе, которые прежде не поддавались аналитическому расчленению. Вообще «травма» — это метафора. Травма — это иногда событие, влекущее последствия, а иногда — она сама становится результатом процесса. В социологии происходит расширение метафоры до уровня понятийной категории. Понятие травмы ввел около 120 лет назад Фрейд. В базовых механизмах психоанализа — работа сновидения, первичные и вторичные процессы, психический аппарат — травма играет очень существенную роль. Она понимается как: а) фактор окружения, который воздействует на «эго» и с которым оно не может справиться путем отреагирования или ассоциативной 1 К примеру, с 2001 г. выходит ежеквартальный журнал Culture Shock (http://cultureshock.enigmatic.org). 02 Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. 1995. № 11. С. 26-34. 03 Caruth С. Trauma: Explorations in Memory. Baltimore, 1995. переработки; б) как состояние застоя либидинальной энергии, которую «эго» не может привести к разрядке. Парадигмальные травматические ситуации — это а) страх кастрации; б) сепарационная тревога; в) первичная сцена; г) эдипов комплекс. Травма относится к силе и безотлагательности сексуальных инстинктов и борьбы «эго» против них. Травматическое событие приходит извне и пробивает охраняющую систему подсознания, нанося ей непоправимый или патологический вред. Сутью травматической ситуации является переживание беспомощности со стороны «эго». Такой невосполнимой потерей может стать для ребенка смерть матери, для юноши — уход возлюбленной. Распространенный ныне подростковый суицид на 70% имеет любовную основу. В медицине травма обозначает неожиданное воздействие на организм и его отношения с окружением при длительных деструктивных влияниях. В психиатрии это длительное деструктивное влияние на личность, результатом чего являются умственные, эмоциональные нарушения. 24 января 2001 г. в институте социологии РАН польский социолог П. Штомпка прочел лекцию на тему: «Социальные и культурные травмы: социальные изменения в странах бывшего коммунистического блока». Он перенес в социологию понятие травмы, подразумевая под ней определенную патологию социальных институтов или агентств105. Штомпка исходил из того, что любые социальные изменения травматогенны. Вопрос лишь в том, насколько глубоко, быстро и масштабно травмирован социальный организм. Явление, обозначенное как травма, вызывает ответные реакции (преодоление — coping — травмы), основанные на способности агентства к дальнейшему социальному изменению. В интерпретации Штомпки последовательность травматических событий (thraumatic sequence) в социокультурной сфере принимает следующий вид: 1) структурное и культурное прошлое — среда, благоприятствующая возникновению травмы; 2) травматические события или ситуации (у Н. Смелзера — «структурное напряжение»); 3) особые способы определения, интерпретации, выражения или толкования травматических событий посредством фонда унаследованных культурных ресурсов; 4) травматические симптомы, т.е. определенные схемы поведения и представлений (всеми разделяемые образцы поведения, общепринятые мнения); 5) посттравматическая адаптация («социальный контроль» Смелзера); 6) преодоление травмы — завершающая фаза или начало нового цикла травматической последовательности, если смягченная травма таит в себе условия для появления нового вида травмы106. Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социс. 2001. № 1. С. 6—16. 106 Там же. С. 8. Готовность к травме возникает, когда появляется форма дезорганизации, несогласованности в социальной структуре или культуре: раздвоение, раскол, противоречивость, конфликт внутри культуры, возникающие неожиданно и охватывающие ключевые элементы культуры, — ценности, верования, нормы общества. Травматическая ситуация (событие) может быть определена как состояние напряжения. Ее могут вызвать такие явления, как революция (удавшаяся или нет), государственный переворот, уличные бунты; крах рынка, кризис фондовой биржи; радикальная экономическая реформа (национализация, приватизация и т.п.); иностранная оккупация, колониальное завоевание; принудительная миграция или депортация; геноцид, истребление, массовые убийства; акты терроризма и насилия; религиозная реформация, новое религиозное пророчество; убийство президента (монарха, короля); разоблачение коррупции, правительственный скандал; открытие секретных архивов и правды о прошлом; ревизия героических традиций нации; крах империи, проигранная война. Травматические события вызывают нарушение привычного образа жизни и модели поведения, трагически меняют жизненный мир людей. В ситуации перехода от социализма к капитализму в России П. Штомп-ка усматривает следующие травматогенные обстоятельства, общие для всех постсоциалистических стран. Демографическая и биологическая травма: падение рождаемости, рост смертности, снижение качества жизни, ухудшение здоровья. Информацию о резком снижении рождаемости и всплеске смертности в России, росте уровня самоубийств, парализовавшую на многие годы общественное мнение после краха социализма, можно считать симптомом биологической травмы. В своей работе «Социология революции»1"7 П.А. Сорокин особо подчеркивал тот тип травматического влияния, который проявляет себя в виде биологической деградации населения, эпидемии, умственных отклонений, снижения уровня рождаемости и роста смертности, голода. Повсеместно идущее в воюющих странах понижение уровня жизни большинства населения приводило, по выражению П. Сорокина, к обнажению в психике людей действия базовых инстинктов, а, следовательно, к «бестиализации» человека. Революции не социализируют людей, а биологизируют их, считал русский социолог. Они не увеличивают, а сокращают все базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса. Структурная травма — меняются социальные организации, сложившиеся связи между отдельными структурами прежнего общества; разрушаются коммуникационные каналы, возникает организационный хаос. Он проявляется, в частности, в резком снижении доверия населения к основным институтам общества — президентской власти, парламенту, правительству, суду, армии, милиции. Исключение составляет только Православная церковь, авторитет которой в 1990-е гг. не только не снизился, но и возрос108. Подобную динамику можно объяснить терапевтической функцией религии: к православной вере россияне обращаются в самые трудные моменты сво- 107 Сорокин П. Социология революции // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 108 В постсоциалистической Польше, где доверие к институтам власти неуклонно падало, самый вы ей жизни (в ситуации культурной травмы) и находят в ней утешение, которого не могут найти в ином месте. К другим примерам травмы структуры П. Штомпка относит политическую анархию, нарушение экономического обмена, панику и дезертирство воюющей армии, нарушение и распад семьи и т.п. Культурная травма — шок от изменения ценностно-нормативных и семантических систем (это роли, правила, символы, значения). Ее П. Штомпка относит к третьему типу травматических событий и считает наиболее опасной и труднопреодолимой. Она важна, потому обладает сильнейшей инерцией, продолжает существовать дольше, чем другие виды травм, иногда поколениями сохраняясь в коллективной памяти или в коллективном подсознании, время от времени, при благоприятных условиях, проявляя себя. Яркий пример — травмы племенные, этнические, национальные, коренящиеся в насильственных, травматических событиях прошлого, внезапно возникающие в виде взрывов внутригрупповой ненависти, конфликтов, войн109. Культурная травма может явиться результатом столкновения местной и иностранной культур, интерпретированное как культурно пагубное явление. Третий случай культурной травмы связан с обновлением образа жизни под влиянием изменений технологий, экономики, политических условий. В четвертом случае травма возникает, когда разные сегменты культуры имеют разный темп развития, результат чего — «культурное отставание» определенных сегментов. Культурная травма — это шок от коренных изменений в привычной жизни Травма — коллективный феномен, состояние, переживаемое группой, общностью или обществом в результате разрушительных событий, интерпретируемых как культурно травматические. Травма действует на коллектив и не может быть индивидуальным нарушением. В терминах теории Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социс. 2001. № 1. С. 11. ЭДюркгейма травма носит внешний и принудительный характер по отношению к отдельным людям, которым только остается ее переживать и страдать от ее последствий. Травма вызвана шоковыми событиями. В ее возникновении прослеживаются две важные закономерности: 1) чем больше разрыв между организованной средой и новым событием, например войной, тем сильнее влияние травмы; 2) чем больше травма затрагивает ядро социокультурной системы — сферу базовых ценностей, правил, центральных ожиданий, — тем сильнее она чувствуется. Событие, встреченное с энтузиазмом большинством людей в России, оказалось причиной травматических переживаний, известных как «боль перехода» (безработица, статусная деградация, обнищание, рост преступности). Гибель или, как еще говорят, коллапс коммунизма вызвал целую цепь травмирующих ситуаций. Сюда Штомпка включает: ♦ новые формы рисков — безработица, инфляция, преступность, иммиграция, конкуренция; ♦ изменение жизненных стандартов — появление бедности, изменение критериев престижа; ♦ болезненная реакция на старые проблемы, о которых стало больше информации. Например, экология, здоровье, коммунальное хозяйство; ♦ переоценка прошлого и сопутствующий ценностный диссонанс — критика прошлого режима. По мнению видного польского социолога, культура выражает мир коллективно разделяемых смыслов и символов, распадаясь на две основные категории: 1) нормативные (аксиологические) компоненты: ценности, нормы, правила, роли, стили, вкусы и т.д.; 2) когнитивные компоненты: верования, убеждения, доктрины, теоретические построения, парадигмы. В случае стремительного и радикального изменения в обществе эти компоненты переинтерпретируются, наделяются новым смыслом, какого не было в мирной обстановке. Ценности теряют свое значение, нормы предписывают непригодное поведение, жесты и слова снижаются до уровня непристойности, верования отвергаются или подвергаются сомнению, доверие исчезает, харизма терпит крах, идолы рушатся. Наконец, наступает отчуждение от своей родины и национальности — это кризис идентичности. Поражение в войне, подавление народного восстания, крах империи, преследование религии, делегализация традиционных форм семьи, резкая девальвация валюты, невыплата государством иностранного или внутреннего долга — примеры событий, могущих интерпретироваться как нарушения прежней культуры. Другая разновидность культурной травмы вызвана памятью о коллективных грехах, совершенных общностью, к которой принадлежишь; широким распространением чувства стыда и вины, вызванным воспоминанием о деяниях прошлого, оскверняющих принятые культурные принципы. Яркие примеры — память о Холокосте, чрезвычайно важная для евреев, но вызывающая чувство вины у современных поколений немцев, потомков реальных преступников; или история рабства, до сих пор преследующая общество США. Везде травма возникает в результате несоответствия настоящего или прошлого базовым основам своей культуры110. 110 Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая)//Социс. 2001. № 1. С. 12. Кроме того, культурная травма возникает у людей при встрече с чужой культурой — в качестве эмигрантов, беженцев, туристов или рабочих по зарубежному контракту. Но, как мы видели, у большинства зарубежных социологов такого рода ценностный конфликт называется культурным шоком либо аккультурационным стрессом, но никак не травмой, вызывающей у нас более сильные эмоции и связанной с необратимыми последствиями для человека или группы. Культуру могу потрясти революционные изменения в религии, каковым явился протестантизм Кальвина и Лютера, в науке — переворот Коперника в астрономии и создание теории относительности Эйнштейна в физике, рассекречивание закрытых документов, проливающих свет на историю целой страны. «Секретный доклад» Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС в 1956 г. продемонстрировал масштаб преступлений Сталина, вызвав серьезную культурную травму у целого поколения советских людей. Начавшуюся вслед за тем «хрущевскую оттепель» можно оценивать как крупномасштабную культурную революцию, которая дала генерацию талантливых писателей, поэтов, драматургов, кинорежиссеров, публицистов. «С ликующим криком ворвались подросшие дети войны, мечтатели, идеалисты, правдолюбцы, искатели, экспериментаторы...»1". На долю шестидесятников выпали грандиозные «стройки коммунизма», покорение космоса и северных рек, освоение целины и создание первых студотрядов. 1950—1960-е гг. отмечены на исторической карте страны самым настоящим культурным ренессансом, связанным с мощным подъемом как официального, так и неофициального — диссидентской литературы и андеграундной субкультуры — искусства. В этом случае можно говорить о позитивных последствиях культурной травмы, вызванной крушением культа личности Сталина. Аналогичные последствия могли произойти после распада СССР и образования независимой России. Мирная революция, устроенная столичной интеллигенцией, отказ от диктата компартии, слом тоталитарной машины власти, свобода слова и открывшийся путь к гражданскому обществу должны были, следуя логике вещей, привести ко второму культурному ренессансу Но его не случилось. Видимо, культурная динамика в своих законах не всегда совпадает с экономическим процессом и социальными изменениями. В странах Восточной Европы распад СССР вызвал такую культурную травму, которая привела к кардинальной переоценке ценностей. Ничего подобного не случилось в России. Переосмысление прошлого, предшествующее обычно культурной революции, не вызвало духовного подъема у большинства населения, проголосовавшего, кстати сказать, на референдуме 1992 г. за сохранение СССР. В умах и сердцах царили скорее 1 Аннинский Л. Пред волею и бедой // Новый мир. 1988. № 2. С. 237. паника, разочарование, неопределенность. Кампания очернения советского прошлого, проходившая в СМИ без малого 10 лет, потерпела провал, поскольку уже в 2002 г. начинается возрождение забытых символов, ритуалов, традиций и ценностей. Советская атрибутика становится культурной реликвией, охраняемой государством или во всяком случае требующей бережного отношения святыней. Культурная травма в начале 1990-х гг. являлась первичным феноменом, определявшим ход истории страны. В середине и конце 1990-х гг. она стала вторичным феноменом, уступив пальму первенства тому, что у П. Штомпки именуется демографической и структурной травмой. Обнищание народа, поляризация населения, засилье криминала, депопуляция населения оттеснили на второй план все проблемы, связанные с возрождением культуры и преодолением культурной травмы. Иными словами, в то время, как весь цивилизованный мир дружно вступал в эпоху «постматериалистских ценностей», россиян беспокоили прежде всего как раз эти самые материальные ценности, отсутствие которых мешало им сводить концы с концами, организовать достойный образ жизни, думать о возвышенном и вечном. Впрочем, любая революция несет одним энтузиазм и надежды, а другим — уныние и отчаяние. Одних она возносит на социальный олимп, других опускает на социальное дно. Октябрьская революция 1917 г. вызвала в стране невиданный пролетарский энтузиазм. Гораздо спокойнее встретило ее крестьянство, которое уже в 1920-е гг. взбунтовалось от непосильных налогов, а в 1930-е гг. лучшую его часть отправили по этапам в Сибирь. Культурную травму переживали также дворянство и буржуазия, которые за 56 лет — с 1861 по 1917 г. — безуспешно пытались построить культурную и цивилизованную страну. Физическая смерть одних и духовная других, вынужденных покинуть родину и жить на чужбине, в эмиграции, явилась сильнейшим стрессом, сравнимым с крупномасштабной культурной травмой. Во всех случаях симптомом социальной травмы выступают пассивность, апатия, недоверие к властям, атмосфера пессимизма, ностальгия, интенсивные публичные дебаты, ощущение беспомощности, неверие в будущее. Эффективных средств преодоления культурной травмы человечество еще не изобрело. Чаще всего люди справляются с ней самостоятельно, изобретая многочисленные стратегии поведения. Среди них сокрытие, оправдание, объяснение, адаптация и нейтрализация неблагоприятных явлений. Кроме того, в арсенал борьбы с травмоопасными событиями входят адптационные стратегии, известные со времен Р. Мертона: ♦ ритуализм — попытка использовать прежние стратегии (например обращение к властям); ♦ уход (в малые группы, в религию); ♦ мятеж (возвращение к прежним ценностям); ♦ инновационное поведение (ориентация на реформы): а) рационализация травмирующего опыта; б) апология новой культуры; в) институ-циализация и легализация изменений, устранение травмирующих условий; г) предпринимательская активность— выстраивание новых социальных связей.
|