И АККУЛЬТУРАЦИОННЫЙ СТРЕСС
Культурный шок — неосознанная и глубокая реакция индивида или группы при столкновении с чужой культурой. По существу, представляет собой конфликт между привычными ценностями, привычными культурными практиками, характерными для той среды, которую индивид покинул, и теми ценностями, нормами, традициями, которые ему пришлось встретить в новой культурной среде. Впервые термин «культурный шок» (culture shock) появился в 1958 г., когда понадобилось описать состояние тревоги, которое переживал человек, оказавшийся в совершенно новом окружении89. Это понятие указывает на отсутствие руководства к действию, незнание, что делать в незнакомой обстановке, каковы подходящие и неподходящие (неадекватные) поступки. Культурный шок появляется в первые несколько недель после того, как человек сменил обстановку. Социологи применяют понятие культурного шока к тому физическому и психологическому дискомфорту, который испытывает индивид, переехавший жить в другую страну или другое место, которое значительно отличается от его прежнего. В ситуацию культурного шока попадает житель деревни, переехавший в город, эмигрант, переселившийся из одной страны в другую, целый народ, попавший под иностранную интервенцию. Тот образ жизни, которым жили люди прежде или считали нормальным, оказывается на новом месте неподходящим либо для самого человека, либо для местных жителей, встре- 89 Culture Shock. A Reader in Modern Cultural Anthropology / Ph.K. Bock (Ed.). N.Y., 1970. чаюших эмигрантов в штыки. Если нет враждебной обстановки и аборигены приветливы, то культурного шока либо вовсе нет, либо он незначителен. Перебравшиеся на новое место жительства находятся в растерянности или даже в отчаянии: они не знают местного языка, бытовых правил, техники пользования банкоматом или телефоном. Сила шоковой реакции определяется: 1) степенью различия двух культур; 2) психологическими особенностями человека, его умением или неумением быстро приспосабливаться к новым условиям; 3) наличием или отсутствием элементов старой культурной среды, например, семьи, друзей, которые индивид «переносит» с собой на новое место, а они поддерживают его; 4) степенью открытости и доверительности представителей новой культуры, с которыми контактирует пришелец. Специалисты выделяют четыре способа преодоления конфликта, порождающего культурный шок: 1) геттоизация — приезжие солидаризируются между собой и образуют внутри новой культуры изолированные анклавы (гетто), где сохраняют и поддерживают старые традиции; 2) ассимиляция — приезжие пытаются раствориться в новой культуре, усвоив чужие обычаи и забыв свои собственные40; 3) взаимодействие — компромиссная попытка совместить элементы старой и новой культуры91, в результате чего часто возникает так называемый двойной стандарт поведения: дома разговаривают на своем, а в учреждении на чужом языке; 4) колонизация — новички навязывают аборигенам свои правила поведения и представления о жизни, сознательно противопоставляя их нормам местной культуры92. Суть геттоизации состоит в том, что иммигранты, прибывшие в чужую страну, закрываются для внешнего мира, погружаются в собственные заботы и проблемы, организуя подобие маленькой родины. Они селятся водном и том же районе города, где говорят на родном языке, сохраняют традиции и обычаи, к которым привыкли у себя на родине. Солидарность, ориентация на себя, общение только между своими создают изолированные анклавы (гетто), где сохраняют и поддерживают ценности исторической родины. Примером служат многочисленные чайна-тауны, индийские, малайские или русские кварталы в американских городах. В культурных гетто на каждом углу можно встретить маленькие ресторанчики, предлагающие национальную кухню, магазинчики с красными драконами или разноцветными матрешками, формальные и неформальные места общения для диаспоры. Наука давно обратила внимание на феномен культурного шока. В период великих географических открытий сообщения путешественников и мис- 9,1 Ассимиляция — способ преодоления культурного шока, противоположный геттоизации. В этом случае индивид стремится максимально быстро отказаться от своей культуры и усвоить культуру страны пребывания. 91 Это промежуточная стратегия, при которой эмигранты «вливают новое вино в старые меха», со 92 Такой сценарий наблюдается в процессе завоеваний (как военных, так и мирных), освоения но сионеров XV— XVII вв., описавших бесконечное множество новых стран и народов, вызвали в Европе определенный культурный шок и привлекли внимание общественности к изучению не только чужих культур, но и к анализу природы и сущности культуры в целом. Тот же самый культурный шок, по мнению Л.Г. Ионина, породил в умах европейцев переворот, который можно назвать антропологической революцией. Суть ее в том, что пошатнулась претензия Европы на исключительность; человечество оказалось состоящим из множества культур, по многим основаниям равным европейской. В последнее время для описания явлений, связанных с культурным шоком, используется еще и термин стресс аккультурации (Acculturative Stress), или «аккультурационный стресс». Между ними очень много общего, поэтому чаще всего они употребляются в качестве синонимов. Разница между ними в том, что второй термин более конкретен и указывает на причины появления культурного шока, а именно последствия аккультурации. Кроме того, слово «стресс» специалисты нередко предпочитают термину «шок» потому, что он используется очень широко в смежных науках, где ему дали очень точную характеристику и научились измерять. Культурный шок, по всей видимости, передает более сильное эмоциональное потрясение, вызванное культурными изменениями, чем стресс. В нем ощущаются нотки потрясения от пережитого, какой-то внутренней или внешней катастрофы. Вот почему целесообразно, на наш взгляд, обозначать культурным шоком крупные события, приобретающие исторический масштаб, а стрессом аккультурации именовать события, происходящие с отдельными людьми либо этническими группами. Яркий исторический пример — культурный шок, пережитый Русью во время татаро-монгольского нашествия. Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечто вроде культурного шока: затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Европой, вместо каменного господствовало деревянное зодчество, памятники которого выгорали во время частых городских пожаров, были утрачены технические навыки по выделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия. Напротив, аккультурационный стресс в большей или меньшей мере испытывают те, кто впервые попадает в инокультурную среду (туристы, эмигранты и т.д.). Он может проходить болезненно либо совершенно незаметно, хотя его последствия могут сказаться через долгое время. Культурный шок может явиться следствием культурного запаздывания, быстрых перемен в обществе, к которым народ не успел приспособиться. Именно так рассуждал М. Маклюэн: «Шоковое смятение и глубокое отчаяние неизменно возникают в великие переходные периоды развития техники и культуры. Наш "век тревоги" является в значительной степени резуль- татом попытки выполнять сегодняшние обязанности с помощью вчерашних орудий — вчерашних концепций. Наше время — это время преодоления барьеров, отказа от старых категорий, время повсеместных поисков»93. Шок и стресс проявляются в ухудшении самочувствия и здоровья, появлении депрессии и страха, ощущении своей ненужности и отчуждения от окружающих. Внешними признаками такого состояния служат снижение социального статуса в связи с переездом в другую страну или другой город. Как правило, человека, проходящего интенсивный процесс аккультурации, относят к маргинальной культуре. Ему свойственны ощущения неустроенности, временности своего положения, утраты почвы и культурных корней, а также ностальгия по родине, невозможность найти новую идентичность, т.е. незнание или неумение отождествить себя с какой-либо общностью, группой, влиться в нее на равных94. Ниже представлены основные симптомы шока и стресса (сводные признаки)95: Симптоматика аккультурационного стресса имеет несколько ярко выраженных стадий: Инкубационная фаза — первое знакомство с новой культурой, восхищение ею, удивление бытовыми достижениями, пребывание в некой эйфории. Ее еще называют стадией «медового месяца». Кризисная фаза — вторая стадия аккультурационного стресса. Эмигрант сталкивается с самыми заурядными бытовыми проблемами, барьерами и трудностями, которые кажутся ему неодолимыми. Его не понимают окружающие, а он не может объясниться на чужом языке, не знает, как расплатиться, куда можно, а куда нельзя заходить, и т.д. Прежний культурный капитал и знания, накопленные на родине или почерпнутые из книг, как оказывается, не помогают. Шок и трепет— таково его психологическое состояние. В этот момент с некоторыми мигрантами происходит психический срыв, который влечет за собой бегство на родину. 93 Маклюэн М. Средство само есть содержание (www.uic.nnov.ru). 94 Culture Shock. A reader in modern cultural anthropology/ Ed. by Ph.K. Bock. N.Y., 1970. 95 Guanipa С Culture Shock (http://edweb.sdsu.edu). Первые победы — третья фаза, свидетельствующая о первых ух пехах в адаптации к новой культуре. Эмигрант или турист, освоившись в новой обстановке, начинают многое понимать в ней и уже чувствуют удовольствие от своего пребывания здесь. К трудностям и проблемам относятся с юмором или оптимизмом, смотрят на них как на временные препятствия. Достигается некий социальный баланс, переезд уже не воспринимается как фатальная ошибка, а старая родина вызывает лишь ностальгию, но не желание немедленно вернуться. Впервые появляется стремление принадлежать новой культуре. Фаза реализма наступает в тот момент адаптации, когда индивид понимает, что новая культура имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Иллюзий уже не осталось, а если приходится кому и жалеть о своем выборе, то «все мосты сожжены» и возврата на старую родину нет. Вероятно, от безысходности возникает более сильная привязанность к новой родине — теперь уже как к единственной. Шок возвращения (re-entry shock) — пятая фаза аккультурационного стресса, которая наступает в случае посещения индивидом своей первой родины. Произошедшие за многолетнее отсутствие изменения поражают его. Он находит непривычной новую культурную среду и чувствует себя на старой родине чужим человеком96. Графическим выражением фазового цикла аккультурационного стресса служит так называемая «{/-кривая» (U-curve). Она принимает такую форму потому, что эмигранты (или любые другие адаптанты) начинают цикл на высокой ноте восхищения, затем впадают в депрессию, проходят критическую фазу переосмысления, а завершают психологическим балансом и успешным вхождением в новую культуру. Рис. 15. Кривая аккультурационного стресса На рис. 15 отображены основные фазы аккультурационного стресса, за исключением последней — ретроградной, связанной с возможностью возвращения на историческую родину. В кризисной фазе возможно бегство из 6 Источник: Guanipa С. Culture Shock (http://edweb.sdsu.edu). страны пребывания и возвращения на родину. Она сопровождается глубоким разочарованием в том, с чем пришлось столкнуться на новом месте, и желанием вернуть ситуацию в исходное состояние. Симметричным ей мог быть шок возвращения, когда на первоначальное место человек возвращается, завершив полный курс культурной адаптации. Та же самая кривая описывает и фазы культурного шока97. Разумеется, вовсе не обязательно, что указанные фазы происходят с каждым мигрантом или в той последовательности, в какой они описаны. К тому же с каждым человеком они случаются в разном возрасте, а потому и проходят с разной скоростью и интенсивностью. Некоторые фазы могут выпадать или, напротив, добавляться в общий список в зависимости от личных качеств человека, условий внешней среды и целей исследования. Так, некоторые авторы прибавляют к первой фазе предварительную, которую называют «расторжением помолвки» (Disengagement). Она предваряет встречу с новой родиной и фазу эйфории, поскольку протекает на старой родине в постоянных размышлениях и сомнениях: решив эмигрировать, индивид взвешивает все «за» и «против», его мучают угрызения совести, желание не покидать родных и друзей, страхи перед неизвестностью, оценка своих шансов и многое иное98. Шок возвращения, или повторный шок —довольно любопытный социокультурный феномен. Через некоторое время — у разных людей оно измеряется по своему — старая родина воспринимается как новая, при встрече с ней испытывается такое же потрясение, какое было при первой встрече с новой родиной. За период адаптации на второй родине у индивида успели выработаться новые установки, ценностные ориентации, привычки, вкусы, сформировалось иное мировоззрение. Теперь это совсем другой человек. Попадая на свою прежнюю родину, он встречается со старыми приятелями и друзьями, но замечает, что они, прежде имевшие общие интересы и взгляды, теперь по-разному смотрят и оценивают одни и те же вещи. Легкость и быстрота прохождения стадий аккультурационного стресса зависит от таких переменных, как раса, возраст, уровень образования, язык (его близость или удаленность от языка новой культуры, а также степень знания нового языка), профессия, ценностные ориентации и установки принимающей стороны, различия в климате, статус, личностные характеристики, среди которых не последнюю роль играют мотивация (желание приспособиться к новой культуре), сила воли (последовательность в достижении цели). Большое значение имеет продолжительность контакта. Туристическая поездка или краткая командировка, как правило, не превышают длительности фазы «медового месяца» и оставляют очень яркие и приятные впечатления. Обучение или работа за рубежом в течение полугода и дольше позволяет достаточно близко и глубоко познакомиться с новой культурой, завести друзей, а то и семью, т.е. войти в фазу адаптации. Однако за это время может обнаружиться и неспособность человека приспосабливаться к меняющейся социокультурной среде, тогда он будет нуждаться в срочной пси- 97 Подробнее см.: Bochner S.. Furnham A. Culture Shock: Psychological Reactions to Unfamiliar Environments. London; N.Y., 1986. 9S Reverse Culture Shock (http://wings.buffalo.edu). хологической и социальной помощи. Срок пребывания за границей от месяца до трех наиболее труден с точки зрения преодоления культурного шока". Как правило, аккультурационный стресс переживает только первое поколение мигрантов, а у второго, родившегося на новой родине, его практически не бывает. Чем ниже возраст, в котором происходит переселение на новую родину, тем легче проходит стресс аккультурации. Стресс аккультурации происходит по той причине, что индивиду не хватает адаптационных ресурсов (внутренних или внешних) для того, чтобы интегрироваться в новую культуру и поддерживать приемлемый для него уровень существования. Виной может стать не только недостаточная сила воли, необходимая для того, чтобы преодолеть барьеры и препятствия на пути адаптации, неверие в свои силы или заниженная самооценка, но также вредные привычки, как например распространенный среди мексиканцев, эмигрировавших в США, алкоголизм или лень (нежелание и неумение трудиться, нежелание браться за любую работу)100. Стресс аккультурации протекает легче в мультикультурных обществах и сложнее — в монокультурных (уникультурных), не имеющих опыта инкорпорации в свое общество представителей национальных меньшинств. Культурный шок и аккультурационный стресс, благодаря своему сильному, иногда парализующему, воздействию на индивида, производят в его сознании, мировоззрении и картине мира нечто вроде революции. После него он иначе начинает смотреть на мир и открывает в себе новые грани, качества, возможности, о которых прежде, находясь длительное время в стабильной и однородной среде, даже не подозревал. После психологической революции у многих наступает полное изменение личности — так называемое психологическое перевоплощение, когда они чувствуют, что на самом деле стали другими людьми. Они иначе ходят, думают, чувствуют, видят, иначе относятся к людям. Подобные метаморфозы могут произойти с человеком, даже не выезжавшем в другую страну, например, в результате перенесенной травмы, тяжелой болезни или пережившим клиническую смерть. В странах Западной Европы и США, переживающих ныне огромный наплыв иммигрантов, готовы к практическому преодолению аккультураци-онного стресса. Здесь разработано множество специальных программ адаптации и учреждены особые центры, которые помогают новичкам, прежде всего школьникам и студентам, обрести себя в новой культурной среде. Так, приезжающим на краткие стажировки или языковые курсы студентам обычно советуют не покидать студенческого городка, в общежитии — селиться Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Соиис. 1995. № 11. С. 26—34. 11 Roysircar-Sodowsky С, Maestas M. Acculturation, ethnic identity, and acculturative stress: Evidence and measurement // Handbook of cross cultural and multicultural personality assessment / R.H. Dana (Ed.), Mahwah, N J. 2000. P. 138. в комнате с соотечественником (и не жить одним), общаться главным образом внутри своей общины. В Интернете можно встретить даже онлайновые журналы и сайты с названием «Culture Shock», где описывают жизненные ситуации и дают квалифицированные советы101. Межкультурный контакт и вызываемый им культурный шок, как и навыки, вырабатываемые человеком, чтобы овладеть положением, отмечает Н.К.. Иконникова102, имеют ситуационный характер. Это значит, что, приспособившись к работе в одной культуре, он снова будет испытывать трудности, попав в неформальную обстановку, переехав в другую страну, и даже вернувшись домой, поскольку за счет приобретенного опыта изменятся его ориентации, а вынужденный в течение некоторого времени разрыв социальных связей на Родине потребуют вновь утверждения своего статуса. Стресс, вызываемый культурным шоком, разрыв отношений с родными, коллегами, соотечественниками и, вместе с тем, включение в социальные связи в новой культуре — эти факторы часто являются причиной того, что люди, уехавшие на несколько месяцев или лет за границу, принимают решение остаться там навсегда.
|