При крупных катастрофах и землетрясениях, в очагах ядерного поражения люди могут оказаться в завалах. В условиях длительного сдавливания мягких тканей отдельных частей тела, нижних и верхних конечностей может развиться очень тяжелое поражение, получившее название синдрома длительного сдавливания или травматического токсикоза. Синдром обуславливается всасыванием в кровь токсических для организма продуктов метаболизма происходивших в сдавленной ткани после высвобождения из-под завала. В результат длительного сдавливания мягких тканей развиваются глубокие некротические изменения в мышцах, что сопровождается выбросом в кровь миоглобина и других токсических продуктов. Это является причиной тяжелого токсического шока. В дальнейшем миоглобин оседает в почечных канальцах, что приводит к почечной блокаде и тяжелой почечной недостаточности. Пострадавшие погибают в ранние сроки после травмы от шока в течении 7-10 дней от почечной недостаточности. При менее обширных сдавлениях и правильно оказанной неотложной помощи высоко эффективно последующее лечение, возможно выздоравливание, однако на местах сдавления развиваются мышечные атрофии, невриты и контрактуры суставов.
Если конечность еще не освобождена от сдавления, то общее состояние пострадавшего может быть удовлетворительным. Боль, которая в начале сдавления была очень сильной, через несколько часов притупляется. Освобождение конечности (без наложения жгута) вызывает резкое ухудшение состояния с падением артериального давления, потерей сознания, непроизвольной дефикацией и мочеиспусканием, т. е. развитие травматического токсикоза. В лучшем состоянии жалобы на тошноту, головную боль и жажду. На поврежденной части наблюдаются вмятины, ссадины повторяющее очертания выступающих частей давивших предметов. Кожные покровы бледные, местами синюшные, холодные на ощупь. Поврежденная конечность через 30-40 мин после освобождения начинает отекать, появляется нестерпимая боль. В течении травматического токсикоза различают три периода: ранний, промежуточный, поздний.
В раннем периоде, сразу после травмы и в течении 2-х часов сознание у пораженного сохранено, он возбужден, пытается освободиться, просит помощи. После пребывания в течении 2-х часов наступает промежуточный период, в организме нарастают токсические явления, возбуждение проходит, пострадавший становиться относительно спокойным, падает сигналы, отвечает на вопросы к периодически может впадать в дремотное состояние, сухость во рту, жажда, общая слабость. В поздний период общее состояние пострадавшего резко ухудшается, появляется возбуждение, неадекватная реакция на окружающее, сознание нарушается, возникает бред, озноб, рвота, зрачки сначала сильно суживаются, затем расширяются, пульс слабый, частый, в тяжелых случаях наступает смерть. Обнаружив человека в завале, прежде всего надо осмотреть это место и принять меры к освобождению пострадавшего. Завал разбирают осторожно: он может обрушиться. Из завала можно извлекать человека только после полного его освобождения от сдавливания.
Перед освобождением конечности от сдавления необходимо наложить жгут выше места сдавливания. После освобождения от сдавления, не снимая жгута, бинтуют конечность от основания пальцев до жгута и только после этого осторожно снимают жгут, вводят обезболивающие (50% раствор анальгина 2 мл), сердечно-сосудистые средства (кордиамин 10% 2 мл, вводятся в/м). При наличии костных повреждений иммобилизацию конечности шинами, накладывают на раны асептические повязки. Если установлен факт длительного, более 2-х часов, сдавления конечностей немедленно начинают проводить противошоковую терапию – вводят наркотические анальгетики и сердечные средства. Госпитализация в реанимационное отделение. При развитой почечной недостаточности – доставляют пострадавшего в почечный центр или другие учреждения с возможностью для проведения гемодиализа. При задержке госпитализации поврежденной конечности придают возвышенное положение, ранее наложенный бинт разбинтовывают и обкладывают конечность льдом.