Студопедия — Понятие культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие культуры.






При получении сигнала тревоги. Закрыть окна, форточки, проклеить бумагой стекла,

Если не остается времени, надо пройти в убежище в основании дома.

Если ураган застал в открытой местности

Быстро найти какой-нибудь овраг, яму, лечь, на дно и ухватиться за какой-нибудь предмет, например

ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

 

На предыдущей лекции мы с вами завершили изучение проблемы человека в философии, рассмотрев основные проблемы философской антропологии, такие, как сущность и существование человека, проблема свободы и ответственности в жизнедеятельности личности, проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека, наконец, поговорили и о любви как предмете философского анализа.

Сегодня мы заканчиваем изучение философии. Традиционно курс изучения философии принято завершать темой «Культура и цивилизация», поскольку именно в феномене культуры интегрируются все то, что мы называем ценностями мировой цивилизации, именно культура включает в себя все достижения человека и человечества, а наличие культуры отличает человека от животных, делает человека человеком.

Более подробно о сущности и содержании, об этапах развития культуры вы узнаете в следующем учебном семестре в рамках дисциплины «Культурология», сегодня же мы поговорим о культуре лишь в самых общих чертах, в контексте ее соотношения с цивилизацией, а также рассмотрим состояние современной цивилизации, основные проблемы, перед которыми стоит сегодня человечество.

Таким образом, цель сегодняшнего занятия можно сформулировать так: рассмотреть сущность и соотношение таких феноменов, как культура и цивилизация, а также особенности современной мировой цивилизации.

Конкретизируется наша цель в следующих задачах:

· усвоить основное содержание понятий «культура» и «цивилизация»;

· изучить основные модели философского осмысления культуры;

· получить представление о важнейших видах культуры общества и разновидностях культуры личности;

· провести сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития;

· эксплицировать отличительные черты современной цивилизации;

· зафиксировать значение термина «глобализация», отметить позитивные и негативные последствия глобализации;

· охарактеризовать глобальные проблемы современности, а также их сущность, происхождение и перспективы решения;

· получить представление о демографической ситуации в России и в мире.


Учебный вопрос № 1

Сущность, структура и функции культуры

(продолжительность – 25 минут)

 

Понятие культуры.

Первоначальное значение латинского слова «культура» связано с такими словами как возделывание, уход, почитание. Изначально применение слова «культура» ограничивалось сферой сельского хозяйства, под ним понимался способ возделывания, обработки земли, и только в XVIII веке оно стало наполняться духовным содержанием и стало обозначать совершенствование человеческих качеств. В эпоху Просвещения культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах.

В современном значении слово «культура» впервые употребил немецкий историк, философ И.Г. Гердер (1744-1803). В 20-ти томном труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) он впервые употребил это слово во множественном числе, подчеркнув уникальность и равноправность различных национальных культур.

В 20-м веке культура начинает трактоваться предельно широко – как универсальный способ бытия человека в мире (в отличие от животных, о культуре которых можно говорить только в метафорическом смысле), как искусственно созданная, преобразованная человеком среда обитания (в этом смысле культура выступает синонимом ноосферы).

В современной философии, слово «культура» обычно понимается в двух основных значениях: широком и узком. В первом случае культура оказывается тождественной общественной человеческой жизни, во втором – выступает синонимом духовной жизни общества и человека.

Современные исследователи насчитывают более 500 различных определений культуры, отметим лишь некоторые из них, наиболее репрезентативные.

Зигмунд Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии» определил культуру как «Всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

По мнению А.Г. Спиркина, «культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению». А.И. Кравченко определяет культуру как «комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». По А.Л. Доброхотову, «культура – это универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы».

На наш взгляд, наиболее ёмко и лаконично культуру можно определить как материально-духовную среду, созданную, взращенную человеком. В этом отношении культура, с одной стороны, противостоит, а, с другой стороны, надстраивается, вырастает из природы как естественной среды обитания человека и общества.

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации человека и общества.

С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности, «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян).

Важно отметить, что основным элементом культуры, её далее неделимой «клеточкой» выступает ценность. В системе философского знания существует целый раздел, посвященный исследованию ценностей, получивший название аксиологии (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение). В центре внимания аксиологии находятся вопросы о природе ценностей, их разновидностях, роли в жизни общества и человека.

Понятие ценности выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Эта значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Иными словами, ценность имеет значение потому, что способна удовлетворить потребности человека или общества. Таким образом, получается, что к культуре относится все, что ценно для человека, что имеет для него значение.

Мир ценностей весьма многообразен. Ценности делятся на:

§ материальные и духовные – первые удовлетворяют потребности нашего тела, ценны своими утилитарно-вещественными свойствами, вторые – удовлетворяют потребности и интересы нашей души, имеют внеутилитарный смысл;

§ положительные и отрицательные (анти-ценности) – по их способности либо содействовать, либо препятствовать совершенствованию человека и общества;

§ общечеловеческие, групповые и индивидуально-личностные в зависимости от того, для какого субъекта они имеют значение;

§ нравственные, эстетические, религиозные, научные, политические, правовые и др., связанные с различными сферами деятельности людей, с отдельными формами общественного сознания.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 463. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия