Проектирование класса
Первый шаг в проектировании класса заключается в предоставлении объявления класса. Объявление класса смоделировано на основе объявления структуры и может включать в себя данные-члены и функции-члены. Объявление имеет раздел private, и члены, объявленные в этом разделе, могут быть доступны только через функции-члены. Объявление также содержит раздел public, и объявленные в нем члены могут быть непосредственно доступны программе, использующей объекты класса. Как правило, данные-члены попадают в закрытый раздел, а функции-члены — в открытый, поэтому типичное объявление класса имеет следующую форму: Содержимое открытого раздела включает абстрактную часть проектного решения — открытый интерфейс. Инкапсуляция данных в закрытом разделе защищает их целостность и называется сокрытием данных. Таким образом, использование классов — это способ, который предлагает C++ для облегчения реализации абстракций, сокрытия данных и инкапсуляции ООП. Второй шаг в спецификации класса — это реализация функций-членов класса. Вместо прототипов в объявление можно включать полное определение функций, однако общепринятая практика состоит в том, чтобы использовать прототипы, а определять функции отдельно. В этом случае вам понадобится операция разрешения контекста для индикации того, к какому классу данная функция-член принадлежит. Например, предположим, что класс Bozo имеет функцию-член Retort (), которая возвращает указатель на тип char. Заголовок функции должен выглядеть примерно так:
Другими словами, Retort () — не только функция типа char *, это функция типа char *, принадлежащая классу Bozo. Полное, или уточненное, имя функции будет выглядеть как Bozo::Retort(). Имя Retort (), с другой стороны, является сокращением уточненного имени, и оно должно использоваться только в определенных случаях, таких как в коде методов класса. Другой способ описания этой ситуации — это говорить о том, что Retort имеет область видимости класса, поэтому необходима операция разрешения контекста для уточнения имени, когда оно встречается вне объявления и вне методов класса. Для создания объекта, который является частным примером класса, применяется имя класса, как если бы оно было именем типа:
Это работает потому, что класс является типом, определенным пользователем. Функция-член класса, или метод, вызывается с использованием объекта класса. Это делается с помощью операции членства (точки):
Код вызывает функцию-член Retort (), и всякий раз, когда код этой функции обращается к определенным данным-членам, используются значения членов объекта bozetta.
|