ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Следование законам и принципам формальной логики - это, конечно, безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления
Следование законам и принципам формальной логики - это, конечно, безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос. Однако то, на чем настаивает формально-логическая теория, - это всего лишь элементарная дисциплина мышления. Искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументирование отстаивать свои собственные убеждения и т.д. Логика настолько богата, что о ней можно говорить бесконечно. Но для первого знакомства сказанного, пожалуй, достаточно. Как советовал Гораций:
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня, Прочее все отложить и сказать в подходящее время.
Знание законов и правил - одно из самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе. И нельзя упускать возможности углубить это знание и усовершенствовать его практическое применение.
О Г Л А В Л Е Н И Е
[1] См.: Anscomhe G.E.M. Intention. Oxford, 1957. Ch. 1. [2] О том, насколько такие слова выпадают из нашего поля зрения, говорит шуточная загадка: «А и В сидели на трубе, А упало, В пропало, что осталось на трубе?» Ответ: «и».
[3] Моэм С. Луна и грош. М., 1983. С. 8-10.
[4] Данин Д. Человек вертикали (Повествование о Нильсе Боре)//Избранное. М., 1984. С. 107.
[5] О неразрывной связи понимания и ценностей говорил еще В.Дильтей (см.: Dilthey W. Gesammelte Schriften. - Leipzig, 1924. В. 5. S. 317). «Понимание и оценка. Безоценочное понимание невозможно, - писал М.М.Бахтин. - Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт. Понимающий подходит к произведению со своим уже сложившимся мировоззрением, со своей точки зрения, со своих позиций. Эти позиции в известной мере определяют его оценку, но сами они при этом не остаются неизменными: они подвергаются воздействию произведения, которое всегда вносит нечто новое. Только при догматической инертности позиции ничего нового в произведении не раскрывается (догматик останется при том, что у него уже было, он не может обогатиться). Понимающий не должен исключать возможности изменения или даже отказа от своих уже готовых точек зрения и позиций. В акте понимания происходит борьба, в результате которой происходит взаимное изменение и обогащение» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 327). «Точки зрения» и «позиции», упоминаемые здесь, - это общие оценки, используемые в процессе понимания произведения; сами эти оценки могут изменяться под воздействием произведения.
[6] Их когда-то упоминал В.Дильтей, относивший понимание только к ним (см.: DUthey W. Gesammelte Schnften. В. 5. S.317).
[7] См.: Аристотель. О движении животных. 701а 10-40; Никомахова этика. 1147а 25-31.
[8] Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 58.
[9] Dilthey W. Gesammelte Schnften. Leipzig, 1924. S.324.
[10] Гейзенберг В. Часть и целое//Проблема объекта в современной науке. М., 1980. С. 15.
[11] Там же.
[12] Там же. С. 50-51.
[13] Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969. С 501. 240
[14] Под термином «значение» здесь имеется в виду значение слова в системе языка, в его словаре, в то время как термин «представление» характеризует смысл слова в речи. В одном ряду с последним термином стоят такие, как «ситуационное значение», «контекстное значение», «субъективное значение», «индивидуальное значение».
[15] См.: Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М., 1987. С. 32-33.
[16] Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983. С. 405.
[17] Тимирязев К.А. Жизнь растений. М., 1957. С. 9.
[18] Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 66.
[19] Аристотель. Риторика. Кн. 11, 20, 1394а.
[20] Там же. Кн. III, 9, 1409а [21]. Эпиктет. Беседы. Кн. I, 24, 1.
[22] Паскаль Б. Мысли, 257.
[23] Рассел В. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 169.
[24] Котарбиньский Т. Избранные произведения. М., 1973. С. 482.
[25] Платон. Соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1973. С. 138.
[26] Там же.
|