Студопедия — Онтологическая теория Гоббса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтологическая теория Гоббса






В области онтологии Гоббс занимает последовательную материалистическую позицию. Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций. Мыслят тела, и поэтому "субъекты всякого рода деятельности могут быть поняты только как нечто телесное, или материальное" (25. Т.1. С.415). Вся Вселенная материальна, и в любой ее части нельзя отыскать "нетелесную душу", "нетелесного бога". Не бывает также и врожденных идей, а есть возникающие в сознании образы вещей.

Тела существуют объективно. Они состоят из корпускул, делимых до бесконечности. Они обладают рядом неотделимых от них свойств (акциденций), важнейшие из которых – протяженность и движение. Движение отождествляется Гоббсом с механическим перемещением, которое, в свою очередь, имеет свойства линии, величины и траектории перемещения. Тем самым Гоббс превратил физические движения в математические. Поэтому он неоднократно подчеркивал, что философию природы следует изучать, начиная с геометрии. Протяженность есть тоже математическая величина, и измерение протяженности приводит к мысли, что в мире отсутствует пустота. Она есть лишь воображаемое человеком пространство, в котором нет никаких тел. Познать вещи – значит постигнуть их движения, да и само познание есть продукт движений, и начинается оно с внешних давлений на органы чувств живого тела.

Учение о человеке

Гоббс подчиняет своему механистическому методу не только природу, но и изучение человека. С одной стороны, человек – сложное тело природы, а с другой – создатель искусственных социальных тел (общества, государства). Человек уподобляется, в изложении Гоббса, механизму, состоящему из различных частей со своими функциональными назначениями. Человек создан из страстей, потребностей, способностей и сил. От природы все люди равны, поскольку они все наделены потребностями, способностями, страстями. Никаких "сословных" различий в природе нет. Но бывают различия в воспитании и телесном устройстве. Из них возникают различия "в страстях", то есть в отношениях к тем или иным социальным вопросам и условиям жизни.

По природе своей люди эгоистичны, но не злы. Если они и озлобляются, то это следствие их взаимных столкновений, происходящих оттого, что "природа дала каждому право на все" (25. Т.1. С.305). Озлобленных, ожесточенных людей можно сравнить с дикими животными, которые не могут обуздать свои страсти. Ими движет инстинкт самосохранения, доведенный в жестоких социальных условиях до крайности. Хотя сам по себе инстинкт самосохранения – одно из величайших благ природы. Следуя закону природы – удалению от вреда, человек отталкивается от других людей, впадает в крайности и готов отнять у другого деньги, собственность и пр. для того, чтобы создать пользу для себя. Эгоистические страсти присутствуют в любом поступке любого человека, и отклонений здесь не существует. Человек в определенном смысле обречен на эгоизм и лишен свободы выбора поведения. Только разумное отношение друг к другу, способность разумно рассуждать помогают людям выбраться из животного состояния и погасить эгоизм и агрессию. В противном случае возникает состояние "войны всех против всех" как "естественное состояние" людей, вытекающее из природного равенства. (25. Т.2. С.163). Чтобы прекратить анархию и вражду, люди неминуемо должны были в прошлом прийти к соглашению, заключить общественный договор. Они передоверили часть своей свободы государству. Тем самым произошел процесс самоотчуждения людей от их естественной природы. Взамен государство обязалось следить за соблюдением всеобщего порядка и взяло на себя заботу о жизненном устройстве граждан и обеспечении их покоя. Всякий гражданин, забывший об этой функции государства и посягнувший на смену политической власти, нарушает общественный договор и поэтому должен рассматриваться как преступник.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 788. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия